От полковник Рюмин Ответить на сообщение
К Юрген Ответить по почте
Дата 15.10.2002 01:27:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: по этому поводу - докУмент

Из ориентировки НКГБ УССР № 683/с начальникам УНКГБ по областям республики о принятии мер к перехватку каналов связи немецкой разведки с ОУН
23 апреля 1944 г.

Общеизвестно, что украинские националисты всех течений до войны возлагали большие надежды при помощи Германии создать "самостийную" Украину.

Известно также, что немцы всячески поддерживали украинских националистов в этом, однако, когда в первые дни войны Германии с СССР наиболее активная часть ОУН, возглавляемая Бандерой, попыталась создать без разрешения немцев "правительство" "самостийной" Украины, немцы, несмотря на свои прежние обещания, бесцеремонно разогнали это правительство, арестовали Бандеру и расстреляли ряд видных главарей бандеровского течения.

После этого сохранившиеся приверженцы Бандеры, как Максим Рубан, Клим Савур и др., перешли на нелегальное положение и объявили "войну" немцам, создав для борьбы с ними, а равно для борьбы с советским элементом сначала "боевки", а затем т[ак] н[азываемую] "Украинскую повстанческую армию" (УПА).

ОУН сумела под лозунгом борьбы с немцами, а равно путем террора втянуть в ряды УПА значительную часть населения из социально близких им слоев.

Боевые действия УПА против немцев сводились к антинемецкой агитации и мелким стычкам с отдельными малочисленными гарнизонами и отрядами оккупантов и обороне от периодически наряжаемых немцами карательных экспедиций в места расположения банд УПА.

Такое положение продолжалось до 1944 года. К началу 1944 года, когда Красная Армия в результате успешного наступления освободила большую часть Украины и подошла к западным областям, где ОУН и УПА имели наибольшее распространение и влияние среди местного населения, главари ОУН бандеровского направления сначала осторожно, по секрету от своих низовых организаций, перешли вновь на службу к немцам, а в последнее время стали совершенно открыто сотрудничать с ними.

В процессе агентурно-оперативной работы по очистке освобожденной территории западных областей Украины нами собраны бесспорные факты и документы, наглядно подтверждающие связь ОУН бандеровского направления и УПА в настоящее время.

Показаниями арестованного УНКГБ по Волынской области члена районного "провода" ОУН Сирика установлено, что в первых числах января 1944 года в с. Комарове Колковского района Волынской области состоялись переговоры между командующим УПА Климом Савуром и командованием венгерских частей, использовавшихся немцами для охраны тыла.

Выпущенное в том же январе 1944 года обращение УПА к венгерским солдатам, в котором они восхваляются за "рыцарство" и "честь" и призываются к совместной борьбе против большевиков за создание "самостийных" Украины и Венгрии, свидетельствует о достигнутом в результате переговоров соглашении между Климом Савуром и венгерскими оккупантами.

Такие же переговоры бандеровцы вели и с немцами, в результате которых было достигнуто соглашение между ними и немецким командованием о совместных действиях против Красной Армии.

Как выясняется, переговоры были начаты в начале 1944 года, еще до освобождения нами территории наибольшей концентрации банд УПА. В захваченном УНКГБ по Ровенской области дневнике активного оуновца Ткачука Владимира имеется следующая запись, датированная 21.1.1944 года:

"Здесь встретились с Сайгором и его "дипломатами", он ехал на переговоры с немцами".

Сайгор известен нам как один из ближайших сподвижников командующего Северной группой УПА "Заграва" Дубового.

12.2.1944 года разведотделом боевой группы Прюцмана был издан приказ, в котором указывалось, что в результате начатых в районе Деражня и успешно законченных в районе Верба (Ровенская область) переговоров немецкого командования с руководителями УПА достигнута договоренность о взаимном ненападении и помощи в вооруженной борьбе с Красной Армией. Силы УПА согласно этому договору используются также для ведения разведки в пользу немецкого командования. Для опознания банд УПА немецкими частями введена специальная условность.

Заключение такого соглашения изменило характер бандеровской пропаганды, исключающей теперь антинемецкие выпады и обращающей все свое острие против нас.

Обнаруженная нами в Красноармейском районе Ровенской области свежая листовка с подписью "Главная команда Украинской повстанческой армии" на русском языке призывала солдат и офицеров Красной Армии переходить в УПА, содерж[ала] восхваления по адресу фашистской Германии, которая якобы ведет войну "за новый мир, построенный на принципе равноправия каждого народа, со свободным правлением на своей территории, справедливым правительством, которое не допустит эксплуатации одного человека другим...

В борьбе за создание нового, справедливого порядка объединились угнетенные народы Советского Союза, с помощью германской армии стремящиеся свергнуть иго большевистского империализма...".

Действие этого договора ОУН и УПА с немецкими оккупантами видно также по ряду фактов, установленных в процессе ликвидации бандитских формирований УПА и вражеской агентуры, засылаемой в наш тыл.

Противник в последнее время стал направлять в банды УПА своих офицеров и солдат для руководства их боевыми операциями и перебрасывать банды УПА под командованием немецких офицеров через линию фронта в наш тыл. Так:

2.3.[19]44 г[ода] в селе Заморочье Высоцкого района Ровенской области в результате проведенной органами НКВД-НКГБ операции по ликвидации банд УПА "Лайдак" и "Ярко" среди убитых 93 бандитов оказалось 7 трупов немецких солдат, а в числе трофеев изъято свыше 700 немецких гранат, патроны к немецким пистолетам и немецкий радиоприемник.

7. 4. 1944 г[ода] в с. Майдан Острогского района Ровенской области при ликвидации органами НКВД-НКГБ крупной банды УПА "Лютого" в числе убитых 69 бандитов обнаружено 3 трупа в немецкой форме, которые по всем признакам являются немецкими военнослужащими.

9.4. 1944 г[ода] в районе населенных пунктов Башковцев, Угорске, Тылявке Шумского района Тернопольской области органами НКВД-НКГБ была ликвидирована бандгруппа УПА местного формирования, которой руководили два немецких офицера.

В том же районе была обнаружена, частично ликвидирована и рассеяна банда Панасюка численностью около 60 чел[овек]. Установлено, что банда Панасюка была переброшена немцами через линию фронта южнее г. Броды.

При ликвидации вышеуказанных банд была захвачена немецкая портативная радиостанция. Среди убитых на поле боя бандитов обнаружено несколько трупов немцев.

12.4. [19]44 г[ода] в районе с. Карпиловка Ракитновского района Ровенской области была ликвидирована банда УПА Пащенко. Опросом захваченных участников этой банды установлено, что немцы перебрасывают через линию фронта из Галиции своих агентов с задачей организации бандитских отрядов из украинских националистических элементов для борьбы с Красной Армией и подготовки восстания не только в западных, но и в восточных областях Украины.

По добытым данным НКВД-УНКГБ по Тернопольской области от 12. 4. [19]44 г[ода] три крупных оуновских бандгруппы по 300 - 400 чел[овек] двигаются из Галиции к линии фронта с целью перехода ее и продвижения к Кременецким лесам.

Договорившись с ОУН и УПА о совместной борьбе против Советской власти, немецкое командование стремится сейчас установить контакт и с бульбовскими бандформированиями...

В Ракитновском районе Ровенской области УНКГБ по Ровенской области задержана группа парашютистов, снабженная немецкой портативной радиостанцией, оружием, большим количеством денег, всевозможными документами и формой военнослужащих Красной Армии.

По показаниям задержанных парашютистов установлено, что один из немецких разведорганов, дислоцирующийся в г. Минске, выбросил их с заданием установить контакт с бульбовскими бандформированиями и выяснить их нуждаемость в оружии, боеприпасах, инструкторском составе и т. д. Немецкая разведка, как показывают задержанные, обещала всестороннюю материальную помощь бульбовцам при условии их активной борьбы в тылу Красной Армии. Ориентируя об изложенном, предлагаю:

1) в агентурной и следственной работе добиваться вскрытия способов связи ОУН с немецкой разведкой и подробного выяснения задач, ставящихся немецкой разведкой перед ОУН;

2) принять меры к перехвату каналов связи немецкой разведки с оуновским подпольем, существующим на освобожденной территории;

3) о каждом случае вскрытия связи ОУН с немецкой разведкой немедленно сообщать в НКГБ УССР;

4) с настоящей ориентировкой ознакомить весь оперативный состав.

Народный комиссар госбезопасности УССР

_________________

Интересно, а кто был наркомвнудел Украины в 44-м году? Очевидно, кто-то из тех, кого после как "бериевского палача" репрессировали. А то в публикации как-то стыдливо опускают его фамилию. [А.Рюмин]
* * *

Из протокола допроса бывшего заместителя начальника отдела "Абвер-2" полковника Штольце Эрвина о связях немецкой разведки с украинскими националистами

29 мая 1945 г.

...Нами для подрывной деятельности в Польше использовались украинские националисты. С целью привлечения широких масс для подрывной деятельности против поляков нами был завербован руководитель украинского националистического движения полковник петлюровской армии белоэмигрант Коновалец, через которого в Польше, в областях Западной Украины проводились теракты, диверсии, а в отдельных местах - небольшие восстания.

Аналогичная работа проводилась через белорусов и литовцев.

В начале 1938 года я лично получил указания от адмирала Канариса о переключении имеющейся агентуры из числа украинских националистов на непосредственную работу против Советского Союза.

Вопрос: При каких обстоятельствах Мельник был завербован в качестве агента немецких разведорганов?

Ответ: В работе полковника Коновальца как нашего агента для сохранения условий конспирации был завербован, по его рекомендации, украинский националист ротмистр петлюровской армии Ярый под кличкой "Консул-2", который использовался нами как агент-связник между нами и Коновальцем, а Коновалец в свою очередь как связник с националистическим подпольем.

Еще при жизни Коновальца Ярый был известен Мельнику и другим националистам как близкий Коновальцу человек и как активный националист, поэтому Канарис поручил начальнику "Абвера-2" полковнику Лахаузену через Ярого связаться с Мельником, который к этому периоду переехал из Польши в Германию.

Таким образом, в конце 1938 года или в начале 1939 года Лахаузену была организована встреча с Мельником, во время которой последний был завербован и получил кличку "Консул".

Должен указать, что вербовка прошла очень гладко...

Вопрос: Продолжайте свои показания. Какую подрывную работу проводили немецкие разведорганы через украинских националистов?

Ответ: На первой встрече после вербовки Мельника он изложил план своих мероприятий подрывной деятельности согласно полученны[м] указанием] во время вербовки.

Основным мероприятием Мельник ставил налаживание связей украинских националистов, проводивших работу в Польше, с националистами Советской Украины с целью подготовки восстания, проведения диверсий и шпионажа на территории СССР.

Тогда же Мельник просил, чтобы все расходы, необходимые для организации подрывной деятельности, взял на себя "Абвер", что было сделано.

На последующих встречах Мельник просил санкционировать организацию отдела разведки при Организации украинских националистов, во главе которого он был намечен, а позднее поставил видного украинского националиста полковника Сушко.

Мельник доказывал, что создание такого отдела активизирует подрывную деятельность против Советского Союза, одновременно облегчит связь Мельника со мною, как представителем "Абвера", и его с националистическим подпольем.

Предложение Мельника было одобрено, организация такого отдела была санкционирована, и такой отдел был создан и находился в Берлине.

После окончания войны с Польшей Германия усиленно готовилась к войне против Советского Союза, и поэтому по линии "Абвера" принимались меры [по] активизации подрывной деятельности, т[ак] к[ак] те мероприятия, которые проводились через Мельника и другую агентуру, казались недостаточными.

В этих целях был завербован видный украинский националист Бандера Степан, который в ходе войны был немцами освобожден из тюрьмы, куда был заключен польскими властями за участие в теракте против руководителей польского правительства.

Кто вербовал Бандеру, я не помню, но последний на связи состоял у меня...

Летом 1940 года мною был принят Бандера, который в разговоре со мной обвинял Мельника в пассивности, доказывал, что он, Бандера, является избранным вождем украинских националистов, однако для пользы дела он примет все меры, чтобы примириться с Мельником.

Через несколько дней мною также был принят Мельник, с которым проводился аналогичный разговор. Мельник обвинял Бандеру в карьеризме, что он своими необдуманными действиями погубит подполье, созданное на территории Советской Украины, особенно в западных областях.

Мельник доказывал, что он по наследству получил от Коновальца руководство националистическим движением, и просил оказать ему помощь остаться в этом руководстве для единства организации.

Несмотря на то что во время моей встречи с Мельником и Бандерой оба они обещали принять все меры к примирению, я лично пришел к выводу, что это примирение не состоится из-за больших противоположностей между ними.

Бандера по характеру - энергичный, карьерист, фанатик и бандит.

Мельник - спокойный, интеллигентный чиновник.

После моих встреч Мельник и Бандера встречались между собой, во время встречи к примирению не пришли, а, наоборот, обостряли свои взаимоотношения.

С нападением Германии на Советский Союз Бандера активизировал националистическое движение в областях, оккупированных немцами, и привлек на свою сторону особенно активную часть украинских националистов и, по сути, вытеснил Мельника из руководства. Обострение между Мельником и Бандерой дошло до пределов.

Бандера с первых дней оккупации немцами областей Украины через украинскую печать и другим путем щупает почву для создания украинского правительства, располагая получить из рук немцев "Самостийную Украину".

В августе 1941 года Канарис поручил мне прекратить связь с Бандерой и, наоборот, во главе националистов удержать Мельника.

Когда я на встрече с Бандерой объявил ему о прекращении с ним связи, он очень обозленно реагировал на это, т[ак] к[ак] считал, что его связь с нами усматривается как признание его в качестве руководителя националистического движения, а не как нашего агента.

Вскоре после прекращения связи с Бандерой он был арестован за попытку сформировать украинское правительство во Львове. Для порыва связи с Бандерой был использован факт, что последний в 1940 году, получив от "Абвера" большую сумму денег для финансирования созданного подполья в целях организации подрывной деятельности, пытался их присвоить и перевел в один из швейцарских банков, откуда они нами были изъяты и снова возвращены Бандере. Причем такой же факт имел место и с Мельником.

Из числа ближайших помощников Бандеры мне известен его личный слуга, активный украинский националист Лебедь, которого Бандера считал политическим руководителем Организации украинских националистов. Я лично связи с Лебедем не имел.

Вопрос: В какой степени использовались украинские националисты в борьбе с партизанским движением, подпольем компартии на оккупированной немцами Украине и какое руководство в этом было отдела "Абвер"?

Ответ: "Абвер" активно использовал украинских националистов в ходе всей войны с Советским Союзом.

Из числа украинских националистов формировались отряды для борьбы с украинскими партизанами, полицией приобреталась агентура из числа украинских националистов для заброски за линию фронта с целью диверсий, террора, шпионажа и др., однако подробностей всей этой работы я не знаю, т(ак] к[ак] этим занимались непосредственно "Абверкоманды", "Абвергруппы", "Абверштелле", специально созданные в округах оккупированной территории.

Во время отхода немецких войск с Украины по линии "Абвера" лично Канарисом были даны указания о создании националистического подполья (банд) для продолжения борьбы с Советской властью на Украине, проведения террора, диверсий, шпионажа. Специально для руководства националистическим движением оставлялись официальные работники - офицеры и агентура.

Были даны указания о создании складов оружия, продовольствия и др. Для связи с бандами направлялась агентура через линию фронта, а также агентура, выбрасываемая на парашютах. С помощью парашютов банды снабжались боеприпасами и вооружением.

Вопрос: Какие еще контрреволюционные формирования использовались немецкими разведорганами для подрывной деятельности против Советского Союза?

Ответ: Я уже показывал, что в период подготовки Германии к войне "Абвер" принимал меры к тому, чтобы облегчить войну Германии с Советским Союзом за счет организации восстаний в национальных республиках Советского Союза и больше всего на Украине.

С этой целью кроме связи с националистами Коновальцем, Мельником и др., деятельностью которых, по сути, руководил "Абвер", нами принимались меры к установлению связи с другими антисоветскими течениями, существующими в Германии и других странах.

Так, в 1937 году по указанию Канариса я связался с быв[шим] гетманом Украины Скоропадским, находящимся в эмиграции в Германии, и через последнего с его сыном - Скоропадским Даниилом.

По заданию Канариса я должен был выяснить у Скоропадского его связи и влияние на территории Советской Украины, после чего решить вопрос об использовании этих связей и самого Скоропадского нашей разведкой.

Скоропадский очень охотно рассказал
о связях и, видимо, понимая наши намерения, сам предложил сотрудничество с нами.

В дальнейших переговорах Скоропадский запросил большую сумму средств для организации работы на Украине, но Канарис, имея данные о несодержательности Скоропадского и незначительных его связях и влиянии на Украине, отказал Скоропадскому в финансировании, отказался от его услуг "Абверу".

Скоропадский все же добивался своего сотрудничества и был случай, когда он в моем присутствии доказывал Канарису о больших его связях в Америке, Англии и других государствах и что он эти связи может использовать в пользу Германии.

Канарис, считая, что Скоропадский ищет личной выгоды в своих связях с "Абвером" и что существенного ничего сделать для "Абвера" не может, с его услугами не согласился.

Уже с началом военных действий Германии с Советским Союзом Скоропадский обращался лично к Канарису с предложением использовать его и его возможности в борьбе против Советской власти, но Канарис и на этот раз отклонил предложение Скоропадского.

В заключение о Скоропадском могу сказать, что он финансировался министерством иностранных дел, но в какой мере этим министерством использовался, мне неизвестно.

Кроме перечисленных агентов из числа руководителей националистического украинского движения мне известно, я уже не помню, из каких источников, о сотрудничестве с разведывательными органами Германии видного украинского националиста Палия.

Во время оккупации немцами Украины офицер отдела "Абвер-2", работавший во Львове, капитан, профессор Кох донес мне, что им в нашей работе используется митрополит Шептицкий.

После доклада об этом Канарису последний лично выезжал для связи с Шептицким, которую устраивал ему Кох.

Показания с моих слов записаны правильно, протокол мне прочитан на немецком языке. (Подпись.)

Допросили:
Начальник ОКР "Смерш" 2-й гвардейской танковой армии гв. подполковник ШЕВЧЕНКО
Начальник 2-го отдела ОКР "Смерш" 2-й гвардейской танковой армии гв. майор ВОРОТИЛОВ
через переводчика гв. капитана ЗАЙЦЕВА

Публикация В. П. ЯМПОЛЬСКОГО, кандидата юридических наук, профессора

ВИЖ №2 1996