НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ПОБЕДЫ РОССИИ генерал-майор Валерий ЧЕБАН
Инерция падения авторитета и утеря позиций России на международной арене приобрели такую силу, что трудно в негативном потоке явлений отыскать светлое пятно. Между тем были настоящие победы, имеющие большое значение для страны.
Среди них выделяются перелом ситуации на таджикско-афганской границе 1993-94 гг. и блокировка, остановка острого клина сепаратизма, угрожающего с Северного Кавказа.
Распад Советского Союза вызвал к жизни не просто противоречия, а настоящие вооруженные конфликты вблизи территории России. Огромное постсоветское пространство стало объектом стремительной военно-политической приватизации. Особенно отличались северокавказское и центральноазиатское направления. А на Западе, окрыленный победой в «холодной войне», стал готовиться к расширению военный блок НАТО.
Годы 1992-1995 характеризовались небывалым всплеском сепаратизма в Российской Федерации. Выполнение рекомендации по заглатыванию суверенитета без учета разумных возможностей пищеварительного тракта национальной политики и экономики субъектов приводило не только к расстройству суверенных организмов, но и к угрозе целостности России.
Достаточно вспомнить войну законов между федеральным центром и рядом субъектов Федерации, построенных по национальному принципу, их стремление укрепить внешние связи, минуя Москву, и даже создать свои вооруженные формирования. Сепаратизм на этнической основе усилился сепаратизмом экономическим и административно-политическим. Заговорили о самостоятельной Уральской республике, об удивительных возможностях в обеспечении самостоятельной жизни Самарской, Саратовской и других областей. На Севере была поднята тревога о будущем малых народов Крайнего Севера. Федеральный центр тем временем был погружен в пучину острой и непримиримой внутренней политической борьбы.
В итоге стал отчетливо формироваться острый клин сепаратизма и нестабильности вверх от Северного Кавказа, по Волге и Уральскому хребту. Этот клин мог рассечь Россию по меридиану на западную и восточную части. Причем так, что промышленно развитое Поволжье оставалось в зоне постоянного конфликта, а огромные энергоресурсы Западной Сибири, составляющие около 90% всех запасов России, были бы предоставлены на милость «доброжелательной» мировой рыночной стихии.
Нельзя было рассчитывать на спокойствие со стороны огромной территории Казахстана, которая буквально вдавилась в тело Урала и Сибири по границе в 7,5 тыс. км!
Словом, сухой хворост сепаратизма для большого костра был готов в самом центре России, и на юге уже бушевало пламя кровавой междуусобицы.
…Хотя у России и Таджикистана нет общей границы, тем не менее обострение ситуации на афгано-таджикской границе представляло серьезную угрозу безопасности России.
Ситуация развивалась следующим образом. В 1991 г. в Таджикистане вспыхнула гражданская война. В конце 1992 г. после драматических событий в Душанбе огромный поток беженцев устремился в Афганистан. Среди десятков тысяч человек границу перешла большая масса боевиков, которая, пройдя специальную подготовку в лагерях, снова устремилась в Таджикистан. У них на пути встали российские пограничники.
Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993г.
Однако только в июле, после трагедии на 12-й заставе Московского погранотряда, Россия и весь мир представили всю остроту ситуации. Тогда на боевую прочность проверялась не только застава, но и вся политика безопасности государства. В 4 часа утра 13 июля 1993 г. четырнадцать групп боевиков таджикской оппозиции и афганских моджахедов общей численностью свыше 300 человек совершили нападение на заставу. Нападавшие имели на вооружении стрелковое оружие и гранатометы. Предварительно на господствующих высотах бандиты организовали огневые точки, где установили пулеметы, безоткатные орудия и минометы.
Необходимо подчеркнуть одну существенную деталь. Пограничные заставы этого участка государственной границы строились так, чтобы они были максимально удобными для проживания людей и организации службы по охране государственной границы. Их возводили не как объекты обороны границы, тем более при внезапном нападении, а как объекты сравнительно комфортного проживания. Это и понятно. После завершения борьбы с басмачами и установления добрососедских отношений с Афганистаном этот участок считался мирным.
Застава была поднята «в ружье». Однако силы были неравными. В итоге, не получив своевременной и эффективной поддержки, пограничники понесли большие потери. Марш колонны 201-й дивизии, спешившей на помощь, затянулся на несколько часов. Основные события уже закончились. Не было четкой организации авиационной и огневой поддержки. Гибель пограничников потрясла страну и потребовала от руководства решительных мер.
Через месяц после трагедии 12-й заставы заместителем министра безопасности—командующим пограничными войсками назначается генерал-полковник А.И. Николаев. На всех уровнях была проведена огромная работа по созданию качественно новой пограничной службы. Одно перечисление проведенных мероприятий может сказать многое о масштабах этой деятельности.
Так, были полностью укомплектованы части и подразделения группировки, которая с 1993 г. выросла более чем в три раза и составила 16,5 тыс. человек.
Немало сделано по укреплению коллективных миротворческих сил, службу в которых стали проходить представители Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Практически с чистого листа создавались резервы ФПС России, способные активно включиться в обстановку. Была усилена авиационная группировка (кроме полка под Душанбе были развернуты эскадрильи в Хорогском и Московском пограничных отрядах).
Была реализована сложнейшая программа инженерного укрепления границы. Оборудование застав доведено до самой высокой надежности. Так, по одной из застав было выпущено 300 ракет, и ни один пограничник не пострадал.
Широко использовался опыт русской и Советской армии по ведению боя в горных условиях.
Система охраны и обороны границы выстраивалась многослойно. На первой линии находились заставы и блокпосты. Прежде расстояние между заставами в горах составляло от 15-20 до 100 км и между ними не было ни одного поста. В результате принятых мер расстояние между блокпостами доведено до 2-3 км, а вокруг базовых застав на господствующих высотах оборудованы посты.
Во второй линии разместили тактические резервы (начальников пограничных отрядов). На определенных направлениях — оперативные резервы пограничной группы. Кроме того, созданы огневые резервы, новая группировка артиллерии — 300 систем, 300 единиц боевой техники.
К охране и обороне границы привлекалось до 50 единиц транспортных и боевых вертолетов.
Активизировалась работа с местным населением и борьба с авторитетами, поддерживающими боевиков и наркодельцов.
Был установлен тесный контакт с афганскими пограничниками, который позволял предвидеть и предотвратить опасное развитие ситуации на границе.
Эффективность применяемых мер была проверена в настоящем бою. В эпицентре событий вновь оказалась 12-я застава Московского погранотряда. В ночь на 19 августа 1994 г. после огневой подготовки отряды боевиков численностью около 500 человек при поддержке афганских моджахедов и арабских наемников предприняли попытку захватить и уничтожить пограничные посты. В ходе ожесточенного боя пограничники отразили более 15 атак противника, не отступив ни на шаг. С рассветом были подняты вертолеты. С интервалом в 30-40 минут 12 машин нанесли несколько ракетно-огневых ударов по наступающим боевикам, позициям их огневых средств и переправам. Затем к вертолетчикам присоединились самолеты Су-25 из состава миротворческих сил.
За это время подошел резерв Московского погранотряда и мотострелки 149-го полка 201-й дивизии. Враг, понеся большие потери, отошел.
На фоне всеобщего развала и поражений ситуация была переломлена и удалось добиться крупной победы в обеспечении безопасности России. Трудно предсказать, как развивались бы события в регионе и в мире, если бы не было этой победы. На «проектную мощность» уже выходило движение «Талибан», и казахстанские степи его вряд ли бы остановили.
Валерий ЧЕБАН,
академик Академии военных наук, доктор философских наук, генерал-майор