От FVL1~01 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.10.2002 14:12:38 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Локальные конфликты; Версия для печати

Ну вот немного о потерях авиации над Вьетнамом. Для Грейкета и не толкьо его

И снова здравствуйте
Собственно говоряэта информация из тех времен когда я всерьез занимался этой темой. Список неполный и не претендует на окончательный вердикт, просто как иллюстрация того как ведуться такие сравнения и "вычесывания" шероховатостей по данным ДВУХ разных сторон (а данные весьма различаются. Л.Джонсон признал потерю над Вьетнамом в свое время в примерно 1000 летательных аппаратов, цифра которая оспаривается сейчас даже самыми американофильскими исследователями. ДРВ в свою очередь заявила о 4489 сбитых, цифра то же не безгрешная и завышенная. Истина как всегда лежит где то посередине, зависит от особеннсотей подсчета (какой аппарат считать сбитым а какой потерянным в силу боевых повредлений например, есть такой тонкий эфмеизм :-). Так что последнее слово в этом споре не поставлено, и представляя положение дел вряд ли будет поставлено в обозримое время. Одно беспорно американская авиация несмотря на гигансткое число вылетов и сброшенный груз потерпела обидную фиаску и не добилась НИКАКИХ из поставленных целей удалившись из вьетнама бросив своих собзников на приозвол судьбы. То что за 9 лет не смогли справится с "тропой хошимина" кое что говорит о ограниченных возможностях современной авиации, которая сильна но не всесильна...

Итак немного причесанные и подредактированные за пару дней фрагмент моих записей 3-5 летнеей давности.

«Эффективность ЭРК –15%,
Зенитной артиллерии 5%,
Земли – 100%»
С плаката в клубе летчиков
на авиабазе Тхали.


Потери над Вьетнаме и прилегающих территориях (1959-1979).

По типам машин.


А-3

12,04,1965 истребителями (J-6 ?) НОАК перехвачен и сбит 1 А-3 (США) над провинцией Гуаньдун (КНР)


Литература: А.Котлобовский. Малая воздушная война за великой Китайской стеной. Мир Авиации, 3/1993, 28-35.
____________________________________
А-4 «Скайхок»

03,05,1965 МиГ-17Ф (Лейтенант Фом Нгок Зан) сбил 1 А-4
В период с июля по 27 ноября 1965 года сбито ЗРК С-75 1 А-4 по подтвержденным данным (американская сторона подтвердила потерю 8 самолетов различных типов из 30 заявленых Вьетнамской стороной). Потери ДРВ – 8 пусковых установок.
11,07,1967 Пара МиГ –21 из 921 ИАП сбила 1 А-4 внезапной атакой на кабрировании.

Литература: Д.Кондратков, Сверхзвуковой крестоносец. История Авиации, 1/2001, 35-40, . А.И.Чернышов, Огонь над Вьетнамом. Аэрохобби, 2/1993. стр 19-27

_________________________________________

А-6 «Инвейдер»

21,08,1967 2 А-6 ВМС США по ошибке зашла в китайское воздушное пространство – оба биты китайскими МиГ-19

Литература: А.Котлобовский. Малая воздушная война за великой Китайской стеной. Мир Авиации, 3/1993, 28-35.
________________________

А-12 «Архангел»

30,10,1967 по разведчику А-12 пилотируемым Д.Салливан произведено 6 пусков С-75 (одни из первых ЗРК Вьетнама). Отмечено 3 близких разрыва. Самолет получил несколько небольших пробоин но благополучно вернулся на базу. Самолеты А-12 больше над Вьетнамом не применялись.

Литератур М.Никольский «Черная птица Кларенса Джонсона», АиК, 9/2000 21-28.
______________________________________________
B-52 (D, E, F,G) «Стратокрепость»

Всего с 1965 по 1973 выполнено 126 615 б.вылетов.

Май 1965. База САК Андерсен. о.Гуам. 2 эскадрильи по 15 машин B-52F, 7 и 320 авиакрылья – аэродромное обслуживание – 4133 страт. Авиакрыло. Затем в ходе ротации самолеты 454,22,91 и 306 авиакрыльев. 1 вылет 18,06,1965 (29 машин, бомбы сбросили 26). Всего до конца года 800 вылетов.
С 1966 база в Таиланде (У-тапао), 1 эскадрилья из 4258 ак, затем из 37 САК, B-52D.

С июня 1965 по ноябрь 1972 боевых потерь нет.
В катастрофах потеряно 8 машин, из них:
18,06,1965 2 В-52 столкнулись в воздухе.
1967 Столкнулись в воздухе 2 B-52D из 22 ак. Погиб командир 3 ад САК.
1 В-52 из 454 ак. потерян в столкновении с КС-135

Потери-
2 сбито в воздшных боях, 1 поврежден (Миг-21 американские источники не подтверждают ни одного случая, списывая все на ЗРК):
20,10,1971. Ву Динь Ранг, из 921ап. на Миг-21. аэродром Аньсон. В период между 20:46 и 21:15 повредил 1 Р-3С B-52 с дистанции 8км. Американский самолет совершил посадку в Таиланде.
27,12,1972 Фам Туан из 921 ап. на МиГ-21МФ добился попаданий 2-х ракет в В-52 с дистанции 2 км, наблюдал падение самолета,
28,12,1972 Ван Хуан Тхиеу уничтожил В-52 над Сонла но и сам погиб при взрыве боекомплекта бомбардировщика. (по американским данным самолеты просто столкнулись в воздухе).

13 (оффициально, по данным США) сбито ЗРК. 8 покинуты экипажами из за повреждений над дружественной территорией (4 Таиланда и 4 над Лаосом, последняя цифра требует уточнений, она может быть завышеной из за «двойного счета»), 9 получили повреждения и были востановлены, 1 самолет разбит при вынужденной посадке не связанной с боевыми повреждениями (сел на минное поле).

Вьетнамцы заявили о 34 сбитых самолетах и захватили 33 пленных члена экипажей В-52.
Советские военные советники о 23.

Операции «Линейбеккер» I и II. По американским данным вьетнамское ПВО района налетов насчитывало 700 артустановок и 152 пусковые ЗРК С-75. По вьетнамским данным – выпущено 359 ракет С-75, отмечено 52 поражения цели. Все налеты производились выше (9500-11300м) эффективной высотности орудий С-60 (6000м), основы ПВО Ханоя.

22,11,1972 B-52D прямое попадание ракеты С-75, экипаж дотянул до территории Таиланда и выпрыгнул с парашютами. Еще 2 B-52D получили повреждения осколками ракет, восстановлены.

18,12,1972 налет 29 «троек» В-52 с Гуама и 42 машин с У-Тапао. Экипажи отметили более 100 пусков ЗРК – потери 1 B-52G экипаж дотянул до территории Таиланда и выпрыгнул с парашютами. Вьетнамцы заявили о уничтожении 3 самолетов.

19,12,1972 –93 В-52 , зафиксировано якобы 150 пусков ракет, Американские данные – потерь нет, Вьетнамские данные –2 сбитых

20,12,1972 – налет около 100 В-52. Отмечено около 200 пусков ракет – Американские данные о потерях – 6 машин сбито, 6 повреждено. Вьетнамские данные – сбито 4 В-52.

21-22,12,1972 с У-Тапао – не вернулись из вылета 2 В-52, Вьетнамцы заявили о 3-х сбитых.

22,12,1972 Отмечено 40 пусков ракет, по американским данным потерь нет, по вьетнамским сбито 3 машины.

24-25,12, 1972 Отмечено 7 пусков ракет, по американским данным потерь нет, по вьетнамским сбито 1 самолет.

26,12,1972 Налет 78 самолетов с Гуама и 42 из У-Тапао. Американские данные о потерях – 2 сбито над целью, 1 покинут экипажем над территорией Таиланда. Вьетнамские данные – сбито 8 машин.

26-27,12,1972 Налет 60 В-52 на позиции ЗРК, Зафиксированы пуски 120 ракт, Потери 1 В-52 не вернулся (В-52 сбит вьетнамским Миг-21, по вьетнамским данным) и 1 B-52D (№ 56-0599)-дотянул до Лаоса и экипаж покинул машину. За подвиг Дж.Майз награжден крестом ВВС. Вьетнамцы сбитых не заявляли.

28-29,12,1972 30 самолетов с Гуам и 30 с У-Тапао. Отмечено 27 пусков ЗУР. Потерь нет (???? В то же время сообщается о столкновении Миг-21 с В-52). Вьетнамцы заявили о 7 сбитых машинах.

В ходе операций 1973 потерян 1 В-52, 4,01,1973, не вернулась из налета на город Винь. Вьетнамски х данных по этому случаю нет.

Литература: М.Никольский В-52, «Сверхкрепости над Вьетнамом», АиК 3/2001 22-30. Clashes; Air Combat Over North Vietnam 1965-1972, by Marshall L. Michell III, Naval Institute Press, 1997.


Райан BQM-34 беспилотный разведчик.

22,08,1965 сбит истребителем ВВС КНР над территорией Китая.
10,07,1970 упал (был сбит?) на территорию Китая, обследован китайскими специалистами.

Литература:В.Ильин. Авиация великого соседа. АиК. 3/1999,17-24.

_________________________________________________
CH47 (A,B,C) «Чинук»

ВВС США (всего около 520-550 машин) Потери по всем причинам 136 вертолетов (из них 62-63 в авариях). С сентября 1965 по 1973 совершено 2,6 миллиона вылетов с сумарным налетом – 118200 часов. При помощи вертолетов этой модели эвакуировано более 1000 и сбитых поврежденных самолетов и вертолетов.
ВВС Южного Вьетнама (34-35 машин). С 1970 241 Эскадрилья, с 1971 - ? (272 ?) Эскадрилья. Потеряно по боевым и не боевым причинам 23 машины.

12,12,1974 гад Сайгоном сбит 1 «Чинук» ПЗРК «Стрела», 50 погибших.

Сдались войскам Вьетнама –10 машин, на вооружении до середины 80-х.

Литература: В.Роман. А.Котлобовский. «Чинук»- летающий вагон». КР 10/1994 17-20, 1/1995 18-19.


_____________________________________

F-4 «Фантом II»

09,04,1965 F-4B из вторгнувшихся на территорию КНР группы из 8 самолетов был сбит огнем пушек китайского МиГ-17 (погибли лейтенанты Terence Murphy & Ronald Fegan) По китайской версии происшествия - Самолет был сбит по ошибке самими американцами.

24,07,1965 дивизионом ЗРК С-75 под командованием майора Ф.Ильиных (офицер наведения ст.лейтенант В.Константинов) залпом дивизиона (6 ракет?) сбил 3 самолета F-4C , американская сторона признает потерю 1 самолета и повреждение еще 2.
В период с июля по 27 ноября 1965 года ЗРК С-75 сбито еще 2 F-4 по подтвержденным данным (американская сторона подтвердила потерю 8 самолетов различных типов из 30 заявленых Вьетнамской стороной). Потери ДРВ –8 пусковых установок

10,05,1972 1) F4E из 432 TRW сбит парой F-6 (победа засчитана Ле Тань Дао, 6 побед). Пилот – майор Р.Лодж (3 победы) погиб, штурман-оператор Р.Лоучер попал в плен.
2) F4E из 432 TRW сбит неустановленым числом F-6, Экипаж (капитаны Дж. Харрис и Д.Викинсон) погиб.


Литература: А.В.Федорченко, А.В.Котлобовский, А.В.Хаустов. Непризнаный в своем отечестве. АиВ, 5/1995, 2-22., В.Ильин. Авиация великого соседа. АиК. 3/1999,17-24. А.И.Чернышов, Огонь над Вьетнамом. Аэрохобби, 2/1993. стр 19-27
_______________________________________
F-6 (Миг-19 китайского производства)

1979 Март. Потерян 1 F-6 НОАК, Сбит вьетнамскими средствами ПВО. Провинция Лангшон.

1979. ВВС Кампучии. Сбито 3 F-6. Несколько машин захвачены и включены в состав ВВС Вьетнама.

Литература: А.В.Федорченко, А.В.Котлобовский, А.В.Хаустов. Непризнаный в своем отечестве. АиВ, 5/1995, 2-22.

F8F-1, F-8F-1B «Биркет» ВВС Южного Вьетнама (бывшие французские). На 1964 несколько боеспособных машин. Сведений о потерях нет.

Литература И.Кудишин. «Неудачная охота Россомахи». КР 6/1994, 15-21.


____________________________________


F-8 «Крусейдер»

До середины 90-х годов США признавало потерю 3х F-8 в воздушных боях. Впоследствии признается потеря от 6 до 15 самолетов и «некоторое количество» RF-8A и RF-8G
По вьетнамским данным сбито 14 F-8 (из них 2 разведчика)

Общие официальные потери:
ВМФ США с 1966 по конец конфликта – 44 F-8 и 20 разведчиков (из VFP-63, преимущественно от ЗРК С-75).
КМП США – 10 F-8 и 12 разведчиков ( из VMCJ-1)

Фактически по соотношению ПОДТВЕРЖДЕННЫХ побед к потерям и боевым вылетам «Крусейдер» самый эффективный американский истребитель конфликта.

В период с июля по 27 ноября 1965 года сбито ЗРК С-75 2 F-8 по подтвержденным данным (американская сторона подтвердила потерю 8 самолетов различных типов из 30 заявленых Вьетнамской стороной). Потери ДРВ – 8 пусковых установок.
05,06,1967 Разведчик RF-8G (пилот лейтенант-коммандер Хайнц) из VPF-63 (АВ «Бон Омм Ричард») сбит огнем зениток, пилот попал в плен, самолет обследован вьетнамскими специалистами.
17,07,1967 МиГ-21 (пилот Нгуен Нат Чу, 921 ИАП) сбил 2 Р-3С – 1 F-8 из VF-24 (по первоначальным американским данным считалось что самолет сбит ракетой С-75.
14,12,1967 Пилоты 923 ИАП (МиГ-17) заявили о уничтожении 1 F-8
02.01.1968 Пропал без вести 1 F-8C (VF-111, АВ «Орискани») Потеря признана ВМФ США только в середине 90-х гг.
14.02.1968 Пропал без вести 1 F-8F (VF-194, АВ «Тикондерога») Потеря признана ВМФ США только в середине 90-х гг.
28,03,1968 Сбито (ЗРК ?) 2 RF-8G из VFP-63
22,05,1968 Сбит (ЗРК ?) 1 RF-8G, после этой потери применение «Крусейдеров» разведчиков над Северным Вьетнамом приостановлено.
01,08,1968 МиГ-21 (921 ИАП, пилот Нгуен Хонг Нхи) сбит 1 F-8H из VF-51 над До Лаонг.
17,09,1968 В бою с вьетнамкими истребителями сбит 1 F-8H, Потеря признана ВМФ США только в середине 90-х гг. Вьетнамская сторона о победах не заявляла.


Литература: Д.Кондратков, Сверхзвуковй крестоносец. История Авиации, 1/2001, 35-40, And Kill MiGs, by Lou Drendel, Squadron/Signal Publications, 1974/1997., Air War Over North Viet Nam; The Vietnamese People's Air Force 1949-1977, by Dr. Istvan Toperczer, Squadron/Signal Publications, 1998, А.И.Чернышов, Огонь над Вьетнамом. Аэрохобби, 2/1993. стр 19-27




F-86 «Сейбр»

С мая 1962 по 1965 79 австралийский эскадрон на Коммонвилз «Сейбр» Мк.32 патрулировал над Таиландом. Совершено несколько боевых вылетов над территорией Вьетнама, о потерях и победах нет никаких данных.
Литература : Авиационный сборник № 15. бюллетень ЦАГИ «Техническая информация» М. 1996. П.Бауэрс, перевод А.Фирсова.стр 82-83.
__________________

F-100 «Супер сейбр»

В боевых действиях с 5 августа 1964, а-база Да Нанг, 615 аэ.
Первый налет 14,12,1964.
Окончание применения июль 1971 (выведено 35 ТАК, а-база Фан Ранг)

За период с 20,12,1965 (первое успешеное боевое применение УР AGM-45 Shrike по РЛС) по 11 июля 1966 уничтожено 9 ЗРК, потери 1 F-100F Wild Weasel сбит ЗРК, 2 F-100F столкнулись в воздухе (вьетнамская сторона заявила что все 3 самолета сбиты ЗРК)..

Литература: А.И.Чернышов, Огонь над Вьетнамом. Аэрохобби, 2/1993. стр 19-27, А.Фирсов. Истребители сотой серии, 1994.

_______________________________________

F-102 «Дельта Дэггер»

С мая 1962 базируются на Тан Сон Нхут. В мае 1963 выведены (после этого только отдельные полеты, без постоянного базирования) и возвращены для постоянного базирования с августа 1964, да боевой службе до лета 1970. (а.базы Да Нанг, Тан Сон Нхут, Виен Хоа, Дон Муанг). Максимальный наряд – 22 самолета з них 14 в постоянной готовности.

Сведений о боевой карьере нет. В воздушных боях участия не принимал. Всего на театре в летных происшествиях и по техническим причинам потеряно 15 самолетов.

Литература: А.Фирсов. Истребители сотой серии, 1994.

_______________________

F-104С «Старфайтер»

Боевое применение с 1965г. а-база Да Нанг. 25 самолетов из 479 крыла ТАК. Всего 2269 боевых вылетов при потере по всем причинам 9 машин. В 1967 выведены из зоны боевых действий.

20.09.1965 1 F-104C Сбит истребителем J-6 ВВС НОАК над территорией Китая (о. Хайнань) нарушивший воздушное пространство с территории Северного Вьетнама. Американцами потеря первоначально не подтверждалась, но имеется пленка фотокинопулемета китайского истребителя, где виден взрыв самолета. Впоследствии стало известно что пилот майор Смит попал в плен китайцам.


Литература: В.Ильин. Авиация великого соседа. АиК. 3/1999,17-24., А.Котлобовский. Малая воздушная война за великой Китайской стеной. Мир Авиации, 3/1993, 28-35. , А.Фирсов. Истребители сотой серии, 1994.



F-105 «Тандерчиф»

В бою с 1964 года Первое официально объявленное боестолкновение – февраль 1964, 1 F-105 получил повреждения от 37мм снаряда зенитного орудия.
По заявлению вьетнамского командования только в 1966 сбито 126 F-105

Потеряно по ВСЕМ причинам (боевые, небоевые, выработка ресурса и списание) около 400 самолетов из них боевые и небоевые потери около 350.

Всего с февраля по июль 1965 по данным ДРВ сбито в воздушных боях 4 или 5 F-105.
В период с июля по 27 ноября 1965 года сбито ЗРК С-75 3 F-105 по подтвержденным данным (американская сторона подтвердила потерю 8 самолетов различных типов из 30 заявленых Вьетнамской стороной). Потери ДРВ – 8 пусковых установок.

Заявлено о 28 победах в воздухе (все над МиГ-17) частично подтвержденных вьетнамскими данными плюс сбит по ошибке 1 китайский самолет.

13,01,1965, бой над мостом Бэн Кен. F-105D №62-4296 сбит зенитной артиллерией.
04,04,1965. Бой над мостом Хам Ронг, сбито 2 F-105 (майор Джеймс Мэгнессон и капитан Фрэнк Беннет) (победы вьетнамских МиГ-17Ф , самолеты сбили капитан Трань Хань и его ведомый ?).



Литература В.Бакурский Рипаблик F-105 «Тандерчиф». КР 12/1993, 5-10
Air War Over North Viet Nam; The Vietnamese People's Air Force 1949-1977, by Dr. Istvan Toperczer, Squadron/Signal Publications, 1998. А.И.Чернышов, Огонь над Вьетнамом. Аэрохобби, 2/1993. стр 19-27, А.Фирсов. Истребители сотой серии, 1994.
____________________________
F-111A

1 тур (17 марта 1968-апрель 1968, а-база Тахли, Северный Таиланд)
6 машин – 55 б.вылетов
Потери 3 машины –
Американская версия = 2 пропали без вести, 1 Экипаж спасся, обломки самолета эвакуированы – причина разрушение тяги управления стабилизатором из за некачественной сварки.
Вьетнамская версия – Заявлена 1 сбитая машина – огонь зенитной артиллерии.

2 тур (там же) сентябрь 1972-15 августа 1973
52 машины – более 4000 б.вылетов.
Американская версия = Потери 6 машин (версия – 7 машин)
Потери 2 машины – ракеты С-125, 4-5 машин – причины неизвестны или зенитная артиллерия.
Вьетнамская версия = заявлено 5 побед, средства поражения не указаны. Хорошо сохранившийся при падении 1 экземпляр F-111A доставлен в Москву.


Литература: М.Левин. Боевое применение F-111. КР 11/1994. 6-9.

________________________________

KC-135 заправщики, 376 САК, база о.Гуам, Андерсон.

1967 1 КС-135 потерян в столкновении с В-52 454 ак.


OH-6 всех типов 1964-1975

Боевые потери 654
Не боевые потери 253

Литература: В.Роман. Винтокрылое племя «Кайовы» КР 2/1996, 25-29
____________________________________
OH-58 «Кайова» 1969 (середина)-1975

Сбито –28

Не боевые потери -17.

Литература: В.Роман. Винтокрылое племя «Кайовы» КР 2/1996, 25-29




RF-101 «Вуду» разведчик

Первое применение – с 18 октября 1961 года. А-база Сон-Нхут, 4 RF-101 из состава 15 крыла тактической разведки. 1 боевой вылет 21,10,1961, всего 67 вылетов до 21,11,1961. Без потерь.

К августу 1964 на территории Южного Вьетнама оперирует до 16 машин. А-базы Тан Сон Нхут, Мисава (Япония).
1 ноября 1970 45 крыло тактических разведчиков выведено из зоны боевых действий. Окончание карьеры самолета.

Всего по американским данным боевые потери составили 39 самолетов, 12 пилотов погибли, 10 попали в плен.

8,02,1965 Потерян 1 RF-101 «Вуду (официально 2-я потеря самолета США во Вьетнаме). Самолет уничтожен зенитной артиллерией.

Литература: А.Фирсов. Истребители сотой серии, 1994.



Списки литературы весьма неполные, и служат только для справочных сведений.
С уважением ФВЛ