От Samsv Ответить на сообщение
К Исаев Алексей Ответить по почте
Дата 19.11.2002 17:52:12 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1941; Версия для печати

Закарян к 100-летию Катукова

>Доброе время суток

>Никто не встречал в книжках разблюдовку танков 4 тбр на момент ее вступления в бой в начале октября 1941 г.?
От красногвардейца до маршала

Cто лет назад, 17-го сентября 1900 года, в селе Большое Уварово тогда Коломенского уезда в крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Михаилом. В школу он пошел с девяти лет. Первой его учительницей была Мария Ивановна Уварова, которая, как впоследствии с любовью вспоминал Михаил Ефимович Катуков, подарила ему “несравненное богатство - знание прошлого страны”, которое заставило его “ощутить себя наследником бессмертной славы русского оружия”.

Учился Миша охотно и прилежно, что позволило ему окончить начальную школу с похвальным листом. А вскоре нужда в семье погнала его на заработки в Питер. Там у одного городского купца и стал он работать только за хозяйские харчи и угол в доме. Будучи любознательным, завел знакомство с солдатами и заводским людом.

В первое утро начавшегося Октябрьского восстания Михаил, вооружившись берданкой, принял боевое крещение. Семнадцатилетний боец одного из отрядов Красной Гвардии, он бился с юнкерами на Лиговке, вышибал их из гостиницы “Большая Северная”.

Осенним днем в далеком 1919 году молодой Катуков, уже опаленный огнем революционных сражений пришел пешком из родительского дома в Голомну и добился в военкомате направления добровольцем в Красную Армию, отказавшись от права на освобождение от воиской повинности как выросшего в многодетной семье.

Гражданскую войну красноармеец Михаил Катуков начинал в боях под Царицыном. Затем воевал на Дону, на польском фронте. Служил в 57-й стрелковой дивизии. Командование его заметило. В 1922 году Катуков успешно окончил Могилевские пехотные курсы и стал командиром РККА. Прошел должности от взводного до командира роты. И вновь за парту: в 1927 году он завершает учебу на известных тогда Высших стрелковых курсах (“Выстрел”), и назначается комбатом. А когда стали бурно развиваться молодые советские бронетанковые войска, М.Е.Катукова направили на курсы усовершенствования командного состава при Военной Академии механизации и моторизации Красной Армии в Москве, которые он закончил в 35-ом. Так Михаил Ефимович переквалифицировался из пехотинцца в танкиста.

...В преддверии войны с фашистами полковник Катуков командовал 20-й танковой дивизией Киевского особого военного округа. Сумел, несмотря на огромные трудности, подготовить свое соединение к действиям в сложных боевых ситуациях.

Начало Великой Отечесттвенной войны встретил в окружном госпитале, где находился после операции. В те дни военоначальник Катуков сделал почти невозможное: настоял на досрочной выписке и, с все еще высокой температурой и общей слабостью, добрался до своего соединения.

Практически круглосуточные бои с превосходящими силами гитлеровских орд, вынужденные отходы... Однако “катуковцы” наносили при этом ощутимые контрудары по врагу. Когда требовала обстановка, сам комдив отважно брался за оружие.

До конца жизни Михаил Ефимович помнил ту трагически-тяжелую летнюю пору сорок первого, когда в ужасающих трудных боях под Малином его танкисты и мотострелки отбивались от немцев, отстреливаясь из винтовок и пистолетов, рубились саперными лопатками, пуская в ход ломы и большие гаечные ключи.

...Холодной дождливой осенью Катукова вызвали с Юго-Западного фронта в столицу за новым назначением. Тогда он выкроил несколько часов для заезда в родную деревню, чтобы встретиться с отцом и поклониться могиле матери.

Вот как рассказывал об этом случае адъютант тогда еще полковника Катукова:

- Пришли в катуковскую избу. Встречает отец - седой такой крестьянин в очках, Ефим Епифанович. А утром сходили на могилу матери. Подошел Михаил Ефимович, снял фуражку и долго так стоял. Лицо потемнело, глаза какие-то стальные сделались. Помолчал и сказал: “Неужто и здесь воевать придется, в своей родной Московской области? Лучше умереть, чем допустить их сюда. Но ничего, остановим и погоним до Берлина”.

Да, уже тогда, практически в самом начале Великой Отечественной, наш земляк, впоследствии видный танковый полководец, с надеждой и верой думал о взятии столицы нацистского третьего рейха.

В Москве Катуков узнал о своем назначении командиром 4-й танковой бригады, что была сформирована в сентябре в Сталинградской области. С нею, в составе войск Брянского фронта, Михаил Ефимович и вступил в схватку с частями второй танковой армии гитлеровского генерала Гудериана под городом Мценском Орловской области.

Полковник Катуков знал, что на каждый танк его бригады приходится почти десять танков противника, что силы, которым предстояло столкнуться, слишком неравны. Но он знал и то, что надо стоять насмерть, надо сделать все возможное и невозможное, чтобы не пропустить фашистов к городу оружейников - Туле, не допустить их прорыва на Московское направление.

И Катуков, хитрейшим образом маневрируя своими силами, применяя ложные линии обороны и фанерные танковые колонны, действуя танками из засад, сумел с четвертого по одиннадцатое октября сорок первого нанести противостоящим “вермахтовцам” тяжелые потери в технике и живой силе.

В те грозовые дни и ночи бригада Катукова фактически полностью разгромила две фашистские танковые дивизии и одну мотодивизию.

Орды фашистов хотели прорваться

К городу Туле, к Москве золотой,

Сталью, огнем заслоняя столицу,

Танки четвертой стояли стеной.

Вот за такую отвагу, за такие подвиги, за такие умелые ратные действия 11 ноября 1941 года 4-я танковая бригада знаменитым приказом Наркома обороны СССР И.В.Сталина была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду. А сам ее комбриг М.Е.Катуков удостоен высшего в стране ордена Ленина и произведен в генерал-майоры танковых войск. Это соединение в войсках стали уважительно именовать “родоначальницей” советской танковой гвардии, а Михаила Ефимовича Катукова - по праву величать первым гвардейцем-танкистом.

Здесь, забегая вперед, проинформирую читателя, что 1-я гвардейская танковая бригада до конца войны действовала в “объединениях Катукова”, что она заслужила награждения шестью высокими орденами, была удостоена почетного наименования “Чертковская” (за взятие г.Черткова), что из ее состава вышли 19 Героев Советского Союза.

Переведенная на Западный фронт в состав 16-й армии генерала К.К.Рокоссовского, она геройски сражалась на ближних подступах к Москве. “Катуковцы” действовали тогда на легендарном Волоколамском направлении. И здесь были тяжелые часы, когда уже казалось, что все человеческие силы на исходе. А он, Катуков, с красными воспаленными от многих бессонных ночей глазами, в обожженной походными кострами простой солдатской шинели, на петлицах которой были химическим карандашом нарисованы генеральские звезды, - вновь показывал образцы воинского умения и личной храбрости.

Летом 1942 года генерал Катуков командуя танковым корпусом на Воронежском фронте в ходе отчаянных, трудных сражений размышляет над опытом наших первых оперативных бронетанковых объединений - армий с несколькими сотнями, может быть, тысячью боевых машин. Он тогда говорил, что “они должны будут наносить массированные - именно массированные! - удары по противнику”, что “Только так можно будет завоевать победу в этой проклятой войне”.

И символично, показательно, уважаемый читатель, что из-под пера Михаила Ефимовича в тот далекий суровый сорок второй год вышел труд с обобщением накопленного им ратного опыта в битве с гитлеровскими механизированными ордами; труд, который содержал ценные выводы и предложения на будущее - книга “Танковые бои”.

В исторической битве на Курской дуге его 1-я танковая армия (с 1944 г. - первая гвардейская!) успешно противостояла новым немецким танкам “тиграм” и “пантерам” на обояньском направлении, на участке, где враг создал небывалую до этого плотность своей боевой техники, - ттанковую дивизию на километр фронта. И в этом поединке “катуковцы” превзошли фашистов мастерством и умением, применив новую тактику “подвижной активной обороны”.

Полководческий талант командарма генерал-полковника танковых войск М.Е.Катукова ярко проявился и в ряде последующих операций Великой Отечественной. Так, за умелое руководство своей армией в Львовско-Сандомирской операции и проявленные при этом личное мужество и храбрость наш земляк 23 сентября 1944 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Второй медалью “Золотая Звезда” Михаила Ефимовича наградили за успех в Восточно-Померанской операции шестого апреля сорок пятого.

Здесь небезынтересно знать, что награду вручил Катукову заместитель Верховного Главнокомандующего, командующий войсками 1-го Белорусского фронта маршал Советского Союза Г.К.Жуков тринадцатого апреля по поручению и от имени Президиума Верховного Совета страны. Вручил с пожеланием “отработать” вторую Звезду Героя в ближайшей Берлинской стратегической операции.

И командарм ответил, что армия его “будет стараться на благо нашей Родины - даст Гитлеру последний пинок высокой квалификации и в указанном темпе”.

Как известно 1-я танковая армия Катукова внесла свой весомый вклад во взятие Берлина и нанесла-таки Гитлеру “пинок” в завершающей битве Великой Отечественной войны. Впоследствии Михаил Ефимович не раз говорил, что штурм этой циттадели фашистов стал его, как говорится, “звездным часом” годов военного лихолетья.

Сразу после Победы он писал из “притихшего Берлина”, писал, можно сказать неким философским настроем воина-освободителя под свежим впечатлением долгожданного конца долгой, грозной войны: “Мы доканали наконец гитлеревцев”. И далее, рассуждая о “страшных разрушениях Берлина”, оговорил, что: “этого можно было бы избежать, если бы не безумство Гитлера, который заставлял своих людей бороться до последнего человека, хотя это сопротивление было абсолютно бессмысленно”.

Скончался Михаил Ефимович Катуков восьмого июня 1976 года, имея звание маршала бронетанковых войск, будучи в составе Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Прах этого легендарного танкового полководца был предан земле на Новодевичьем кладбище в Москве, а бронзовый бюст его - дважды Героя Советского Союза - возвышается в соседнем с нашим городе Озёры.

Отмечу, что благодарная народная память, Родина наша, увековечили светлое имя Михаила Ефимовича Катукова назвав им улицы в трех городах, в том числе в столице Российской Федерации - Москве, у ее северо-западной окраины (Строгино).

Как память о себе, о ратных делах своих Михаил Ефимович оставил потомкам книгу интересных и содержательных мемуаров “На острие главного удара”.

Завершая, считаю своим долгом напомнить уважаемому читателю, что в год 100-летия Михаила Ефимовича Катукова известный журналист, писатель и краевед А.И.Кузовкин включил в свою новую книгу “Коломенцы - земляки мои” очерк исследовательского характера, иллюстрированный пятью снимками об этом замечательном Человеке с большой буквы - “Верность юношеской мечте”.

М.Р.Закарян,

подполковник в отставке,

фронтовик