Re: Если не...
Здравствуйте, товарищи!
>Главный вклад союзников в победу - это далеко не ленд-лиз. Принципиальной роли тушенка со студерами действительно не сыграли, а вот воздушный фронт над Германией, втянутость Германии в подводную войну и второй сухопутный фронт - сыграли.
Ну не могу я согласиться по поводу студеров! Вот текст 1994 года:
"C выходом в 1993 году книги "Гриф секретности снят:
потери Советских вооруженных сил в войнах, военных
конфликтах и боевых действиях" наконец-то опубликованы
хотя бы весьма общие данные о качественном составе
автопарка РККА в 1941-45 г.г. Данные приводимые в книге,
вместе с публиковавшимися ранее, позволяют составить
более подробный погодовой баланс автопарка РККА.
Согласно расчетам, из 745 тыс. поступивших за указанный
период автомобилей собственное военное производство дало
150 тыс. (20%), еще 170 тыс. (23 %) составили автомобили,
мобилизованные из гражданского сектора, на долю ленд-лиза
приходится 360 тыс. (48 %) к маю 1945, и около 65 тыс.
(9 %) оказалось трофейных машин. С учетом опубликованных
годовых потерь автотранспорта - 33%; 14%; 12%; 5%; 4%
соответственно, составлена диаграмма, показывающая состав
автопарка РККА в динамике.
Полученные данные свидетельствуют, что в абсолютных
цифрах в Красной Армии не было преобладания импортных,
или точнее - американских автомобилей. Даже в мае 1945
они едва сравнились по количеству с отечественными
марками ГАЗ-АА и ЗИС-5. Интересно отметить, что лишь
треть машин была военного выпуска (с упрощенной
отделкой), а основная масса сохранилась с довоенных
времен.
Однако советские машины были, по сути, гражданскими
образцами разработки конца 1920-х - начала 1930-х г.г. и
в боевых подразделениях по возможности заменялись
импортным армейским транспортом.
Приводимая диаграмма наглядно показывает, что без
ленд-лиза среднегодовая численность автомобилей застывает
на отметке 300-350 тыс. - уровне 1941 года, способном
обеспечить лишь перевозки, характерные для оборонительных
сражений начального периода войны. Именно автомобили
ленд-лиза сделали технически возможным проведение крупных
наступательных операций, требующих иного уровня
моторизации войск.
Если среднесуточный темп наступления в начале войны
составлял 4-5 км, то к концу войны он возрос до 15-20 км
(История военного искусства. М.: Воениздат, 1984.
С.379.). Иными словами, если бы не происходил нарастающий
рост автопарка РККА за счет ленд-лиза, достижение победы
потребовало бы в четверо больше времени, а в
действительности отодвинулось бы на неопределенный срок..."
И вряд ли что за последине 8 лет принципиально изменилось в цифрах.
Со всем почтением,
Владимир aka Kombat