От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 03.10.2002 04:10:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWII; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Одесситу - Фратишек МОрацев

Моравец Франтишек








После развала Австро-Венгерской империи на карте Европы появилось новое государство - Чехословакия. Распалась имперская разведка Эвиденцбюро, и были созданы чехословацкие спецслужбы.

Молодой капитан Франтишек Моравец стал во главе разведслужбы Первой армии, дислоцированной в Праге. В в конце 1920-х - начале 1930-х годов приоритетным для него было контрразведывательное направеление: главная угроза для страны исходила от пронацистской агентуры, действовавшей в среде судетских немцев, населявших приграничные с Германией районы. Так, в 1931-1932 годах контрразведка выявила подрывную организацию, действовавшую под видом спортивного клуба "Фольксшпорт" и объединявшую судетских немцев.

Моравец получил повышение. 25 марта 1934 года его назначили начальником Отдела расследований Генерального штаба. Этот отдел объединил разведывательную службу и контрразведку. По предложению Моравца создаются четыре разведывательных центра: в Праге, Брно, Братиславе и Кошице.

После прихода к власти в Германии Гитлера, Моравец начинает искать союзников за рубежом. Он отправляется в Париж, где устанавливает контакт с подполковником Луи Риве, шефом французской разведки. Возвращаясь из Франции, Моравец заехал в Швейцарию, где нашел взаимопонимание с шефом швейцарской военной разведки Роже Масоном. Они заключили тайное соглашение о том, что швейцарцы позволят резидентуре чехословацкой разведки работать в Цюрихе. Военная разведка Швейцарии в этот период (1930-1935 годы) состояла всего из двух офицеров, одним из которых был сам Масон. В 1936 году Моравец в Москве встретился с начальником ГРУ Урицким: СССР и Чехословакия подписали договор о взаимопомощи, предусматривавший и взаимодействие секретных служб.

Вернувшись в Прагу, Моравец занялся реорганизацией своей службы. Начальником контрразведки он назначил майора Бартика, с именем которого связана удивительная история вербовки агента А-54.

10 февраля 1936 года Бартик получил по почте послание, автор которого предложил чехам свои услуги. Кроме того, что он немец, других данных о себе автор не сообщил. Моравец дал указание согласиться на предложение анонима. Почтовый ящик стал наполняться важнейшими сообщениями. Агенту присвоили имя А-54 - чехи так и не узнали его настоящего имени.

Но теперь нам оно известно. Это был Поль Тюммель, личный друг рейхсфюрера Гиммлера, с 1928 года состоявший в рядах НСДАП. С 1933 года он работал в штабе абвера. В 1934 году по личному указанию Гиммлера был переведен в отдел абвера в Дрездене, как раз в тот, который занимался Чехословакией. Под именем доктора Хольма он руководил особо агрессивными разведсетями Нетц 1 и Нетц 2. Никто никогда так и не узнал, что заставило его стать осведомителем чешской разведки. А-54 стал уникальным источником разведывательных данных о планах и действиях нацистов в отношении Чехословакии. Впоследствии Тюммель (новый псевдоним "Фанта") снабдил чешскую, а через нее английскую разведку точными данными о планах нападения на Великобританию ("Морской лев"), на СССР ("Барбаросса") и Грецию ("Марита"). Он работал на чешскую разведку до своего ареста 20 марта 1942 года.

19 мая 1938 года Моравец получил информацию о концентрации германских войск на границе. 29-30 сентября 1938 года лидерами Великобритании, Франции, Германии и Италии было подписано Мюнхенское соглашение, предусматривавшее отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, а также удовлетворение территориальных притязаний к Чехословакии со стороны Венгрии и Польши. Это соглашение предопределило захват Германией Чехословакии в 1939 году и способствовало развязыванию Второй мировой войны.

Сразу после заключения Мюнхенского соглашения подал в отставку шеф чехословацкой разведки полковник Гаек. На его должность с поста руководителя военной разведки был переведен Франтишек Моравец.

Абвер и СД подготовили сепаратистскую акцию в Словакии. 14 марта 1939 года была объявлена независимость Словакии, а на другой день войска вермахта вошли в Прагу.

Моравец и десять офицеров его штаба успели самолетом вывезти секретные досье в Лондон. Среди них было и "дело" агента А-54. Моравец со своим штабом обосновался в отеле "Ван Дейк" и начал работать в тесном контакте с британской разведкой. Его основной задачей было обеспечение работы резидентур чешской разведки, находящихся в Цюрихе, Белграде, Гааге и в Стамбуле, а также поддержание контакта с движением Сопротивления в Чехословакии, которая теперь стала называться "протекторатом Богемия и Моравия".

Там правили шеф СД Рейнхард Гейдрих и верховный судья оберфюрер СС Альфред Функ, которым чешское движение Сопротивления вынесло смертный приговор. 27 мая 1942 года на Рейнхарда Гейдериха было совершено покушение - через неделю он умер в больнице.

По мнению чешских историков, полковник Моравец, разведка которого к этому времени стала филиалом британской, руководствовался двумя соображениями. Первое: показать, что западные державы хотя и медлят с открытием второго фронта, все же не сидят сложа руки. Второе, главное и совершенно секретное, связано с судьбой начальника абвера адмирала Канариса. Тот в это время вел двойную игру: вступив в контакт с британской, а возможно, и американской разведкой. Канарис решил помочь Англии и США сбросить Гитлера, сохранив при этом политическое и социально-экономическое устройство Германии.

Но Гейдрих в чем-то подозревал Канариса, на адмирала было заведено секретное дело. В книге "Бомба для Гейдриха", изданной в Праге, ставится вопрос: "А не должен ли был Гейдрих погибнуть для того, чтобы уцелел Канарис? Быть может, ценою убийства Гейдриха разведки союзников сохранили жизнь своему наиболее ценному осведомителю?"Полковник Моравец продолжал работу. Он поддерживал контакт с официальным представителем советской разведки в Лондоне Иваном Андреевичем Чичаевым. Одним из вопросов, который в то время беспокоил советское руководство, была возможность сепаратных соглашений союзников с нашим общим противником - Германией. Любая информация на этот счет представляла интерес. Известно, что и знаменитый полет "Черной Берты" - перелет Гесса в Великобританию накануне нападения Германии на Советский Союз - представлял большой интерес для СССР. Полковник Моравец охотно и честно помогал советской разведке, хотя он, как и чехословацкое правительство в лондонской эмиграции, находился под опекой англичан. Его информация подтверждала сведения, которые советская разведка и раньше получала о контактах Гесса с английской стороной до его перелета в Шотландию, тем более что все, связанное с этим перелетом, англичане строго засекретили. Секретность не снята и по сей день.

В 1945 году Франтишек Моравец вернулся в Чехословакию. Но что-то не сложилось у него во взаимоотношениях с новым чехословацким руководством. В конце 1947 года он выехал в США, где жил до своей смерти в 1966 году. Девять лет спустя вышло посмертное издание его воспоминаний "Хозяин шпионов".