«Управление военного коменданта железнодорожной станции Курск на Курско-Киевской железной дороге сформировано 1 ноября 1876 года по штату 1-го разряда: офицеров - два, писарь - старший - один, денщиков - три, штаб-офицеров - два, обер-офицеров - один.
Комендантом станции назначен 133-го пехотного Симферопольского полка штабс-капитан Иванов. Его помощник - 2-го лейб-Павлоградского гусарского полка поручик Пушкин».
Так звучит выписка из приказа по военному ведомству того времени, сохранившаяся в Центральном Государственном военно-историческом архиве.
Дорога железная... Государство в государстве... В достопамятные времена Когановича это была мощь, сила. Верх почета тем, кто служил на железной дороге. А сегодня... Сегодня для кого-то это - болячка, для кого-то - рана, а для кого-то - нескончаемая головная боль. Разве могут трудности, в которых увязла страна, обойти стороной даже такого Исполина, что стальными рельсами, словно обручами, опоясал всю страну? И всё же, не взирая ни на что, как утверждает глава администрации Железнодорожного округа г. Курска Н.И. Люлька, дорога работает без передышки, не смыкая красных, зеленых глаз светофоров. И четко, сглаженно работают ее службы. При этом правда, одни сливаются, другие, наоборот, появляются на свет, крепнут; где-то идет сокращение численности персонала, а где-то объявлен набор. О том как живет сегодня Орловско-Курское отделение рассказывает наш корреспондент Николай Савченко.
Отмечают юбилей личный состав, ветераны комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции Курск Московской железной дороги, военный комендант полковник Николай Иванович Князев, конечно же, в совсем иных условиях, чем их предшественники. Между прочим, этот энергичный офицер, помимо своей непосредственной - и, заметим, весьма хлопотливой - деятельности сумел собрать воедино любопытные материалы по истории Курской военной комендатуры. Потому логичен вопрос:
- Николай Иванович, можно ли совершить краткий исторический экскурс по Вашему ведомству?
- Начнем с "Устава воинского", который Петр 1 утвердил еще в 1716 году. В нем указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, которое возглавлял генерал-вагенмейстер.
А по «Учреждению для управления большой действующей армией», принятому в 1812 году, планирование и организация передвижения войск осуществлялась дежурным генералом при непосредственно начальнике главного штаба армии. Орган же, который обеспечивал выполнение этих задач, стал называться «службой военных сообщений».
Появились железные дороги. Быстро росло их военное значение. Читателям, видимо, будет интересно знать, что служба военных сообщений на железных дорогах России возникла раньше, чем в Англии, Франции, Германии, опережавших Россию в железнодорожном строительстве.
И еще любопытный факт для любителей исторической экзотики. Скорость движения поездов первых военных перевозок составляла... пятнадцать верст в час. На крупных станциях воинские эшелоны стояли по пять часов: личный состав получал горячую пишу.
- А чем характерен для Вашей службы век XX?
- Служба военных сообщений никогда не оставалась без внимания государства. После Октябрьской революции, и образования Высшего военного совета Республики ему было передано и Управление военных сообщений, действовавшее ранее при Ставке Верховного Главнокомандования.
В труднейшем положении оказался железнодорожный транспорт во время Великой Отечественной. Представьте себе: уже к концу 1941 года протяженность железных дорог снизилась на 42% от довоенного уровня.
Постановлением ГКО на железных дорогах была создана этапная служба с открытием этапных комендатур, которые впоследствии - в 1942 году - переименована в этапно-заградительные...
В послевоенные годы также происходил ряд реорганизаций. Все они были связаны с изменяющейся обстановкой как в экономической жизни страны, так и с внешнеполитическими обстоятельствами.
- Николай Иванович, что Вы можете рассказать о своих коллегах по Курской комендатуре?
- Все они известны, скажем так, пофамильно. Но биографических подробностей, к сожалению, архивы не сохранили. Хотя наверняка это были люди с незаурядными характерами и с интересными судьбами.
Вот в 1896 году комендантом был состоящий по армейской кавалерии штабс-ротмистр князь Багратион. Наверняка он - потомок героя войны 1812 года.
А 1 января 1918 года приказом начальника штаба Реввоенсовета назначен военным представителем на Курском железнодорожном узле красноармеец Куракин Владислав Тихонович.
Еще одно небезынтересное назначение: назначается партийным военным комендантом станции Курск и участка Киево-Воронежской железной дороги майор Бабченко Игнат Григорьевич. Приказ подписан 1 января 1923 года. Слово "партийным" в приказах звучит единственный раз. Черта времени? Наверное...
Я уже назначался военным комендантом железнодорожного участка и станции Курск Московской железной дороги (9 сентября 1988 года) приказом Начальника Центрального управления военных сообщений Вооруженных Сил СССР. И на мой комендантский "век" пришлось немало изменений...
- Что входит в Ваши функции?
- Все!
- ...?
- Если вспомнить Козьму Пруткова с его "нельзя объять необъятное", то нам приходится порой выходить и за пределы возможного. Мы - та структура, которая является связующим звеном между транспортом и Министерством обороны. Значит, в ответе за все воинские перевозки в интересах МО РФ и других силовых структур, в том числе и в "горячие точки" (а это перевозки воинских эшелонов, команд с призывниками, военнослужащими, воинский транспорт, одиночно следующие военнослужащие и члены их семей).
Так что я не ошибаюсь, говоря "Все"! Конечно же, в рамках своих полномочий.