От полковник Рюмин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.09.2002 21:26:02 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Re: Причины поражений в 41-м. "Резуна не предлагать". А, извините,... Бунича?


>Добрый день

>Понимаю, что прозвучит, наверное, не слишком умно, но все же: если отбросить официальную советскую аргументацию прошлых лет и различные идеи Резуна, то как бы уважаемые члены сообщества в нескольких тезисах оценили причины катастрофического отступления Красной Армии летом 1941 года? О внезапности удара можно не упоминать.

Re: Причины поражений. "Резуна не предлагать". А, извините,... Бунича?

Рассуждения насчет произошедшего 22 июня 1941 года начала «третьей гражданской войны» («второй» считалась коллективизация) были популярны среди эмигрантов «второй волны». Сам Гитлер и его генералы свою надежду на победу основывали не только на воображаемом военном превосходстве, но и на уверенности в «политической слабости сталинского режима», который «будет свергнут». В наше время в наиболее доступной форме изложил все это на трех страничках своего «историко-художественного исследования» борзописец Игорь Львович Бунич.

Не знаю уж, по исторической или по художественной части проходит его теория, но в «исследовании» под названием «Лабиринты безумия» (с.677-680) она подается так: сокрушительное поражение Красной Армии в первые полгода войны объясняется тем, что она не сопротивлялась. Она, дескать, фактически подняла восстание против сталинской деспотии, и дивизии сдавались в плен, цитирую, «под звуки дивизионных оркестров». Дословно: «События лета 1941 года можно без всяких преувеличений назвать стихийным восстанием армии против сталинской деспотии» (с.680). Стихийно народ сдавался в плен, чтобы вместе с немцами свергнуть кровавого деспота и жуткого диктатора Сталина. Да. В наше время, когда деяния генерала А.А.Власова и РОД всячески популяризируется, теория «восстания» пригодилась и повторяется разными авторами.

Хотелось бы услышать мнение уважаемого сообщества по поводу этой теории.

Не все так просто. Факт признанного немцами стойкого сопротивления Красной армии в первые дни войны, а потом, когда фронт развалился, наличие многочисленных очагов такого стойкого сопротивления, упорные бои, которые вели отдельные окруженные соединения, части, подразделения и группы, - все это теории «восстания» противоречит. Но зато пропагандистская кинохроника немцев, которую нам вот уже полтора десятка лет регулярно показывают по ящику, в теорию отлично вписывается. Не были готовы советские солдаты в первые недели войны «воевать за коммунистический режим».

Когда я сам увидел эти кадры, на которых многочисленные массы людей, вчерашних бойцов, послушно бредут колоннами на запад или сидят на земле практически без конвоя, я был просто потрясен. Как это возможно вот так добровольно топать в плен? Ведь можно же наброситься на пяток конвоиров и разоружить их? Или хотя бы сбежать? (И сбегали, между прочим, кто хотел, только таких мало было. Скажем, будущий поэт Евгений Долматовский или будущий актер Иноккентий Смоктуновский взяли и сбежали.)

Нет, ну совершенно неправдоподобно. Геббельсовская пропаганда. Да и снято уж больно по-садистски, с эдакой тевтонской брутальностью по отношению к «недочеловекам». Специально выискивали тупые и «по-бычьи» покорные лица.

Я умозрительно, конечно, понимал, что армия, потерявшая управление, став стадом, не может сопротивляться как единое целое. И значит, именно по этой причине тысячную толпу пленных ведет всего десяток конвоиров. В этой толпе нет внутренней субординации, нет, т.с., структуры. Но все равно в голове не укладывалось.

Потом в Киеве специально завел разговор на эту тему с двумя знакомыми, которые подростками пережили оккупацию. Тогда как раз наши перестроечные публикаторы обрушили на людей впечатляющую цифру - количество пленных из миллионной армии генерала Кирпоноса – 400 тысяч! И мне подтвердили, что в 41-м немецкие кинооператоры лишь «зафиксировали факт». Пленных в Киеве было так много, что немцы их отпускали, если жители Киева просили за них, и первые несколько недель пленным выдавали документы для «самостоятельного следования» к месту жительства (на оккупированной территории Украины), чтобы их «местная администрация» «трудоустроила». Западенцев отпускали без всяких условий. Потом отпускать перестали.

Мне рассказали, что пленные в своем облике уже имели мало человеческого. Давно небритые застывшие лица, глаза безумные. Просили есть, все они по многу дней ничего не ели. То есть эти голодные люди были уже ни на что не способны.
_______________________________

Прочел тут, что «один из руководителей германского «Научного центра изучения военной истории» некто Й.Хофман «на основании документов» показал, что целый ряд попавших в плен советских генералов высказывали на допросах свою готовность участвовать в «вооруженной борьбе против коммунистического режима» и выражали убежденность, что «их поддержит народ». Это генералы Ершаков, Огурцов, Снегов, Абранидзе, Бессонов, Кирпичников, Закутный, Трухин, Благовещенский, Егоров, Куликов, Ткаченко, Зыбин, Алавердов, Потапов, Лукин. В 1943-44 гг. такую же готовность помимо Власова, Жиленкова и Малышкина выражали генералы Шаповалов, Крупенников, Музыченко и Понеделин. Однако.

_____________________________________

ЗЫ Тут пришла на ум поучительная история. Во время боев в Грозном в первую чеченскую войну в подвалах бомбоубежища «президентского дворца» (здания обкома партии) держали 146 человек российских пленных, в том числе офицеров. Их регулярно показывали по ящику, в подвалах постоянно находились телекорреспонденты, снимавшие сюжеты, как пленные бойко «осуждают войну с чеченским народом», на фоне пленных позировали правозащитник Ковалев и Глеб Якунин в рясе. Потом, когда здание превратили в пустую обугленную бетонную коробку, чечены пленных вывели подземными коридорами – в никуда. Больше их никто никогда не видел. Кроме двоих, их наши нашли. Эти двое остались живы - спрятались в темноте, а когда на них наткнулся чечен-конвоир, набросились на него и задушили.

Кабы в 41-м сдавшиеся в плен знали, что им предстоит, что из тысячи домой через годы вернутся не больше десяти, может и не были бы такими тупо покорными.



>С уважением