От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.09.2002 00:30:54 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Космос; Версия для печати

100 лет выдающемуся авиаконструктору Владимиру Михайловичу Мясищеву

28 сентября 2002 года исполняется 100 лет со дня рождения .
Владимир Мясищев родился в 1902 году в городе Ефремове Тульской губернии. После окончания в 1926 году Московского высшего технического училища /МВТУ/ Владимир Мясищев вместе с остальными сотрудниками конструкторского бюро, возглавляемого уже к тому времени опытным Андреем Николаевичем Туполевым, принимал участие в создании самолетов ТБ-1, ТБ-3 и АНТ-20 /знаменитый "Максим Горький"/.

С 1938 года - в Центральном конструкторском бюро-29 Народного комиссариата внутренних дел (НКВД): сначала под руководством Владимира Михайловича Петлякова работал над созданием легендарного бомбардировщика Пе-2, а позже сам руководил работами по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. Проект ДВБ-102 был предложен лично Владимиром Мясищевым, а для его реализации было создано специальное бюро. В акте о проведенных в 1942 году испытаниях самолета было отмечено, что ДВБ-102 - первый отечественный бомбардировщик с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Еще одним достижением данного проекта было применение /впервые в истории российского и советского авиастроения/ шасси с носовым колесом, стрелково-пушечного вооружения с дистанционным управлением и тонкого крыла со встроенными баками-кессонами.

После гибели Петлякова в 1942 году Владимир Мясищев продолжил совершенствование его самолета Пе-2, создав в начале 1944 года дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И, обладающий скоростью полета, намного превышающей скорости немецких истребителей и способный нести бомбу массой до 1 т /для разрушения мощных оборонительных укреплений/. Впоследствии Пе-2И стал базовой моделью для создания бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108 и дальнего истребителя сопровождения ДИС.

После окончания Великой отечественной войны в 1946-1951 годах Владимир Мясищев был деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института /МАИ/, а также возглавлял кафедру проектирования самолетов.

В 1951-1960 годах - руководил КБ. В 1960-1967 годах - начальник Центрального аэрогидродинамического института /ЦАГИ/ им. Н.Е. Жуковского.

В 1967-1978 годах - генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода, который позже - в 1981 году - был удостоен имени Владимира Мясищева.

Владимиру Мясищеву были присвоены звания: в 1957 году - доктора технических наук, в 1972 году - заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

На самолетах ЗМ и М-4, созданием которых руководил Владимир Мясищев, установлено 19, а на самолете М-17 "Стратосфера" - 20 мировых рекордов.

Помимо этого, под руководством Владимира Мясищева в 1957-1960 годах был разработан проект первого советского космоплана ВКА-23, в определенной степени явившегося прообразом американского "Шаттла" и российского "Бурана".

Владимир Михайлович Мясищев скончался 14 октября 1978 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.