>Текст
>Вот именно эти самолеты нас интересуют. В их конструкции и характеристиках нет ничего выдающегося, но во внезапном ударе они великолепны. По виду, размерам, летным характеристикам "Никадзима" Б-5Н больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик.
>Комментарий
>Имеет место логическая нестыковка. Если по летным характеристикам бомбардировщик «больше похож на истребитель, чем на бомбардировщик», то такие летные характеристики не могут не являться выдающимися
*********************
Подкомментарий: Размер самолета определялся габаритами лифта поднимающего его на палубу и ничем иным.
>Текст
>Это даст ему возможность проноситься над целью так низко, что с кораблей и с земли видны лица пилотов, так низко, что промах при сбросе смертоносного груза практически исключен.
>Комментарий
>По «основной специальности» B5N – торпедоносец, а так как японцы практиковали низкое торпедометание, то проноситься низко над целью ему «по штату» положено. Кроме того, в описываемой атаке Перл-Харбора часть самолетов B5N использовались как горизонтальные бомбардировщики, вооруженные 1760-фн бронебойными бомбами (406мм снаряды, снабженные стабилизаторами),
**********************
Вес бронебойного снаряда 410мм (а не 406мм) составлял 1020 кг. скорее всего японцы приваривали стабилизаторы к 356 мм снарядам.
и при этом они летели отнюдь не низко (для того, чтобы бомба набрала достаточную для пробития палубы линкора скорость).
>Текст
>Славно поработали легкие бомбардировщики "Никадзима" Б-5Н в Перл-Харборе, но на этом героическая страница и закрывается. Внезапный удар был недостаточно мощным, чтобы вывести надолго из войны американский флот и авиацию.
>Комментарий
>Кстати говоря, в Перл-Харборе первый удар по американским аэродромам наносили вовсе даже не бомбардировщики-торпедоносцы B5N «Кейт», а совсем наоборот – пикирующие бомбардировщики D3A1 «Вэл»: «…Из состава первой волны капитана 2 ранга Футиды 25 пикировщиков лейтенанта Сакамото Акира атаковали авиабазу Уилер. Перед атакой японская разведка сообщила, что Уилер является основным истребительным аэродромом на Гавайях. Задачей лейтенанта Сакамото было уничтожение американских истребителей до того, как они успеют подняться в воздух. Сразу за группой Сакамото летели 25 пикировщиков капитан-лейтенанта Такахаси Сакуити. Самолеты Такахаси атаковали авиабазу Хикэм, которая считалась главной базой тяжелых бомбардировщиков. Одновременно часть сил была направлена для атаки аэродрома на острове Форд. Последний считался базой истребителей ВМФ.» (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. с. 75).
>А «Кейты» занимались только кораблями: «Пока пикирующие бомбардировщики занимались аэродромами, горизонтальные бомбардировщики и торпедоносцы Футиды атаковали стоящие на якоре линкоры» (там же).
************************
Это по ПЛАНУ насамом деле атака произошла одновременно. см. того же Футиду и У.Лорда "Невероятная победа"
>Текст
>В следующих боях, когда американцы пришли в себя, когда началась обыкновенная война без ударов ножом в глотку спящему, Б-5Н себя особенно не проявил.
>Комментарий
>Ну насчет «никак не проявил» – явное преувеличение. «Кейты» участвовали практически во всех операциях японского флота. Например: в налете Дарвин 15 февраля 1942 (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. с. 135), налете на Коломбо 5 апреля 1942 (там же с. 137), в бою в Коралловом море (там же с. 148 - 158), сражении у атолла Мидуэй (там же с. 167), налете на Датч-Харбор (там же с. 171), бою у о-вов Санта-Крус (там же с. 273 - 290), в кампании на Соломоновых о-вах (там же с. 296), сражении у Марианских о-вов (там же с. 335)
>[Большая просьба к знающим людям дополнить список боев и операций в которых участвовали "Кейты" (со ссылками на бумажные источники) и дополнить список их жертв (тоже со ссылками) - потоплены АВ «Лексингтон», танкер «Неошо», ЭМ «Симс», поврежден АВ «Йорктаун»; потоплен "Йорктаун"; потоплен АВ «Хорнет», поврежден АВ «Энтерпрайз», ЛК «Саут Дакота», КР «Сан Хуан», ЭМ «Смит» Это все из "Зеро!". И еще - у Нимица написано: "Ночью, используя парашютные осветительные ракеты, японские торпедоносцы, поднявшись с недавно построенного на Нью-Джорджии аэродрома, атаковали и потопили крейсер “Чикаго”.» - что за торпедоносцы?]
*************************
G3M2 " Betty"
>Текст
>Производство этих самолетов продолжалось еще некоторое время. Всего их построили чуть более 1200, и на том их история завершилась
>Комментарий
>Во-первых, «чуть более 1200 машин» для Японии времен Второй мировой войны серия вполне приличная. Так, например, D3A1 «Вэл» выпустили 1495 машин, E13A1 «Джейк» (основной гидросамолет-разведчик флота) – 1418, G3M2 «Нелл» – 1048 самолетов. А летающих лодок – еще меньше: H6K4 «Мэвис» - 215, H8K3 «Эмили» – 167 самолетов. Тем более, что фирма «Накадзима» кроме B5N выпускала и другие самолеты: E8N2 «Дэйв», JINl-c «Ивринг», а также моторы для очень многих японских самолетов (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. «Самолеты японского флота» с. 432).
>Во-вторых, после прекращения выпуска B5N фирма Накадзима стала выпускать B6N, который «разрабатывался с 1939 года для замены устаревающего B5N и по сути был глубокой модернизацией последнего» (Ф. Шерман «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою» Москва, АСТ 1999г. Приложение III «Боевые корабли и самолеты»). Этот новый самолет тоже был монопланом, с одним двигателем, имел скорость 481 км/ч, потолок – 9040 м, дальность – 3040 км, экипаж – 3 человека и вооружение: 2-7.7мм, 800 кг бомб или одна торпеда. То есть был не менее «шакалом» (по определению В. Б. Резуна), чем B5N. При этом выпустили его тоже немаленькой серией в 1266 машин (Д. Хорикоши, М. Окумия, М. Кайдин «Зеро!» Японская авиация во второй мировой войне». АСТ. Москва 1999. «Самолеты японского флота» с. 456).
>С уважением, Макс
*********************************
Я дико извиняюсь.
"Вы совершенно правы, но не в этом вопросе" (с)
Самое главное что в принципе нельзя сравнивать Кейт и Су-2 а у вас об этом ни слова.
1. Кейт это гораздо более древняя машина чем Су-2
2. На Кейте как класс отсутствует бронезащита и протектирование баков.
3. Радиоборудование на Кейте и Су-2 это две большие разницы. О навигационном вообще речи нет.
4. На Кейте отсутствует наступательное вооружение.
5. Если проводить аналогии с "шакалами" то на эту роль у японцев тянут только Ки-30 и Ки-32.
6. За 800 кг бомб летчики Су-2 продали бы души дьяволу оптом.... ИМХО...
7. Последнее применение Кейтов это высадка нга о. Парамушир.