|
От
|
Офф-Топик
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
01.10.2002 01:19:01
|
|
Рубрики
|
Прочее; Спецслужбы;
|
|
В режимных частях крадут секретоносителей
В САМОЙ СЕКРЕТНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ПОЛУОСТРОВА РЕГУЛЯРНО ГИБНУТ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ
В КЛЮЧАХ УЖЕ ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ИЩУТ ПРОПАВШИХ СОЛДАТА И ОФИЦЕРА
Эдуард ФРОЛОВ.
“КВ”.
--------------------------------------------------------------------------------
9 марта в районе ракетного полигона, расположенного вблизи закрытого городка Ключи-20, пропали двое военнослужащих ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В ту ночь они несли дежурство на отдаленном объекте по охране техники и радиооборудования. Кроме них, на точке, в радиусе нескольких километров, не было никого. Разыгравшаяся метель свела видимость практически к нулю. Ветер буквально сбивал с ног. Близлежащая к объекту территория жидко просвечивалась светом прожекторов. И как стало известно редакции, из-за этих фонарей, по всей видимости, и разыгралась трагедия.
Пока о том, что произошло на самом деле, судить трудно, так как все очевидцы происшедшего не найдены ни живыми, ни мертвыми. Но, по предварительным данным, случилось следующее. Молодой лейтенант (уроженец г. Воронежа), год назад призванный служить на Камчатку сразу же после окончания военного вуза в Ростове-на-Дону, приказал своему подчиненному, солдату-срочнику из Бурятии, сменить аккумуляторы на прожекторах, освещающих площадку. Выполняя приказ командира, солдат ушел в ночь. До настоящего момента он не вернулся. Лейтенант, не дождавшись подчиненного, самостоятельно отправился на его поиски. В расположение части и куда бы то ни было он также не пришел. Когда о ЧП узнали в гарнизоне, утром, 10 марта, на место отправилась поисковая группа. Однако из-за продолжающейся метели они не смогли использовать технику.
Поиски пропавших не прекращаются до сегодняшнего дня. Из-за плохой погоды в районе поиска не удается задействовать вертолеты. Пропавших ищут с помощью снегоходов и гусеничных МТЛБ. Но как оценивают ситуацию сами военные, шансы найти военнослужащих живыми, практически минимальны.
Широкая общественность о происшедшем узнала только 15 марта, до этого времени военные о поисках пропавших без вести не сообщали, надеясь на собственные силы. И сегодня командование полигона до сих пор официально не обратилось за помощью к спасательно-поисковым группам министерства по чрезвычайным ситуациям. Более того, в Камчатском региональном управлении по делам ГО и ЧС нам сообщили, что один из командиров, позвонивший из Ключей, даже опроверг сам факт пропажи военнослужащих. Поэтому ГО и ЧС, не получив официального подтверждения и заявки на поиски, никаких мер к обнаружению солдата и офицера ракетных войск не предпринимает(!).
Зато о случившемся, ракетчики доложили губернатору Камчатской области Михаилу Машковцеву, когда он прибыл в Ключи, вместе со специалистами областной администрации по правовым вопросам. Поездка губернатора в Ключи никак не была связана с ЧП в части РВСН. Она была плановой, в ходе поездки по отдаленным муниципальным образованиям полуострова. После этого губернатор выехал в Усть-Камчатск.
Наша справка:
“Полигон под кодовым названием “Кура” в Ключах-20 был создан 29 апреля 1955 года для обеспечения испытательных пусков баллистических ракет, способных поразить территорию США. Первоначально он назывался Отдельная научно-испытательная станция (ОНИС). Камчатка, как место постоянной дислокации, была выбрана неслучайно. Во-первых, “изделие”, как называли ракету, все время полета находится над территорией своей страны; во-вторых, выбранный район основательно отдален от населенных пунктов, то есть секретность гарантируется; в-третьих, пассивный участок падения ракеты пролегает вдали от авиатрасс. Со временем Отдельной научно-испытательной станции передали смешанную авиаэскадрилью, отряд буксирных катеров, три батареи звуковой разведки, замененные впоследствии радиотехническими станциями, саперный батальон. Были обустроены боевые поля или поля падения. 19 ноября 1968 года, в День ракетных войск и артиллерии, части было вручено Боевое знамя. Только за последние 10 лет с полигонов Байконура, Плесецка, мест постоянной дислокации ракетных полков и атомных субмарин, в сторону Камчатки были пущены около 3000 тысяч ракет и порядка 6000 боевых блоков. Сам ядерный заряд в головной части испытываемой ракеты, разумеется, отсутствует. Вместо “критической массы” в блок закладывают около 20 кг тротила, что достаточно для создания сейсмических волн, которые тоже фиксируются, измеряются, помогая точнее определять координаты падения. Недели за две до очередного пуска на посты наблюдения, раскиданные по тундре и сопкам, машинами и вертолетами выбрасывается полигонный десант. В каждой группе - офицер и два-три солдата. У них имеется запас продуктов, оружие. С помощью приборов они фиксируют точку падения боевого блока. Если зарядит непогода, приходится несладко: обратный вертолет иногда задерживается на месяц. В этих случаях приходится переходить на подножный корм, отстреливаться от медведей.”
Но в последние 4 года призванная быть секретной воинская часть, уже не раз гремела на всю страну своими ЧП, происходящими там с незавидной регулярностью.
16 августа 1998 года в этой воинской части пропадает исполняющий обязанности командира ракетного полигона военно-космических сил, полковник Валерий Богатырев. В тот день В.Д. Богатырев отправился в лес за грибами с сослуживцами. Уехали на трех “уазиках”. В компании были заместитель командира по измерениям, полковник В.В. Бритвин, заместитель командира полигона, полковник Ю.И. Воронин (по старому - начальник политотдела), психолог, подполковник Драчук. Жена Богатырева в тот момент была на материке. Офицеры и их семьи разбрелись по лесу в поисках грибов. Через несколько часов собрались в домике лесничего. Но Богатырева не дождались. Сам командир части, в то время полковник Геннадий Катович, находился в отпуске на материке. В поисках пропавшего полковника были заняты несколько сотен солдат, офицеров, членов их семей, милиция с собаками, на вертолетах и машинах, экстрасенсы, но офицер пропал бесследно. Даже ФСБ отрабатывало версии, что офицер сбежал в США с секретами, либо его похитили иностранные разведчики и тайно вывезли за пределы РФ. После исчезновения и.о. командира, командование секретным полигоном принял на себя заместитель командира части, полковник Алексей Донец. Окрестные леса прочесывали еще в течении 2 месяцев. По району поползли слухи, что командира убили, но никаких следов так и не было найдено.
Очередная трагедия в воинской части, призванной охранять полигон РВСН, произошла в ночь с 16 на 17 января 2000 года. Рядовой срочной службы, часовой внутреннего караула Александр Алексеенко, охранявший склад артиллерийского вооружения, открыл огонь из автомата по приближавшейся смене поста. Он застрелил разводящего ефрейтора Василия Саландаева и смертельно ранил двоих рядовых. Затем он попытался расстрелять еще одну смену, однако ее разводящий, прапорщик Сидощуренко, ранил преступника и затем разоружил его. В ходе расследования было установлено, что Алексеенко увлекался оккультными науками. Как заявил сам убийца, открыть огонь по своим товарищам ему приказали “высшие силы”. Выяснилось также, что он то подумывал сколотить лесную банду и промышлять разбоем, то возомнил себя “соратником Иисуса Христа” и собирался карать грешников. Никаких психических отклонений до этого у Алексеенко никто не замечал. Медицинская комиссия установила, что в момент совершения преступления Алексеенко находился в состоянии маниакально-депрессивного психоза на почве увлечения оккультными науками.
13 мая 2000 года на этом же полигоне, примерно в 4.40 местного времени, караульный ефрейтор Евгений Кочергин выстрелил в спину начальнику караула прапорщику Сергею Буря, с которым буквально перед этим повздорил. В это время другой караульный, рядовой Александр Карпюк, исполняя приказ раненого прапорщика, открыл огонь по ефрейтору. В результате от его короткой очереди погибли сам Кочергин и бросившийся на него сзади рядовой Сергей Бикетов. Чтобы предотвратить столь мощный общественный резонанс, командование полигона на этот раз предприняло все возможные и невозможные меры для сокрытия информации. Вплоть до того момента, как на Камчатку прилетела специальная комиссия Главного штаба РВСН, отрицался даже сам факт ЧП. Возбудившая уголовное дело прокуратура Корфского гарнизона отработала несколько версий случившегося. По одной из них, Евгений Кочергин еще 12 мая договорился с одним из своих сослуживцев расстрелять караул, забрать оружие, захватить машину и сбежать в лес. Но что-то в их плане сорвалось, и Кочергин решил действовать сам. Однако самой правдоподобной версией признали, что у Кочергина тоже “поехала крыша”.
И это только те ЧП, о которых стало известно прессе. По информации из источников в военной прокуратуре Петропавловск-Камчатского гарнизона, именно слабая воспитательная работа и крайне низкий уровень воинской дисциплины (“тайга - закон, медведь - хозяин”) являются причиной всевозможных ЧП, с роковой регулярностью случающихся на этом полигоне ракетных войск, стратегического назначения, который напрямую подчиняется непосредственно Москве.
P.S. Тем временем стало известно о еще одном происшествии, случившемся в частях РВСН. Офицер ракетных войск части, дислоцированной в Новосибирске, покончил с собой в своем служебном кабинете. Инженер отделения боевого управления полка РВСН Игорь Бойцов выстрелил себе в сердце из табельного пистолета. Сотрудники военной прокуратуры в кабинете нашли записку, оставленную 25-летним лейтенантом перед смертью. В записке молодой офицер винит себя в том, что ему “не удается справиться со служебными обязанностями”. В новосибирскую ракетную часть Бойцов был направлен в 2001 году после окончания военного университета в Костроме.