От Игорь Артюков Ответить на сообщение
К СОР Ответить по почте
Дата 28.10.2002 11:34:36 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

О газе

Из сегодняшней "Газеты" (www.gzt.ru)

'У российских военных просто не было выбора'
Свое мнение в интервью ГАЗЕТЕ высказывает доктор Аарон Зильберман, профессор Бостонского медико-биологического колледжа Mount Sinai: 'Мы обменялись впечатлениями с моим давним другом и коллегой, специалистом по токсикологии. Назовем его доктор N – настоящее имя огласке не подлежит, поскольку коллега занят в различных программах Пентагона. Совершенно очевидно, что обычный усыпляющий либо слезоточивый газ из арсенала полицейских спецсредств подобного фатального эффекта дать не может.

Террористов, а вместе с ними и заложников пришлось буквально 'оглушить' быстро- и сильнодействующим средством нервно-паралитического действия. Этот газ, разумеется, не принадлежит к разряду боевых отравляющих веществ, но близок к ним.

Я понимаю, что у российских военных просто не было выбора. Они вывели бандитов из строя, лишили их возможности не только сопротивляться, но и действовать, а ворвавшись в здание, не искушали судьбу, просто-напросто открыв огонь по живым мишеням. Однако, если русские генералы приказали применить такое оружие, они обязаны были параллельно штурму подготовить и практически молниеносную эвакуацию заложников из зоны поражения.

Первый возможный вариант – аэрозольный валиум высокой концентрации. Это седативный газ. Под его влиянием затрудняется дыхание, прекращается доступ кислорода в мозг. Представьте себе физическое состояние человека, на шее которого затянули удавку либо повесили на кресте, как в Древнем Риме. Если действие концентрированного валиума на организм было протяженным во времени, последствия бывают необратимы. Пораженный в лучшем случае надолго теряет память и испытывает сильнейшие головные боли; в худшем – наступает летальный исход.

Второй вариант – газ класса BZ, тоже высокой концентрации. Это сильнейший наркотический галлюциноген, его действие похоже на то, которое оказывает на психику ЛСД либо 'крэк'. Пораженный человек полностью утрачивает чувство реальности и как бы 'проваливается' в параллельный мир, мир невероятных грез. В зависимости от концентрации вещества и продолжительности его воздействия последствия непредсказуемы. Пострадавший остается физически цел, однако на довольно долгое время – вплоть до нескольких лет – может впасть в состояние комы и вести жизнь 'овоща'. Поэтому мне, врачу и биологу, не совсем понятно, как российские власти намерены оправдаться перед родственниками пораженных этим оружием. Оправдываться придется и перед ООН. Подобные химические вещества запрещены, в США их разработка была остановлена 30 лет назад. Если газ класса BZ имеется на вооружении российских частей специального назначения, то это прямое нарушение Международной конвенции по химическому оружию, которую Россия подписала в 1997 году'.