От knight777 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.11.2002 20:18:50 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Саммит НАТО: большие ожидания(+)

Всем, здравствуйте!

Константин Эггерт, Би-би-си, Брюссель-Москва-Прага

Истребители ВВС Чехии барражируют в небе над Прагой. Пожилым МИГам предстоит заняться делом, которое их советским конструкторам не могло привидеться и в страшном сне. Самолеты будут обеспечивать безопасность участников встречи НАТО в верхах.

На ней, как образно выразился один из сотрудников секретариата альянса, "предстоит забить последний гвоздь в крышку гроба" ялтинского соглашения 1945 года, разделившего Европу на сферы влияния и закрепившего советское господство над балтийскими странами и большей частью Центральной Европы.

Ожидается, что на саммите в Праге Латвия, Литва, Эстония, а также Румыния, Болгария, Словакия и Словения получат приглашение вступить в НАТО. И хотя само вступление предполагается, возможно, лишь в течение двух лет, политический эффект предстоящих решений иначе, чем историческим, не назовешь.





После вступления в НАТО мы впервые за всю нашу историю будем чувствовать себя по-настоящему в безопасности

Кадри Лийк, эстонский журналист
Как сказал мне обозреватель эстонской газеты "Постимеэс" Кадри Лийк, "для нас - это исправление несправедливостей середины 40-х годов, когда Советский Союз оккупировал Эстонию. После вступления в НАТО мы впервые за всю нашу историю будем чувствовать себя по-настоящему в безопасности".
По словам Радека Сикорского, бывшего замминистра обороны Польши, а ныне - главы неправительственной Новой атлантической инициативы в Вашингтоне, Прага - это конец одной эпохи и начало другой.

"Процесс заживления ран континента, преодоление многолетнего раскола Европы, возвращения в семью демократий стран и народов, пострадавших от коммунистической антиутопии - вот что важнее всего. НАТО - союз демократий. Расширение альянса - это укрепление демократических институтов Европы, укрепление позиций демократических элит", - говорит Радек Сикорски.

Станет ли НАТО сильнее с присоединением новых стран? Для многих это далеко не очевидно. Сотрудники штаб-квартиры сил альянса в Европе в частных беседах сетуют: сумма военных бюджетов всех европейских союзников в два раза меньше, чем у Соединенных Штатов. В технологическом отношении Старый свет отстает от Нового минимум на 4-5 лет.

И расширение видится многим как процесс, скорее ослабляющий НАТО. Эксперт Московского центра Карнеги Александр Пикаев полагает, что вступление семи новых стран создаст серьезные проблемы для принятия решений в НАТО: " 19 - это уже много, а 26 - и подавно. Тем более, когда в НАТО вступают такие страны как Румыния. В XX веке эта страна участвовала во многих коалициях, но всегда терпела поражение".



Польша считает, что от расширения НАТО выиграют все

Радек Сикорски полагает, что состояние армии важный, но не единственный фактор в новой реальности: "НАТО всегда была военно-политическим союзом. Новые союзники тоже могут внести свой вклад в общее дело - территория, разведывательные данные, готовность сотрудничать с другими в борьбе с новыми вызовами - такими как международный терроризм".

Саммит в Праге - первый большой сбор НАТО после Римского саммита в конце мая этого года. На нем Россия и 19 стран-членов альянса создали новый Совет, в работе которого Россия участвует на равных с другими членами альянса.

Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон - он же сопредседатель Совета Россия-НАТО - его деятельностью доволен: "Успех Совета Россия - НАТО превзошел все ожидания. Всего за пять месяцев его существования мы начали налаживать сотрудничество в таких сферах, как борьба с распространением оружия массового уничтожения, противоракетная оборона театра военных действий, миротворческие операции, совместные операции по поиску и спасению на море".





Мы с НАТО не стали вдруг союзниками. Но сейчас мы просто почувствовали, что у нас есть некие общие вызовы, которые гораздо важнее многих старых угроз

Андрей Келин
Замглавы представительства России при НАТО Андрей Келин более осторожен: "Я бы не забегал вперед. Мы с НАТО не стали вдруг союзниками. Но сейчас мы просто почувствовали, что у нас есть некие общие вызовы, которые гораздо важнее многих старых угроз. Это прежде всего терроризм, этнические противоречия и нестабильность. Справиться с ними можно лишь сообща."
Официально Москва по-прежнему называет расширение НАТО ошибкой. Глава МИД России Игорь Иванов приедет в Прагу, но не на саммит, а на заседание Совета Россия-НАТО и Совета Евроатлантического партнерства. Однако сам факт его присутствия в Праге в дни натовского фестиваля - явление знаменательное.

"Дискуссионный клуб"?

С точки зрения Александра Пикаева, "новая российская администрация поняла, что истериками процесс расширения НАТО остановить не удастся. Она больше не пытается досадить западным державам бессмысленными криками, за которыми последовало бы неминуемое унижение. ".

Опасения по поводу возможного превращения НАТО в некое подобие " вооруженного ОБСЕ", дискуссионного клуба, где мало что решается - главная тема разговоров в штаб-квартире союза. Тем более что расширение альянса приобрело собственную логику и будет продолжаться. Через пять-семь лет в альянс, скорее всего, войдут Хорватия и Сербия, вероятно присоединение Черногории, Албании и Македонии. Разумеется, все это при условии, что все эти страны сохранят нынешний вектор развития - демократия, рыночная экономика, гражданский контроль над армией.

Россия в НАТО?

Многие считают, что логическим последствием развития НАТО в XXI веке станет прием в состав альянса России. Выступая в октябре в Лондоне на конференции по вопросам оборонной промышленности, лорд Робертсон предложил свое видение того, какой будет Организация Североатлантического договора в 2015 году. По его мнению, к этому моменту Россия еще не будет членом НАТО, но уже станет надежным партнером союза.





Президент России пока не намерен подавать от имени своей страны заявку на вступление в НАТО. [...] Но наш мир меняется так быстро, что я бы в будущем ничего не исключал

Джордж Робертсон
Я спросил генерального секретаря альянса, значит ли это, что после 2015 года присоединение России к организации возможно? Вот что ответил Джордж Робертсон: "Президент России пока не намерен подавать от имени своей страны заявку на вступление в НАТО. Господин Путин мне говорил, что таких планов в Москве нет. Но наш мир меняется так быстро, что я бы в будущем ничего не исключал".
Эта позиция "открытых дверей" не нова. Однако в последний год о перспективе появления России в составе альянса стали говорить как о чем-то вполне возможном, и лишь пока не своевременном.

В частных беседах представители генерального секретариата НАТО говорят о плачевном состоянии российской армии и отсутствии эффективного гражданского контроля за вооруженными силами как о главных препятствиях на пути России в альянс.

Другой проблемой остается возможный вооруженный конфликт России с Китаем. Ведь в этом случае НАТО придется идти на помощь союзнику в Азии. В Москве, в свою очередь, сомневаются, захочет ли Россия хотя бы частично зависеть в своей политике безопасности от коллективного мнения тридцати стран, в том числе Люксембурга и Словакии.

В любом случае вопрос о приеме Москвы пока не стоит на повестке дня. Но если когда-нибудь нечто подобное произойдет, то, по образному выражению одного из чиновников брюссельской штаб-квартиры альянса, "это будет уже и другая НАТО, и другая Россия".


С уважением, knight777