|
От
|
CANIS AUREUS
|
|
К
|
SadStar2
|
|
Дата
|
10.10.2002 11:11:45
|
|
Рубрики
|
Древняя история;
|
|
Re: Это давняя песня...:-)
Эта теория существует давно, и онсновная ее предпосылка не лишена смысла. Однако, как обычно, Скляров малость увлекается, начиная подгонять под свою концепцию факты, которые туда, вобщем-то, не совсем лезут, или притянуты за уши. Чтоп не разгонять длинный оффтоп, скажу следующее - у нас основным теоретиком с публикациями и книгами по этому делу является Антон Платов, он, впринципе, нормальный мужик. Я когда-то в Корчме написал ему открытое письмо по поводу извращений, за что Платов меня обругал неучем, но по существе не опроверг.:-)
Ниже привожу свое письмо:
С интересом начал читать статьи на сайте арья.ру. Распечатал, и стал изучать подробно. Первой попалось следующее:
Бой на Калиновом мосту или прогулка тропою мёртвых
(Мифы и магия индоевропейцев, вып 5., -М.: Менеджер, 1997)
А. Платов.
Что же пишет Платов?
НЦ
Известная сказка, традиционный сюжет. Анализом ее занимались многие исследователи; большинство из них соглашаются с тем, что сказка глубоко мифологична и представляет собой пересказ одного из древнейших славянских мифов. Действительно, довольно очевидно, что река Смородина, разделяющая противников, - это река между нашим и Иным мирами, известная всем индоевропейцам; недаром и самое имя ее содержит сразу две древние основы: mor (*mri) - “смерть”, и rod - “рождение”.[1] Неоспоримо и то, что по не нашу сторону реки стоят Владыки мира мертвых: Змеи и их отец - достаточно обратить внимание на обилие эпитетов “черный”, или на спутников Змея - волка (пса) да ворона, или на то, что логовище их находится под землей...
Казалось бы, что может быть проще: раз по одну сторону - черное, значит, по другую - белое. Значит, перед нами - битва добра со злом. Можно даже сделать вывод, что перед нами - Центральный Миф Индоевропейцев - поединок верховного бога-громовержца с чудовищем. Только...
КЦ
Это у Платова просто. Центральный миф индоевропейцев глубоко натуралистичен, а добро и зло, как химеры разума, инициатором ассоциаций быть не могут по определению. Откуда взят анализ по Фоменко слов «смерть» и «рождение», непонятно. Слово «смородь» по Далю означает вонь, а еще смрад, сильную духоту, вонючесть, удушливость, гарь, угар, чад, смердный дух. Последнее более вяжется с мифологическим назначением реки, чем неуклюжие попытки автора воткнуть арийские корни туда, где их нет.
Афанасьев дает отличное объяснение слова «калинник» как мороз, а калинового моста - как мифически ледяного. Но автора это не устраивает, и у него появляются всякие иные миры и прочая муть.
Далее Платов довольно грамотно учит, как читать мифы, но сам ни одному из своих правил не следует.
НЦ
. Поэтому за каждым мифом всегда стоит путь - путь, предлагаемый Учением, в рамках которого этот миф сформировался. Так делали боги, так теперь поступают люди... (Taittiriya Brahmana, I.5, 9, 4[2]) Увидим ли мы этот, предлагаемый нам богами, путь, попросту проанализировав текст и сюжет мифа и развесив на героях ярлыки “плохой” и “хороший”?
Приведенная цитата из индийского трактата прекрасно характеризует один из базисов языческого Учения. Люди следуют путям богов, и отражение этих путей - в мифологии. Правда, их нужно еще увидеть, эти пути...
КЦ
Хорошая цитата, но навряд ли автор понимает ее смысл, вставляя куда ни попадя.
НЦ
Поиски мифологических аналогов - занятие сложное и даже рискованное: всегда есть опасность перейти некую грань достоверности, за которой начнут размываться лики богов и героев.
КЦ
Золотые слова. Попытка автора отмести критику, дескать, сам знаю, что муть пишу.
НЦ
Однако, в данном случае мы обладаем образом, спутать который с чем-либо другим вряд ли возможно. “Позвал старик двенадцать воев и говорит им: “Возьмите вилы железные, поднимите мне веки черные...”” Этот безымянный Некто, обладающий взглядом невероятной силы и веками, столь тяжелыми, что поднять их можно лишь вилами, справедливо считается одним из самых загадочных образов славянской мифологии. Он нередко встречается в восточнославянских сказках, но наибольшую “известность” ему принесла несомненно, знаменитая повесть Н.В.Гоголя. Это - Вий.
“Вий”, однако не является именем этого персонажа; это всего лишь хейти[3] - на украинском языке слово вия означает “верхнее веко”. Действительно, тяжкие веки, прикрывающие глаза, являются его непременным атрибутом. Взгляд же его, согласно, восточнославянским легендам, испепеляет все вокруг.[4] И.Белкин, склонный отождествлять Вия с Черным Богом,[5] приводит в своей работе замечательный отрывок из славянской легенды: “...Нет ребенка в Подолии, который бы не рассказал вам об этом страшном истребителе, взглядом своим убивавшем человека и превращавшим в пепел целые города. Счастье только, что этот убийственный взгляд закрывали прильнувшие веки и густые брови.” Другой непременный атрибут легенд и сказок о Вие - это вилы - железные вилы, которыми дюжина добрых молодцев поднимает его веки.
КЦ
С каких это пор и какого рожна голая цитата из Афанасьева становится исследованием Белкина и Платова, и еще и отрывком из славянской легенды? Тем более, если бы цитата была больше, из нее ясно следует персонификация Вия с Громовиком. Но авторам нужны опять всякие цари иных миров, которых они находят, объезжая Афанасьева на хромой козе.
Далее, объявив на строго научной основе Вия черным богом, автор пускается в фантазии на две страницы, демонстрируя при этом некоторую начитанность.
Затем
.НЦ
Вот мы и пришли к тому, без чего не бывает решения, более того - к тому, с чего решение начинается. Мы пришли в тупик.
КЦ
А зачем было надо самому себе на яйца наступать?
НЦ
В битве на Калиновом мосту бог магии выступает против бога магии, Один против Одина, Велес против Велеса, Луг против Луга...
КЦ
Это давно разработано Афанасьевым. Это в т.ч. былина о Муромце и Святогоре. Чисто циклический миф, а у автора опять....
НЦ
Теперь я позволю себе немного отвлечься, чтобы подойти к тому же самому совсем с другой - может быть, неожиданной - стороны.
КЦ
Лучше б не отвлекаться....Далее на две страницы еще муть о магии, заканчивающаяся словами:
НЦ
Что ж, и об этом существуют некие неясные упоминания. Согласно некоторым указаниям, подобное посвящение прошел и сам Мерлин - один из величайших магов кельтской Британии середины I тыс. от Р.Х. Совершив Переход, он принес в Британию меч Каледвулх, выкованный мастерами Аваллона - меч, имя которого трансформировалось позднее в Калибурн, а еще позднее - в Экскалибур, - меч короля Артура...
КЦ
Причем тут магия? Обычный миф о мече - молнии громовика.....
Далее автор предпринимает упорные попытки подбить под нормальный циклический миф о смене времен года магический смыл.
НЦ
Так вот как он оказался у Калинового моста, у берега реки, разделяющей этот и Иной миры! Совершается Переход, посвящаемый следует тропою мертвых.
КЦ
Это только в фантазии Платова.
Далее Платов приплел сюда и Одина, висящего на дереве. Жуть. Хотя Платов вставляет это во все статьи. Как немецкий порошок для клопов.
Далее
НЦ
Так делали боги, теперь так поступают люди. Основной закон мифологии. Перед нами не только рассказ о том, как делали боги, но и указание, как поступать людям...
КЦ
Автор откликнулся на призыв, но поиски божественного промыла очень тяжелое дело....
Хотя арийская традиция автором соблюдена - там, где познанию мешает невежество, все объясняется магией...
С уважением
Владимир