Российская Православная Церковь была очень богата и независима от внешних влияний. Поэтому, чтобы осуществить планы по устройству «всеобщего равенства», следовало Православную Церковь уничтожить, — для начала ее подавив, сломив и ограбив, лишив всего имущества и физически уничтожив ее представителей, выражающих активное несогласие. Разгромить Церковь «кавалерийской атакой» и «большевистскими темпами» не получилось. Поэтому было решено, после установления контроля (т.е. после того, как на ее «шею» будет наброшена удавка) последовательно подталкивать Церковь к умиранию с помощью созданных для этой цели соответствующих «органов». Так, или примерно так, в то время выглядел план большевиков.
Органами, в задачи которых входила реализация этого плана, были, с одной стороны, Секретный отдел ГПУ по уничтожению Церкви и, с другой (для придания видимости законности такому уничтожению), Комиссия по проведению Декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б). Обоими отделами в самые трудные и решающие времена руководил Е.А.Тучков. Тучков, исходя из предпринимаемых им действий, видел выполнение своей задачи прежде всего в том, чтобы нейтрализовать деятельность управления Российской Православной Церкви, изъяв из него бескомпромиссных архиереев, раздробив на части и перессорив эти части между собой. Таким образом, Церковь по планам большевиков должна была превратиться из богатого, многочисленного и единомысленно стоящего в истине объединения во множество мелких групп, к тому же враждующих между собой. К великому сожалению, сделать это им удалось. Своего результата они добились путем давления, обмана, запугивания, репрессий, интриг, посулов и тому подобных провокационных действий. Так, в результате активной деятельности Тучкова возникла целая россыпь обновленческих движений: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и пр. Как видно из документов, Тучков метался от одного архиерея к другому, предлагая поначалу чуть ли не каждому получить из рук советской власти предстоятельство в Российской Церкви в обмен на определенного рода уступки, в то же время всеми силами пытаясь перессорить архиереев друг с другом.
IV
Во втором томе книги «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» иером. Дамаскина (Орловского) приведены документы из Центрального Партийного Архива, не оставляющие никаких сомнений относительно методов и тактики богоборцев в войне против Христа. Однако, будучи продолжателем дела Сергия (Страгородского), иером. Дамаскин обрывает свою публикацию на 1926г. и продолжает ее затем лишь годом 1937, желая умолчать о фактах предательства и отступничества митр. Сергия. Однако и того, что им обнародовано, достаточно, чтобы говорить документально о великом преступлении Сергия (Страгородского) перед Богом и Церковью. В наши дни можно уже с полной достоверностью предположить характер взаимодействия «органов» с этим человеком. На стр.477 своей книги иером. Дамаскин цитирует:
«За арест и «дело» митрополита Петра, создание смуты, связанной с митрополитом Агафангелом (Преображенским), окончательное оформление раскольничьей группы архиепископа Григория (Яцковского) и опубликование «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) Тучков в 1927 году был награжден грамотой и золотыми часами».
Интересно получается, — митр. Сергий (Страгородский) издал Декларацию, а награжден за нее Тучков, т.е. из этого документа ясно, что издал ее именно Тучков, а не митр. Сергий, который в то время уже не представлял из себя самостоятельной фигуры в Российском православии.
Приведем также цитату из ходатайства начальника СПО ОГПУ Я.С.Агранова о награждении Тучкова орденом «Красное Знамя» от 1 сентября 1931 г., в котором перечисляются его главные заслуги:
«Под руководством тов. ТУЧКОВА и его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих успехов.
...В 1923-25 гг. им были проведены два церковных собора (Всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Соввласти.
На протяжении ряда лет тов. ТУЧКОВЫМ проводилась серьезная работа по расколу заграничной православной русской церкви».
Это не пустые слова, за ними стоят факты. Из имеющихся документов ясно видно, что все силы большевиков были направлены именно на создание расколов в Православной Церкви.
Причем иезуитство богоборцев простиралось до того, что, как мы видим из Протокола №55 от 3 сентября 1924 г., Тучкову было поручено «принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию». Т.е., с целью расширения раскола большевики шли даже на попытки своими руками сформировать группу правого духовенства, критикующего Патр. Тихона за его дипломатию по отношению к советской власти!
V
Не будем, ради экономии места и времени, приводить сказанному иные многочисленные имеющиеся подтверждения. Задача, поставленная партией перед этим «ликвидатором», совершенно ясна. Кого же нашел Тучков в качестве своих пособников и помощников в среде Российской Православной Церкви? Главные из них: епископы Григорий (Яцковский), Антонин (Грановский), протоиереи Введенский и Красницкий и иже с ними и, самый главный, конечно же, митр. Сергий (Страгородский). Такого раскола в Российской Православной Церкви, какой удалось учинить Тучкову руками митр. Сергия, наша земля не знала со времен патриарха Никона. Обретение Тучковым такого маститого «сподвижника» своим делам, безусловно, стало наибольшей удачей советской власти в ходе проводимой ею кампании по уничтожению Церкви.