Мировая экономика от войны с Ираком только проиграет(+)
Всем, здравствуйте!
По мнению Джеффри Сакса (Jeffrey Sachs), профессора экономики и директора Earth Institute при Колумбийском университете, война с Ираком выглядит неизбежной, независимо от того, добьются ли США поддержки со стороны ООН. Эта война повлечет огромные экономические издержки как в виде прямых правительственных расходов на военную кампанию и ликвидацию ее последствий, так и в плане косвенных последствий для экономик мира. В обстановке повсеместной экономической слабости война способна столкнуть глобальную экономику в пропасть рецессии. При этом ее экономические издержки, вероятно, будут значительно выше, если Америка будет действовать в одиночку, без поддержки ООН.
Разумеется, это не может быть причиной для бездействия, особенно учитывая риск получения и использования Ираком оружия массового поражения. Но все издержки должны быть взвешены в сравнении со стоимостью альтернативных мер. Там, где могут помочь дипломатические средства, включая военные инспекции, угрозы репрессивных мер для предотвращения иракской агрессии, заявления ООН о готовности действовать в случае реальной опасности со стороны Ирака, война представляется совершенно неоправданной как с экономической, так и с других точек зрения.
Сакс подчеркивает, что традиционный взгляд на войну как на стимул для экономики, по крайней мере в краткосрочном периоде, является однобоким и не может применяться для оценки возможных последствий войны с Ираком. Он призывает принять в расчет возможность разрушительного влияния на потоки товаров, услуг и инвестиций в мировой экономике. Нарушение этих потоков не только ударит по производству, но и подорвет доверие инвесторов и потребителей, в результате чего пострадают как частные инвестиции, так и потребительские расходы. Прямые макроэкономические стимулы в виде роста военных расходов могут не компенсировать подобного негативного эффекта, усугубленного ростом неопределенности. Неопределенность, связанная с растущими ожиданиями войны, уже отразилась и в наблюдаемом с конца лета подъеме цен на нефть, и в падении американского и мирового фондовых рынков примерно на 20% в долларовом выражении с конца июня.
Война напрямую угрожает сложному переплетению международных связей, лежащих в основе современной глобальной экономики. В частности, имеется вероятность срыва поставок, особенно поставок нефти с Ближнего Востока, а также нарушения международных потоков капитала, которые и без того ослабевали в течение последних двух лет и подверглись жестокому удару в результате терактов 11 сентября. Сокращение прямых иностранных инвестиций во многие регионы с развивающейся экономикой уже привело к тому, что в ряде стран, особенно южноамериканских, начался новый виток финансового кризиса.
Если американская экономика может пережить кратковременный прилив спроса в результате роста военных расходов, то на долю большей части остального мира достанутся только негативные эффекты, включая нарушения торговых потоков и потоков капитала, повышение цен на нефть и сокращение инвестиционных программ. Однако макроэкономическая ситуация в Америке также вызывает тревогу в связи с вероятностью существенного роста бюджетного дефицита в случае войны с Ираком. Это, в свою очередь, создаст новые внутриполитические проблемы и может привести к подрыву уверенности потребителей и ослаблению потребительских расходов, которые были главной опорой экономической стабильности со времен краха финансового пузыря.
Американские сторонники военного решения иракской проблемы утверждают, что война будет быстрой, не потребует значительных усилий и оправдает себя в финансовом плане, поскольку получение США контроля над иракскими нефтяными запасами приведет к падению цен на нефть и позволит финансировать послевоенное восстановление Ирака. Однако Сакс считает подобный вариант развития событий маловероятным, указывая, что война может продлится дольше, чем предполагается, но даже если она завершится быстро, послевоенный Ирак не будет стабильным. Зато весьма вероятным представляется усиление неопределенности и напряженности на Ближнем Востоке, сопровождаемое значительными нарушениями поставок нефти если не по военным, то по политическим причинам.
Еще хуже могут быть геополитические последствия в случае ведения США войны в одностороннем порядке, без поддержки ООН. Если война противопоставит Америку остальному миру, под угрозой окажется прогресс глобализации, особенно в сфере международной торговли. Более того, одностороннее участие в войне будет означать, что США придется нести все послевоенные тяготы в одиночку. Политический разрыв между США и другими крупными державами мира повлечет потерю доверия инвесторов, подорвав мировую экономическую стабильность.
Аналитики расходятся во мнениях относительно возможной реакции фондового рынка в случае вторжения США в Ирак, но не сомневаются, что она будет "радикальной", и по крайней мере краткосрочное повышение волатильности акциям гарантировано. Карл Танненбаум (Carl Tannenbaum), главный экономист из фирмы LaSalle/ABN Amro, указывает, что "когда рынки нервничают, они не достигают хороших результатов". Однако на этот раз ситуация может сложится по-другому.
Еще весной Эд Кеон (Ed Keon), аналитик из фирмы Prudential Securities, отмечал в исследовательской записке, что страх перед надвигающимся конфликтом исторически приводил к падению цен американских акций, но в моменты максимальной опасности рынки, как правило, достигали "дна". Эксперт указывал, что, судя по историческим моделям, отражающим опыт предыдущих периодов конфликта, дальнейшее снижение может ограничиваться примерно 10%, но решительная победа способна вызвать рост цен на 10-15% в течение года в сравнении с текущими уровнями.
Тревоги относительно военных действий США на Ближнем Востоке уже нанесли удар по акциям и вызвали повышение нефтяных цен в период после 11 сентября. В настоящее время каждая группа рыночных игроков рассматривает собственный сценарий наихудшего развития событий. Нефтяные трейдеры беспокоятся по поводу бездействия Америки и усиления влияния ОПЕК. Трейдеров рынка облигаций волнует рост нефтяных цен, способный привести ко второму витку рецессии. Трейдеры рынка акций боятся, что "бегство в качество" сделает акции наиболее "отверженным" инвестиционным классом на Wall Street.
Как показывает история, отворачиваясь от акций, инвесторы обращаются к облигациям. Доллар, хотя и пережил некоторое ослабление, сохраняет сильные позиции в мировой экономике, все еще являясь, по выражению Танненбаума, "лучшим брэндом из существующих". Кроме того, нельзя забывать о золоте как о лучшем способе создавать портфели, нацеленные на избежание риска, или преодолевать закрытые границы.
Что касается нефтяного рынка, то ожидается, что цена за баррель сырой нефти первоначально подскочит, но затем перспектива увеличения предложения за счет огромных иракских резервов после победы США может "уронить" стоимость нефти ниже $30. По мнению Фила Флинна, аналитика из фирмы Alaron Trading, цены на нефть подвергнутся мощному давлению, которое не пропустит их выше уровня $40 за баррель, если только война не повредит нефтяным месторождениям региона, - в этом случае цены могут взлететь.
Трейдеры понимают, что успешная кампания в Ираке позволит высвободить новые запасы сырой нефти, ослабив доминирующую роль ОПЕК; кроме того, российская нефть может восполнить любой дефицит, который может образоваться на международном рынке вследствие развития иракского конфликта. По мнению аналитиков, даже при цене сырой нефти $30 за баррель в котировки нефтяных рынков заложена военная премия. Обещание Саудовской Аравии обеспечить необходимые объемы нефтяных поставок в случае открытия США военных действий против Саддама Хусейна, а также явная готовность России продать на международном рынке столько нефти, сколько он сможет вместить, уже положили конец росту нефтяных цен.
Американские акции, почти наверняка, переживут падение сразу же после появления новостей о начале военной операции в Ираке. Правда, многие аналитики прогнозируют, что в конечном счете акции развернутся вверх. Однако ясно, что продолжительность и мощь отпора, который окажет Ирак, является неизвестной величиной, значение которой нельзя недооценивать. С технической точки зрения аналитики видят поддержку для индекса S&P 500 [i:SPC] вблизи отметки 775. Исторически военные конфликты и геополитическая напряженность вели к снижению индекса на 5-10%, но затем индекс отвоевывал утраченные позиции, и годом позже его значение оказывалось выше исходного. По словам аналитика из Prudential Washington Чака Гэбриела (Chuck Gabriel), военный успех в Ираке может послужить толчком для широкого рынка и снизить привлекательность оборонного сектора в глазах инвесторов. Подобные предположения высказали также аналитики рынка акций из инвестиционного банка Merrill Lynch (MER).
Аналитики отмечают, что в ходе сбросов, происходивших в сентябре 2001 г. и в июле 2002 г., участники рынка акций проявили удивительное самообладание. Вместо того чтобы паниковать, многие из индивидуальных инвесторов решили сделать деньги на падении акций и начали охоту за дешевыми покупками. На сей раз существуют опасения, что инвесторы, опасающиеся нового обвала в случае открытия США военных действий против Ирака, уступят искушению полностью ликвидировать позиции в акциях, переведя средства в облигации и наличность. Однако специалисты по финансовому планированию считают неразумным производить крупные изменения в составе инвестиционного портфеля в результате одного события - даже если это война. Вместо этого они рекомендуют убедиться, что активы портфеля должным образом диверсифицированы и обеспечивают приемлемую доходность вложенного капитала. По их мнению, нынешняя ситуация на рынке акций предоставляет инвесторам достаточно возможностей использовать излишки наличности для выгодных вложений.
Кевин Гоген (Kevin Gaughan), один из портфельных менеджеров компании Strong Capital Management, управляющей $5-миллиардными активами, покупает акции, поскольку ожидает наступления короткого, или циклического, "бычьего" рынка к концу года. По его мнению, существуют явные параллели между рынками 2002 г. и 1962 г. Четыре десятилетия назад страна стояла перед угрозой двух военных конфликтов: американские военные советники работали в Южном Вьетнаме, а на Кубе назревал ракетный кризис. Экономика была серьезно ослаблена, а мультипликаторы американских акций достигали 16-летних максимумов. Процентные ставки были очень низкими - ставка 30-летнего ипотечного кредита находилась вблизи уровня 5%. Доверие к фондовому рынку было подорвано инсайдерскими торгами и чередой скандалов на Wall Street. Кроме того, президент Кеннеди провел широкомасштабное снижение налогов. Сопоставив графики, представляющие динамику S&P 500 в 1962 и 2002 гг., Гоген отметил необычайное сходство траекторий движения индекса. В 1962 г. рынок достиг "дна" в октябре, а затем начал демонстрировать рост, продолжившийся в 1963 г. Если исторические тенденции сохраняются, то, по словам Гогена, самое лучшее, что сейчас можно сделать, - это сократить в портфеле долю инструментов с фиксированным доходом и вложить высвободившиеся средства в акции.
В число его фаворитов входят акции многопрофильного гиганта General Electric (GE), производящего двигатели для истребителей, чьи акции с начала года упали на 40%. Он также останавливает свой выбор на производителях генерических лекарств, таких как Forest Labs (FRX), - не только потому, что в военное время люди нуждаются в значительном количестве лекарств, но и потому, что программа Medicare ограничивает возможности производителей патентованных фармацевтических препаратов и позволяет производителям "генериков" увеличить рыночную долю. Общая стратегия Гогена состоит в выборе компаний, способных увеличивать продажи в единицах продукции в условиях, когда поднимать цены весьма сложно. GE и Forest Labs входят в эту категорию.
В отличие от Гогена, Дивейн Уиттинг (Dewayne Wiggins), менеджер фонда Lindbergh Signature (LSGNX), полагает, что рынок ожидают большие проблемы, прежде чем его дела реально начнут улучшаться. Уиттинг рассматривает возможность "бычьего" рынка, который продлится от одного до трех лет, в рамках более длительного и мощного "медвежьего" рынка - такого, какие бывают раз в сто лет. По этой причине эксперт вообще не вкладывает деньги в облигации. Он распределяет средства поровну между акциями и наличностью, что обеспечивает гибкость и возможность быстро инвестировать в акции. По мнению эксперта, последнее особенно важно в случае успешных результатов войны с Ираком, которые должны повлечь значительное повышение котировок на рынке акций. При этом Уиттинг держится в стороне от акций нефтяного сектора, котировки которых сформировались уже с учетом военного фактора. Кроме того, он указывает, что на этот раз война не будет точно такой же, как в 1990-м г., когда цены на нефть взлетели до $40 за баррель, поскольку тогда Ирак контролировал нефтяные месторождения Кувейта. В настоящее время Уиттинг инвестирует в "стоимостные" акции компаний малой капитализации и бросает взгляды в направлении акций "роста" компаний малой капитализации в ожидании циклического подъема.
Эл Логан (Al Logan), председатель совета директоров Congress Asset Management, считает, что правильное отношение инвесторов к войне заключается в том, чтобы рассматривать ее как один из факторов среди многих других, оказывающих воздействие на рынок. Он "не вычленяет войну с Ираком как событие, которое само по себе требует изменения инвестиционной стратегии". Для него это "скорее одна из нескольких потенциальных проблем, заставляющих… пересмотреть состав портфелей в направлении более стабильных, высококачественных, растущих компаний". По словам Логана, война с терроризмом, опасения по поводу экономики и ее способности создавать новые рабочие места, слабые перспективы корпоративных прибылей вкупе с иракской проблемой вынудили его фирму исключить из сферы своих интересов акции компаний с завышенными прогнозами по росту.
Среди фаворитов Логана в первую очередь следует назвать акции производителей потребительских товаров повседневного спроса, таких как PepsiCo (PEP), Procter & Gamble (PG) и Wrigley's (WWY). В индустриальном секторе его интерес привлекают акции 3M (MMM), UPS (UPS), Caterpillar (CAT) и Illinois Tool (ITW). Кроме того, портфель его фирмы содержит значительное число акций Anheuser Busch (BUD). Логан рекомендует держать 20% активов в акциях индустриальных компаний, 17% - в акциях производителей потребительских товаров повседневного спроса и компаний сферы здравоохранения, 15% - в акциях финансовых компаний, 10% - в акциях сектора потребительских товаров длительного пользования, в том числе розничных компаний, 7,5% - в технологическом секторе, 5% - в нефтегазовом секторе и по 2,5% - в секторе базовых материалов и в секторе коммунальных услуг. Остальные средства он советует держать в наличности.
Одной из целей Логана является минимизация волатильности для клиентов: портфель его фирмы характеризуется показателем бета на уровне 0,8 против индекса S&P 500. Бета на уровне 1 означает, что портфель так же волатилен, как индекс, а чем ниже бета, тем меньше колебания портфеля в сравнении с индексом. Бета в размере 0,6 - это одна из причин, по которым Логан предпочитает акции Anheuser Busch. Но несмотря на довольно осторожный подход, Логан не инвестирует в облигации, поскольку их цены высоки, а доходность низка. По его мнению, вложения в акции являются более выгодными.
Фред Сиэрз (Fred Sears), менеджер фонда Eastern Point Advisors 20 (ICTWX), также предпочитает придерживаться консервативных позиций. По его мнению, масштабы потенциального падения рынка могут оказаться очень велики: Dow может легко упасть до 6000 пунктов или даже ниже. В условиях неопределенности менеджер считает наличность "реально безопасной гаванью". Он держит 30% средств в наличности, 5% - в акциях золотодобывающих компаний и акциях "роста", а остаток - в акциях оборонительных секторов с относительно стабильными прибылями. В отличие от Гогена, он не рекомендует акции GE, считая их, как и акции Microsoft (MSFT), уязвимыми перед колебаниями рынка. Сиэрз ожидает ослабления рынка, указывая, что индикаторы настроя инвесторов, такие как коэффициент "пут-колл", показатель соотношения "бычьих" и "медвежьих" настроений, индекс волатильности рынка Чикагской опционной биржи (CBOE Market Volatility Index, VIX) все еще носят чересчур "бычий" характер, чтобы рынок мог достичь "дна". Сиэрз советует инвесторам в сегодняшних рыночных условиях сохранять позиции в очень стабильных акциях, диверсифицировать портфели по различным секторам и ни в коем случае не платить дороже, выжидая, пока цена акций не пойдет вниз.
В заключение стоит привести еще один инвестиционный совет. Во времена кризисов инвесторы часто слышат о необходимости сохранить выбранный курс и продержаться, пока маятник рынка не качнется в обратную сторону. Разумеется, расчет сроков рыночных колебаний является чрезвычайно сложным делом, которое просто не под силу большинству людей. Но приверженность портфелю, результаты которого неуклонно ухудшаются, может быть гораздо более опасным. Сью Стивенс (Sue Stevens), президент фирмы Stevens Portfolio Design, говорит, что если инвесторы не ничего предприняли с начала "медвежьего" рынка, их портфели могут представлять собой весьма жалкое зрелище. Некоторые так и не избавились от акций производителя телекоммуникационного оборудования Lucent Technologies (LU), потерявших 99% стоимости. По словам Стивенс, не следует пассивно "плыть по течению": если распределение активов портфеля явно никуда не годится, то их необходимо перераспределить.