В авиакомпаниях гражданской авиации на 01.09.01 эксплуатировалось 6085 воздушных судов . Из них 1531 - пассажирских самолетов, 528 - грузовых, 2062 - самолетов местных воздушных линий и 1964 вертолета.
Воздушные суда, эксплуатируемые в гражданской авиации РФ
Тип ВС Количество на 01.09.2001 Взлетная масса (т.) Пассажиро-(грузо-) вместимость Год начала эксплуатации
Пассажирские самолеты
Всего в российских авиакомпаниях эксплуатируется 18 новых отечественных магистральных самолетов.
Прогноз списания самолетов на 2001 – 2006 годы
Типы самолетов
Наличие на 01.09.2001
Списание по годам
Наличие на конец 2006
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Ил-62, 62М
76
6
6
6
4
4
4
46
Ту-154Б, 154М
353
9
13
17
30
36
30
218
Ту-134
235
15
10
13
17
21
39
120
Ан-24, Як-40 и другие самолеты
821
70
69
68
67
67
67
413
Грузовые самолеты
528
37
37
37
37
39
40
301
Самолеты местных авиалиний (Ан-2 и другие)
2062
230
309
308
306
292
292
325
Всего
4075
367
444
449
461
459
472
1423
В 2006 г. останется около 55% тяжелых магистральных самолетов и около 16% самолетов местных авиалиний
В 2015 году эксплуатируемый парк практически будет списан по отработке ресурсов, но он до этого будет вытеснен с рынка жесткими требованиями международных стандартов ВС
Приобретение авиационной техники в 1992-2001 годах
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Приобретено воздушных судов за счет всех источников финансирования:
282 179 47 31 12 12 8 8 4 7
в том числе:
С 1995 года прекратилось приобретение воздушных судов за счет бюджета
С 1996 года практически прекратилось обновление парка
По программе «Модернизация транспортной системы России» до 2010 года предусмотрено приобретение 1117 воздушных судов.
Требования стандартов ИКАО к воздушным судам
Содержание требования или ограничения Дата ввода Стоимость выполнения доработки
(на одно ВС)
Зональная навигация c требуемыми характеристиками RNP - 5 (5 миль) Апрель1998г. 20 тыс.$
Точная зональная навигация с характеристиками RNP - 1(1 миля) 2000 - 2005г.г. 100 тыс.$
Вертикальное эшелонирование через 300 м на высотах выше 8100 м. с 2000г. 60 тыс.$
Помехозащищенность систем навигации и посадки от излучений УКВ ЧМ радиовещания 1998г. 10 тыс.$
Применение приемоответчиков УВД, работающих в режиме запроса - ответа между ВС:
для новых ВС
для всех ВС С 2003 г.
С 2005 г. 60 тыс.$
Изменение сетки частот МВ связи на 8,33 кГц. Январь 1998г. 60 тыс.$
Оснащение ВС автоматически включаемыми аварийными передатчиками с 2002г. 20 тыс.$
Применение бортовых систем предупреждения столкновений самолетов в воздухе типа TCAS - II 1994 - 2005г.г. 200 тыс.$
Внедрение усовершенствованных систем предупреждения столкновения с землей (СППЗ) С 2001 - 2005г.г. 50 тыс.$
Наличие автоматических выбрасывающих кислородных масок для каждого пассажира С 1997 г. 120 - 160 тыс. $
Требования даны без учета доработок ВС под требования международного стандарта по шуму (гл. 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции).
Доработки ВС по шуму
(глава 3, 16 Приложение ИКАО)
№ Тип ВС Пути доработки Стоимость доработки
1 Ил-62М Доработка воздухозаборников по бюллетеню № 1455 БУЗавод- изготов. ВС Казань
Доработка двигателей Д-30КУ-154 по установке дополнительного комплекта ЗПК.Завод- изготов."Сатурн". Ориентировочная стоимость доработки ВС по бюллетеню № 1455 БУ - изготовление воздухозаборников и их монтаж на ВС примерно 20 000 $ США. Ежемесячное количество доработок ВС -5-6 самолетов. Предположительность доработки ВС в эксплуатации - 7 суток.
Стоимость доработки одного двигателя примерно 60 000 $ США.
Общая стоимость доработки 1 ВС и двигателей примерно 260000 $ США
2 Ту-154М Доработка двигателей Д-30КУ-154 по установке дополнительного комплекта ЗПК при ремонта.Завод- изготов."Сатурн". ДПЛГ ГВС и ТР ГА 18.12.01г. утверждено решение 168/006-042/2001 на выпуск бюллетеня по замене наружного кожуха камеры сгорания на кожух с ЗПК на нижней половине в условиях эксплуатации. Стоимость и трудоемкость доработки будет определена после выпуска бюллетеня ~ 150 тыс. $ США.
3 Як-42 Доработка ВС по бюллетеню 774-БУ, введенного в действие 26.06.01 г. - установка ЗПК воздухозаборников на боковые СУ и сопел II контура на средние и боковые СУ.Завод- изготов.Саратов. Простой ВС на доработке примерно 15 суток. Стоимость работ примерно 115 000 $ США. Доработанный самолет имеет запас по отношению к нормам Главы 3 примерно 5 дБ.
Ан-12, Ан-26, Як-40 - соответствуют требованиям Гл.3 по шуму на местности. Доработка не требуется.