|
От
|
Александр Жмодиков
|
|
К
|
Геннадий
|
|
Дата
|
04.10.2002 14:53:41
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Артиллерия;
|
|
Нет уж...
Ваши слова:
"Причем тут "специальность"?"
Притом, что приказ Ермолову "привести артиллерию в порядок" - вполне естественный, т.к. он имел опыт в применении артиллерии.
Ваши слова:
"Вообще, говорить о том, что "не выполнил" можно лишь в двух случаях:"
Не понял! Ермолов не выполнил то, что было ему поручено Кутузовым, и даже не перепоручил это задание кому-либо другому, и это факт, без всяких "случаев".
Ваши слова:
"начальник Ермолова оценил действия Ермолова, как оцениваете Вы. Но генерал Раевский (как старший) представил к награждению в рапорте генералу Дохтурову - Васильчикова, Ермолова и Паскевича."
Ну и что? Ермолов совершил подвиг, никто не спорит.
Ваши слова про Кутайсова:
"Но ежели так - то больше вероятность того, что Кутайсов погиб не в рукопашной схватке, а на артиллерийских позициях или, например, разворачивая резервную артиллерию."
Там не было резервной артиллерии. Он отделился от Ермолова в сторону.
Ваши слова:
"Даже если он погиб в рукопашной -честь ему и слава."
Я полагаю, было бы лучше, если бы он своим делом занимался. Лучше и для него, и для армии.
Ваши слова:
"Насколько знаю, никто из его начальников его действия не порицал. Для истории их оценка значит много больше, чем оценка последующих поколений - историков-любителей и даже профессионалов."
Это, несомненно, новое слово в истории. Во-первых, мнение начальников нам не известно, т.к. рапорты редко отражают личное мнение о ком-либо, а если и отражают, то в виде, сильно искажённом тогдашними отношениями. Во-вторых, начальникам на тот момент не могли быть известны многие обстоятельства, которые всплыли потом и были обнаружены именно исследователями последующих поколений.
Ваши слова:
"А Ваша оценка некорректна."
Ещё как корректна. Начальник артиллерии должен был заниматься артиллерией, и всем генералам и артиллерийским офицерам должно было быть известно, где он находится (об этом напоминает Багратион в своём приказе по 2-й армии, отданном в начале войны 1812 года). Кутайсов увязался за Ермоловым по личной инициативе, никому не сообщил об этом, при нём не было адьютантов, или они его потеряли в суматохе контратаки, в результате некоторое время вообще не было известно о его гибели, и артиллерия 1-й армии не получала приказаний. Конечно, его гибель не оказала такого сильного влияния, которое ей приписывали в рапортах о сражении, но тем не менее, он был неправ, как и Ермолов. Это вообще похоже была одна из болезней русской армии того времени: военачальники слишком любили личные подвиги, забывая об обязанностях и приказах, лезли вперёд, вмешивались во всё, ссорились, отдавали приказы войскам, им непосредственно не подчинённым (Барклай в 1813 категорически это запретил) - одним словом, вели себя как очень храбрые любители, но не как настоящие профессионалы.
Ваши слова:
"При Бородине точно так же мог погибнуть и Барклай, и Милорадович, и тот же Дохтуров - практически любой из русских генералов"
Если бы они погибли на своём посту, выполняя возложенные на них задачи - они бы наилучшим образом исполнили свой долг.
Ваши слова:
"при Бородине - армия стояла, потому что ее командиры демонстрировали образцы геройства"
Прекрасно, но - на своём посту.