|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.11.2002 05:36:09
|
|
Рубрики
|
WWI; Танки;
|
|
"АВТОВАРЪ" Первой Мировой - или война войной, а кушать хочется всегда
Актуальная вещь ;с) Может на современных БМП и танках внедрить?
==============================================
АВТОМОБИЛЬ ЖАРИТ ОТБИВНЫЕ
Восьмого октября 1914 года Отдел изобретений Центрального военно-промышленного комитета в Петрограде выдал Охранное свидетельство № 65086 на «Автовар» - прибор для варки пищи и кипятку, приспособляемый ко всякому автомобилю». Тепловые расчеты, как использовать выхлопные газы автомобиля для подогрева воды и приготовления пищи, выполнил инженер-механик Д. Б. Левинсон. Первый «Автовар» он соорудил вместе с подполковником П. А. Шарским.
Выписка из акта комиссии, испытывавшей «Автовар»: «Прибор был поставлен на автомобиль в 35 сил, который шел с четырьмя седоками. Кипяток (полтора ведра) можно было иметь через 12 минут. Три отбивные котлеты и картофель к ним, поставленные в духовой ящик, были готовы через 27 минут». По мнению этой комиссии, прибор можно использовать и в санитарных целях. Небольшие изменения конструкции превратят его в стерилизатор для медицинских инструментов.
Через год испытания «Автовара» проводились в Москве. В приемочную комиссию входил заслуженный профессор инженерно-технического училища Н. Е. Жуковский. В заключении комиссии сказано: «Автовар» наиболее легкого типа присоединили к автомобилю «студебеккер» в 17 сил. Первая остановка автомобиля была сделана через 11 минут после начала испытания. Вода, как оказалось, уже кипела, и жаркое было совершенно готово».

На подножке легкового автомобиля уместился «Автовар» размером 600 х 300 х 350 мм. Он состоял из медного резервуара на полтора ведра воды и «духовой кухни» емкостью около двух литров, в которую закладывали «три отбивные котлеты с надлежащим количеством картофеля и масла».
Изобретатели изготовили «Автовары», приспособленные к различным типам легковых и грузовых автомобилей. Внешне это был ящик, установленный на подножке автомобиля. По коротким медным трубкам в ящик поступали выхлопные газы. Площади прохода для газов выбирались с большим запасом, так что «Автовар» лишь слегка увеличивал сопротивление выхлопам, но в то же время исполнял роль глушителя. Количество приготавливаемой пищи зависело от мощности двигателя. За сутки дороги грузовой автомобиль мог приготовить обед восемь раз для 150-250 человек. Благодаря теплоизоляции пища долгое время оставалась горячей.
«Автовары», предназначенные для кормежки солдат, испытывались в частях действующей армии - шла первая мировая война. Кухня на подножке автомобиля всем понравилась: топлива не надо, готовит быстро и вкусно, КПД высокий. Не требуется никакого специального ухода - вымыл духовку и загружай новую порцию мяса и картошки. Вес «Автовара» легкого типа не превышал двух пудов. Чтобы присоединить устройство к автомобилю, требовалось всего десять минут. Но несмотря на все эти достоинства «Авто-варов», дальше единичных испытаний дело не продвинулось.
Заслуженный профессор инженерно-технического училища П. К. Худяков писал по этому поводу в «Вестнике Политехнического общества» (№ 32 за 1916 год); «...надо удивляться... что прибор «Автовар» был использован в таком ограниченном числе случаев... В переживаемое нами время, когда вопрос об экономии топлива выдвинут самой жизнью на первый план, широкое использование подобных приборов, не требующих излишней затраты горючего, является вполне естественным и желательным».
Ф. МАЛКИН
"Изобретатель и Рационализатор" № 2/88