Добрый день!
>
>Вы вроде так смело заявили что "разбегались, но у белых - более массово, более активно". я и поинтересовался основаниями для такого суждения. У Вас оснований нет. У меня тоже, но я и не делаю таких утверждений.
Основания у меня были другие. Просто Вы попросили цифр - я привел наиболее сопоставимые - но и они не адекватны. В этом я с Вами согласен. Статистики, позволяющей корректные сопостовлениия, у меня нет.
Мое мнение по вопросу сложилось на основании не цифр, а свидетельств
«Численность армии, однако, оставалась сравнительно небольшой, что было вызвано целым рядом причин. Прежде всего, далеко не все офицеры, проживавшие непосредственно в районе формирования Добровольческой армии, присоединялись к ней. И это обстоятельство было самым трагичным. В Ставрополе, Пятигорске и других городах Северного Кавказа и Донской области, не говоря уже о Ростове и Новочеркасске, в конце 1917 г. скопилось множество офицеров, оказавшихся не у дел после распада армии, но по различным причинам не присоединявшимися к добровольцам. Основной причиной была продолжающаяся глубокая апатия, развившаяся после всего, перенесенного на фронте и обусловившая пассивное поведение офицерства в ходе октябрьских событий, неверие в возможность что-либо исправить, чувство отчаяния и безнадежности, наконец, просто малодушие. Других удерживала неопределенность положения Добровольческой армии, третьи просто не были в достаточной мере информированы о ее целях и задачах. Как бы там ни было, но им пришлось стать жертвой собственной нерешительности и недальновидности. По просьбе прославленного донского партизана полковника Чернецова был дан приказ по гарнизону Новочеркасска о регистрации офицеров. Перед регистрацией было устроено собрание для освещения положения в области., где выступили Каледин, Богаевский и Чернецов: "Г.г. офицеры, если так придется, что большевики меня повесят, то я буду знать - за что я умираю. Но если придется так, что большевики будут вешать и убивать вас, благодаря вашей инертности - то вы не будете знать, за что вы умираете". (Мельников Н.М. А.М.Каледин герой Луцкого прорыва и Донской атаман, с. 240.) Из 800 присутствовавших записалось только 27, потом 115, но на следующий день на отправку пришло 30. Так и случилось. Чернецов доблестно сложил свою голову, а офицеры, оставшиеся в Ростове, скрывавшиеся, изловленные и расстрелянные, не знали, за что они погибли. В начале февраля была предпринята последняя попытка привлечь ростовское офицерство, но на собрание пришло всего около 200 ч, и из них большинство не поступило в армию ("Странный вид имели пришедшие: немногие явились в военной форме, большинство в штатском, и то одетые явно "под пролетариев". Это было не собрание офицеров, а худший род митинга, на который собрались подонки, хулиганы...Позорное собрание!"). "На следующий день в газетах было помещено объявление, предлагающее в трехдневный срок не вступившим в армию покинуть Ростов. Несколько десятков поступили в армию. Остальные... щеголявшие еще вчера по людным улицам Ростова в блестящих погонах, сегодня толпами стали появляться на вокзале без погон и кокард, с отпоротыми от шинелей золотыми пуговицами, торопясь покинуть опасную зону. Картина была омерзительная»
Александр Дерябин:
«Объезжая войска, находившиеся на фронте, генерал А.Будберг 22 августа 1919 г. характеризовал состояние армий: «Убедился, что сведения о гомерических размерах войсковых обозов не преувеличены; есть полки с обозом свыше тысячи повозок, и армейское начальство бессильно бороться с этим злом; можно по этой части отдавать любые распоряжения о сокращении, но никто их не исполнит.
Все обозные и тыловые должности переполнены сверх штата, что самым тяжким образом отражается на довольствии и снабжении строевого состава.
Все это результат деятельности 25- и 28-летних генералов, умеющих ходить в атаку с винтовкой в руке, но совершенно не умеющих управлять своими войсками, придавать им правильную организацию и не позволять им обращаться в сплошные обозы.
То, что увидел и узнал за эти три дня, вполне подтвердило те выводы, к которым пришел еще в Омске по отношению к невозможности для нас наступления. Нельзя наступать, не имея пехоты, ибо в так называемых дивизиях — по 400-700-900 штыков, а в полках — по 100-200 штыков; нельзя забывать, что надо занимать широкие фронты; а наши дивизии равны по численности батальонам. Нельзя наступать с растерянной артиллерией, почти без пулеметов и с остатками технических средств связи.
Сюда надо добавить совершенно расстроенный армейский тыл, не способный правильно довольствовать войска, даже при отходе их, на свои запасы; как же мы будем довольствовать при наступлении, когда вступим в район разрушенных железных дорог и истощенных и нами, и красными местных средств, т.е. попадем в такую обстановку, в которой правильная и налаженная работа тыла приобретает исключительно важное значение».
Генерал-майор А.А.фон Лампе («Причины неудачи вооруженного выступления белых») отметив лучшую у белых подготовку, опыт и технические знания, пишет: «В то же время у командного состава как высшего, так и среднего звена отсутствовало единство, шла непрерывная скрытая борьба между старым генералитетом бывшей Российской Императорской армии и «молодым», поднявшимся на гребне Гражданской войны. К тому же, как отмечал Штейфон, «о чинопочитании, этой серьезнейшей основе воинской дисциплины, можно говорить только с длительными и существенными оговорками. Чины в Добровольческой армии значения не имели. Доминировала должность. Поручики командовали батальонами, а штаб-офицеры и капитаны были в этих батальонах рядовыми». Такая картина наблюдалась и на востоке России, в войсках адмирала А.В.Колчака».
Прошу прощения за длинные цитаты.
Я с самого начала не акцентировал на дезертирстве. Победили (проиграли) не за счет дезертиров.
1. У красных было единое командование
2. За счет этого - лучшая организация и более сплоченная армия.
3. Красные обещали крестьянам землю
Не все, но основные (на мой взгляд) причины
С уважением
Геннадий