Красноярский рабочий" (Красноярск)
По следам пропавших
60 лет назад начала действовать воздушная трасса Аляска-Сибирь, по которой в годы войны перегонялись американские самолеты, поставляемые в Советский Союз по ленд-лизу. В разные годы она называлась "воздушная трасса Красноярск-Уэлькаль", "Красноярская воздушная трасса", "АлСиб" и вошла в историю как достойный пример сотрудничества американского и советского народов в борьбе против общего врага - фашизма.
Эта страница отечественной истории до сих пор остается малоизученной, так как в военный период боевые машины перегонялись в режиме строгой секретности. Долгое время она оставалась таковой и после войны. Между тем строительство трассы и сама перегонка по ней военной техники полна героических и трагических событий, которые становятся предметом исследований не только специалистов-историков, но и журналистов, молодежных объединений, занимающихся воссозданием малоизвестных страниц истории, а также поисками летчиков-перегонщиков, которые до сих пор числятся в списках пропавших без вести.
Объединить их усилия была призвана международная конференция "АлСиб-60", прошедшая недавно в Иркутске, которая позволила по-новому взглянуть на события военных лет, определила новые направления работы, а также приоткрыла завесу над тайной гибели еще одного самолета, история поиска которого берет свое начало в 80-х годах на красноярской земле.
ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ
Иногда кажется, что последняя война, подмявшая кованым сапогом половину Европы, - это ушедший навсегда из жизни период отечественной истории. Но иногда она становится реальной и ощутимой - каленые отметины остались не только на земле, но и в судьбах людей разных поколений.
В 1981 году мне довелось работать в краевой молодежной газете "Красноярский комсомолец". И вот как-то при просмотре старой редакционной почты на глаза попалось необычное письмо. На листочке из ученической тетради писала девочка-школьница из города Черкассы и просила помочь в поиске ее дяди Заломина Ивана Ивановича, который в годы войны перегонял боевые самолеты в далекой Сибири. Тогда из воинской части, располагавшейся в Киренске, пришло сообщение, что он пропал без вести - вот и все сведения, которые она могла сообщить. Писала также, что все родственники, в том числе жена и два сына И. И. Заломина, надеются получить хоть какие-то известия о пропавшем без вести муже и отце.
К тому времени уже было известно, что во время войны по воздушному мосту Аляска-Сибирь перегонялись американские самолеты, поставляемые в Советский Союз по ленд-лизу из США. В одной из публикаций в альманахе "Полярный круг" начальник трассы и командир 1-й перегоночной авиадивизии И. П. Мазурук рассказывал о подготовке трассы и организации перегонки этих самолетов. Это было вызвано прежде всего неудачными и неритмичными поставками боевой техники морским путем через Атлантику в Мурманск и южный порт Басра в Иране. Новый маршрут хотя и отличался значительной протяженностью, но был более безопасным. К тому же самолеты перегонялись своим ходом по воздуху, что сокращало время поставок боевой техники.
В общей сложности самолеты должны были преодолеть около 14 тысяч километров. Американские летчики доставляли машины с заводов через Канаду до Фэрбенкса на Аляске, где они принимались советской военной миссией. Там на авиабазе Ладдфильд действовал своего рода учебный центр, где под руководством американских специалистов советские пилоты и технический персонал изучали иностранную военную технику - истребители Р-40 "Киттихаук", Р-39 "Аэрокобра", средние бомбардировщики Б-25, А-20 "Бостон", а также транспортные самолеты Си-47. Дальше от Фэрбенкса они перегонялись уже советскими пилотами до Красноярска, где располагалась специально созданная комендатура Военно-Воздушных сил Красной Армии.
Отсюда самолеты доставлялись на фронт своим ходом или по железной дороге. Этот участок трассы, пролегающий большей частью над безжизненными просторами тундры и тайги протяженностью более 6 тысяч километров, и вошел в историю как "воздушная трасса Красноярск - Уэлькаль", "Красноярская воздушная трасса", "воздушная трасса Аляска-Сибирь", "АлСиб". По тем временам осуществление этой грандиозной задачи по переброске большого количества боевой техники было связано с огромными, нередко непреодолимыми трудностями. На всем протяжении от Аляски до центральной Сибири не было надежных аэродромов, приводных радиостанций, а также привычных для летчиков ориентиров - железных дорог, населенных пунктов, если не считать пересекающие трассу реки Анадырь, Колыму, Лену, Енисей. Да и точных карт местности в то время не существовало. Поэтому решение перегонять самолеты эстафетным способом было рациональным. Вся трасса делилась примерно на равные участки: Фэрбенкс - Ном - Уэлькаль, Уэлькаль - Сеймчан, Сеймчан - Якутск, Якутск - Киренск, Киренск - Красноярск, где приводились в порядок действующие и строились новые базовые и запасные аэродромы для посадки самолетов, их дозаправки и обслуживания. Каждый участок обслуживался отдельным авиаполком, которые были расквартированы в этих населенных пунктах. Так, участок от Фэрбенкса до Уэлькаля обслуживался летчиками 1-го авиаполка под командованием полковника Недосекина, далее самолеты перегонялись соответственно летчиками 2-го, 3-го, 4-го и 5-го авиаполков. Существовал еще 8-й, транспортный, который осуществлял доставку личного состава после перегонки к месту базирования.
Подготовка трассы и сама перегонка боевой техники осуществлялись в режиме строгой секретности, поэтому большинству советских людей о ней было мало что известно. По разным причинам не менее засекреченной она оставалась и после войны, поэтому сведения, в том числе о потерях боевой техники, которые, по мнению И. П. Мазурука, составили около 0,2 процента от общего числа перегнанных самолетов, и личного состава долгое время оставались в безвестности.
Но нельзя было скрыть очевидное: люди, живущие в местах, где проходила трасса, время от времени находили остатки разбившихся самолетов иностранного производства, и тогда возникали вопросы, на которые долго никто не мог дать ответа. Так получилось и на этот раз...
ТАЙНУ "АЭРОКОБРЫ" ЕНИСЕЙСКАЯ ТАЙГА ХРАНИЛА ПОЧТИ 40 ЛЕТ
В 1982 году жителями Сухобузимского района Красноярского края недалеко от деревни Усть-Кан был обнаружен разбившийся самолет. По всем предположениям - американского производства, о чем свидетельствовали надписи на искореженных деталях и его конструкция. Сохранились и останки погибшего летчика. Тогда на место катастрофы была организована экспедиция, которая помимо останков обнаружила личные вещи пилота: несколько пуговиц, расческу, часть унта, корсет, какие носят раненые. Каких-либо документов, удостоверяющих личность погибшего, тогда обнаружить не удалось. Зато ни у кого не вызывало сомнений, что под Усть-Каном потерпел катастрофу военный самолет американского производства истребитель Р-39 "Аэрокобра", один из тех, которые во время войны перегонялись по воздушному мосту Аляска - Сибирь.
Так на страницах газеты "Красноярский комсомолец" появилась статья "Тайна енисейской тайги", в которой было высказано предположение, что на месте катастрофы погиб не кто иной, как старший лейтенант И. И. Заломин. К тому времени уже выяснилось, что он служил в 1-й перегоночной авиадивизии под командованием И. П. Мазурука, а командиром авиаполка был майор Матюшин. Действительно, Матюшин в перегоночной дивизии командовал 5-м авиаполком, летчики которого обслуживали участок от Киренска до Красноярска. И еще - последнее письмо родственники Заломина получили именно из Киренска, после чего пришло извещение, в котором говорилось: "Заломин Иван Иванович пропал без вести при исполнении служебных обязанностей 12 июля 1943 года". Подписал извещение начальник штаба ППС 78727-Д капитан Самсонов, который впоследствии стал командиром полка.
Но эти данные не позволяли до конца раскрыть тайну енисейской тайги. Нужны были другие свидетельства, которыми стали многочисленные письма читателей. Одно из них пришло от жительницы Днепропетровска Галины Семеновны Тетериной, которая во время войны работала техником на метеостанции аэропорта Киренск. Вот что она писала: "Мне прислали из Киренска газету "Ленские зори" от 17 июля 1982 года, в которой перепечатана статья "Тайна енисейской тайги". В ней сообщается, что вы ведете поиск, связанный с трагическим случаем, который произошел с истребителем Р-39 "Аэрокобра", найденным теперь вблизи деревни Усть-Кан. Ваше предположение о том, что погибшим летчиком является Заломин Иван Иванович, ошибочно. Заломин И. И. погиб летом 1943 года на самолете А-20, тоже американского производства. А в феврале-марте 1944 года 5-й перегоночный полк постигло еще одно несчастье. Из группы самолетов-истребителей типа Р-39 "Аэрокобра", летевших по трассе Киренск-Красноярск, сразу два самолета потерпели катастрофу.
Летчиками на них были Василий Мошкей и Юрий Самарцев. К великому сожалению, я не знаю номера их самолетов. Осенью же 1944 года в полку говорили, что Юра Самарцев был найден под Красноярском людьми, ходившими за ягодами, в августе или сентябре. И что на месте катастрофы обнаружили его партийный билет и мундштук колымский, памятный, а также клочки куртки. А Вася Мошкей был зачислен в списки без вести пропавших. Поэтому более всего можно предполагать, что теперь нашли именно его".
Вот такое письмо. Эти данные были подтверждены Центральным архивом Министерства гражданской авиации (ныне - Федеральная авиационная служба), где, в частности, сохранились и такие сведения: "В заключениях по катастрофам Управления воздушной магистрали Москва - Уэлькаль имеются данные о том, что 28 июля 1944 года группа местных жителей деревни Глубокий Ключ Сухобузимского района Красноярского края случайно обнаружила в лесу, в двух километрах южнее деревни, разбитый самолет. 14 августа 1944 года комиссией 5-го перегоночного авиаполка было установлено, что этот разбитый самолет является перегоночным самолетом типа Р-39. При обследовании места происшествия были обнаружены останки и партийный билет старшего лейтенанта Самарцева. Останки погибшего комиссией захоронены на месте".
Для сведения: деревню Глубокий Ключ, ныне не существующую, и Усть-Кан разделяло по Кану не более двадцати километров. Эти места, более обжитые, чаще посещались людьми, поэтому самолет Самарцева был обнаружен первым еще в 1944 году. Другой же, найденный у деревни Усть-Кан, с бортовым номером 74, пролежал в тайге без малого сорок лет. Сомнений быть не могло: пилотировал его не кто иной, как Василий Семенович Мошкей, уроженец Витебска, летчик-истребитель 5-го перегоночного авиаполка, считавшийся пропавшим без вести. Это подтвердила и медицинская экспертиза, которая установила, что погибший на месте катастрофы имел ранение в спину, в область позвоночника, поэтому носил корсет.
К тому же, как стало известно, на участке трассы Киренск - Красноярск других потерь самолетов Р-39 не было. В списках пропавших без вести числится Григорий Петрович Чуйко, заместитель командира авиаэскадрильи 5-го перегоночного авиаполка, вылетевший на самолете такого же типа. Однако в документах в графе "дата и причина катастрофы" значится, что произошло это в районе Н-Илимска, где, по некоторым данным, располагался запасной аэродром. Точное же место катастрофы и факт его гибели не установлены. Не составило большого труда разыскать и родственников старшего лейтенанта В. С. Мошкея, чтобы в их присутствии придать земле останки близкого им человека, и с воинскими почестями захоронить летчика, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Однако осуществить это удалось не сразу...
Надеюсь, по прошествии с тех пор длительного времени уже можно рассказать, как это происходило. Как оказалось, захоронить "по закону" останки человека, погибшего даже при исполнении служебных обязанностей, тем более сорок лет назад, не так-то просто.
Прежде всего, как вы понимаете, необходимо было подтвердить личность погибшего, чтобы иметь веские основания и документы. В этой связи редакции молодежной газеты и лично мне неоднократно приходилось обращаться в краевой военкомат, Сибирский военный округ с предложением провести необходимые мероприятия с этой целью. Но все усилия были напрасны: людям в погонах в основном мешали ведомственные дела и заботы. А возможно, кое-что еще. Иногда просто предостерегали, что мы занимаемся не своим делом. Так прошло почти 4 лет! Все это время останки погибшего летчика-перегонщика хранились на чердаке одного из местных жителей деревни Усть-Кан.
Наконец эта "секретная" информация дошла до самой высшей инстанции - краевого комитета КПСС. Тогда отделом административных органов заведовал не просто чиновник, а отзывчивый человек Николай Андреевич Симонов. Только благодаря его личной инициативе с привлечением партийных органов г. Железногорска останки боевого летчика-перегонщика старшего лейтенанта Василия Семеновича Мошкея со всеми воинскими почестями и с согласия родственников были захоронены на городском кладбище закрытого города Красноярск-26.
Сейчас на его могиле стоит обелиск с надломленной лопастью винта, символизирующий трагическую страницу из истории перегонки боевых самолетов по воздушной трассе Аляска-Сибирь во время войны.
ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ: НОВЫЕ НАХОДКИ
Надо заметить, что на этом поиск пропавших без вести летчиков-перегонщиков, начатый на красноярской земле, не заканчивается. По итогам этой работы в газете "Красноярский комсомолец" в 1983 году были опубликованы материалы "Без вести пропавших ждут всегда" и "Над ними высокое небо", в основу которых легли факты, связанные с предыдущим поиском, где наряду с другими свидетельствами был опубликован список пропавших без вести летчиков-перегонщиков. Он был составлен Центральным архивом Министерства гражданской авиации по выпискам потерь 1-й перегоночной авиадивизии и содержал далеко не полные сведения, однако ясно давал понять, что поисковая работа должна вестись одновременно на всех участках трассы от Чукотки до Красноярска.
Сейчас многие из этого списка уже найдены. Среди них -экипаж капитана С. А. Лобарева в составе штурмана капитана М. К. Ершова и стрелка-радиста В. Н. Нечепуренко, которые пропали без вести на участке Якутск-Киренск 24 марта 1943 года,- в настоящее время захоронены в городе Киренске; а также экипаж заместителя командира эскадрильи 7-го перегоночного авиаполка старшего лейтенанта В. Г. Лесных в составе штурмана 7-го перегоночного авиаполка С. А. Сивельгина и воентехника первого ранга Г. Г. Ведмицкого. Они пропали без вести на участке Сеймчан-Якутск в районе Верхоянского хребта 21 мая 1943 года - в настоящее время захоронены в поселке Тополиный.
Примечательно, что двое из них, Лесных В. Г. и Ведмицкий Г. Г., по состоянию на 1943 год, проживали в городе Красноярске, где оставались их семьи. Оказывается, в самом начале организации воздушной трассы Аляска - Сибирь существовал полк, который обеспечивал перегонку тяжелых самолетов от начала до конца трассы, так называемую "сквозную" перегонку. Это был 7-й перегоночный авиаполк, который впоследствии был расформирован, так как от "сквозной" перегонки пришлось отказаться.
Установлены места гибели других перегонщиков на других участках трассы. Но остались и те, кто до сих пор числится пропавшим без вести. Среди них - экипаж старшего лейтенанта И. И. Заломина, который, как выяснилось, не входил в состав группы летчиков-истребителей, а перегонял средние бомбардировщики А-20 "Бостон". На самолете такого типа с заводским номером 253862 он вылетел из Киренска в Красноярск 12 июля 1943 года в качестве пилота и командира корабля и к месту назначения не прибыл. Прошло почти шестьдесят лет с тех пор, как он числится в списках пропавших без вести. Помимо И. И. Заломина в состав экипажа входил штурман Иван Архипович Максимов.
Вот те краткие сведения, которые имеются в архиве. Но в процессе поиска удалось выяснить не менее важное: в тот трагический день 12 июля 1943 года из группы перегоняемых бомбардировщиков типа А-20 было потеряно сразу два самолета - с экипажем старшего лейтенанта Заломина и лейтенанта Иванова. Это стало известно из письма Николая Андреевича Яшина, проживающего в Казани. Тогда он находился на борту одного из четырех самолетов, вылетевших одной группой из Киренска в Красноярск. По свидетельству Н. А. Яшина, в экипажи входили командир группы - майор Токарев, штурман - капитан Геращенко, радист - младший лейтенант Золотухин; командир корабля - старший лейтенант Заломин, штурман - старший лейтенант Максимов (был радист или нет, Яшин не помнит); командир корабля - лейтенант Иванов, штурман - лейтенант Козобаранов (данные по Козобаранову архивом не подтверждаются, стрелка-радиста Яшин не помнит); командир корабля лейтенант Козаченко, штурман - лейтенант Яшин, радист - сержант Иванов.
"Полет до Усть-Кута, - пишет Николай Андреевич, - проходил по визуальным ориентирам, после чего группа неожиданно вошла в облака, связь с командиром была утеряна. Мы с лейтенантом Козаченко приняли решение лететь до Красноярска, так как на основании прогноза облачность должна была кончиться над Ангарой. Минут через пятьдесят полета за 5-10 километров от Ангары, севернее Братска - над Долгими Порогами - облачность кончилась. Мы встали в круг, чтобы осмотреть воздушное пространство, но других самолетов не обнаружили. Стали устанавливать связь с командиром группы, сообщили свое местонахождение, погоду и что другие самолеты не наблюдаем. Командир дал команду следовать на Красноярск, куда мы благополучно прилетели. Через 20-30 минут произвел посадку майор Токарев. Экипажи Заломина и Иванова на базу не прибыли..."
Через месяц в районе Усть-Кута местные жители обнаружили сгоревший самолет, по предметам на месте катастрофы было установлено, что там погиб экипаж лейтенанта Иванова. Сведений о втором самолете не поступало, поэтому экипаж старшего лейтенанта Заломина считается пропавшим без вести".
Как вспоминают жители Усть-Кута, в то время им не раз доводилось слышать гул военных самолетов, которые шли от Киренска вдоль Лены, а в районе впадения Куты меняли курс, поворачивая на запад. В тот памятный день 12 июля 1943 года многие заметили большой двухмоторный самолет, который из-за тумана шел очень низко, над самой рекой. Но летел он не по обычному маршруту, где пролегала трасса, а вверх по Лене. Затем стал набирать высоту, повернул в сторону сопок, где неожиданно задел за вершины сосен, упал и загорелся. По документам удалось установить, что здесь погибли летчик Георгий Михайлович Иванов и стрелок-радист Георгий Николаевич Шабуров, которые комиссией были похоронены на месте. С тех пор устькутяне свято чтут память погибших перегонщиков. На их могиле установлен скромный обелиск, куда регулярно приходят ветераны войны, молодежь.
О причине гибели экипажа Иванова высказывалось много предположений, вплоть до отказа двигателей самолета. Но вряд ли с этим можно согласиться. Скорее всего, из-за сильного тумана и задымленности от лесных пожаров экипаж отклонился от привычного курса и потерял ориентировку.
К сведению: в это время на фронте шла жесточайшая битва на Курской дуге, которая решала судьбу всей войны, поэтому самолеты перегонялись более интенсивно и нередко недоукомплектованными экипажами. Если говорить о судьбе второго самолета А-20 с экипажем Заломина на борту и не брать во внимание свидетельств очевидца Н. Яшина, а опираться только на архивные данные, то следует учесть, что и этот экипаж был неполным - отсутствовал стрелок-радист, что тоже могло привести к трагическим последствиям.
В 2000 году на месте катастрофы в районе деревни Каймоново побывал иркутский сводный поисковый отряд, который обнаружил фрагменты среднего бомбардировщика американского производства А-20 G с бортовым номером AF 42-53862. Это настоящая находка! Долгожданная. Нет никаких сомнений, что этот самолет имеет прямое отношение к воздушному мосту Аляска-Сибирь. И пилотировал его не кто иной, как старший лейтенант И. И. Заломин, который вместе с другим членом экипажа И. А. Максимовым вылетел из Киренска в Красноярск и пропал без вести 12 июля 1943 года, - это подтверждает прежде всего номер боевой машины, который совпал с архивными данными. В настоящее время фрагменты этого самолета хранятся в музее города Иркутска.
Надо отметить, что трагическое известие о находке близ деревни Каймоново уже дошло до семьи И. И. Заломина в городе Павлово-на-Оке, где до сих пор живут два его сына с надеждой найти и побывать на месте гибели отца. К сожалению, не дождалась сведений о пропавшем муже Вера Дмитриевна, которая до самой кончины не переставала ждать известий о нем. Хочется надеяться, что иркутским поисковикам удастся найти и останки погибших на месте катастрофы перегонщиков.
ПАМЯТЬ - ПОНЯТИЕ КОНКРЕТНОЕ
С 4 по 8 ноября текущего года в Иркутске состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию воздушной трассы Аляска-Сибирь. Ее организаторы - Российский союз молодежи и молодежная организация "Дань памяти" при поддержке комитета по молодежной политике администрации Иркутской области, управления культуры администрации города Иркутска, музея истории этого города поставили перед собой благородную цель - объединить усилия людей, занимающихся воссозданием малоизвестных страниц Второй мировой войны, связанных со взаимодействием народов СССР и США в борьбе против общего врага.
В работе конференции приняли участие школьники, студенты иркутских вузов, преподаватели, научные работники, интересующиеся современной отечественной историей и международными отношениями, представители органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающие за патриотическое воспитание, сохранение историко-культурного наследия и увековечение памяти погибших воинов, ветераны трассы и родственники погибших. В качестве гостей присутствовали представители Библиотеки конгресса США.
Участники конференции приняли резолюцию, в которой, в частности, предложено скоординировать работу по изучению материалов, связанных с созданием воздушной трассы Аляска-Сибирь, а также создать международную Книгу памяти летчиков, технического персонала и ее строителей. Посильный вклад в это благородное дело могут внести и красноярские историки, студенты, школьники, члены общественных молодежных объединений. Так, результатом большой исследовательской и поисковой работы по воссозданию малоизвестных страниц, обнаружению следов пропавших без вести летчиков, перегонявших во время войны американские самолеты по воздушному мосту Аляска-Сибирь, стал посвященный "АлСибу" раздел в книге "Небо без границ", вышедшей в красноярском издательстве "Русская энциклопедия" в 1995 году. Однако в книгу вошли не все материалы, которые ждут своих исследователей. К сожалению, эта страница отечественной истории недостаточно представлена в музейных экспозициях города Красноярска и края. Между тем краевой центр был в гуще происходящих событий военных лет, связанных с перегонкой боевых самолетов. Здесь они принимались и отправлялись далее на фронт. Еще живы очевидцы тех героических событий, которые могут рассказать немало познавательного и интересного. Хочется надеяться, что не останутся в стороне и власти, если, конечно, хватит денег, а у ее представителей желания, времени, сил, энергии, исторического мышления и здравого смысла.