От Кирасир Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 03.09.2002 12:17:23 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Версия для печати

По просьбе трудящихся - статья по VW Iltis (+)

автор - ваш покорный слуга. Текст в журнале ("Клуб 4х4", N6 за этот год) может чуть отличаться после редакторской правки. Хотел просто в копилку положить для желающих, но прочему-то не получается...

Боевой Хорек бундесвера

Армейское предназначение этой машины видно сразу, невооруженным глазом. И если до звания «настоящего полковника» VW Iltis и недотягивает, размеры подкачали, то обер-лейтенанта, как минимум, автомобилю можно присвоить без колебаний.

Но сначала – немного истории. В начале семидесятых годов командование бундесвера решило, что не пристало бравым немецким зульдатенам ездить на заокеанских внедорожниках. Разработка новой машины была поручена концерну VolksWagen. Техническое задание предусматривало разработку автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 500 кг, способного преодолевать уклоны до 60 градусов и водные преграды глубиной до полуметра, а также двигаться на дорогах с твердым покрытием со скоростью 100 км/ч. Инженеры фирмы напрягли «сумрачный германский гений» и создали один из самых интересных легких внедорожников в мире. Фольксвагеновским конструкторам было от чего отталкиваться – у фирмы был опыт разработки легких внедорожных автомобилей для нужд армии. Это и прошедшие испытания войной знаменитые «кюбельвагены» и «швиммвагены» Typ 82, 181, 182, и выпускавшийся в пятидесятые годы фирмой Auto Union внедорожник Munga. На «фольксвагене» считали – никаких неразрезных мостов, только полностью независимая подвеска, и спереди, и сзади. Максимальная унификация с существующими легковыми моделями. Максимальная надежность. Так и родился VW Iltis, в переводе с немецкого – «хорек».
Главная изюминка «Ильтиса» - ходовая часть. Передний и задний мосты конструктивно совершенно одинаковы, колеса подвешены на треугольных поперечных рычагах, в качестве упругих элементов использованы поперечные малолистовые рессоры, которым помогают амортизаторы двойного действия. Просто, надежно, со вкусом! Рулевой механизм реечного типа. Традиционно трансмиссия полноприводного автомобиля имеет раздаточную коробку, от которой к переднему и заднему мостам идут карданные валы. Немцы и тут все сделали по-своему! Исходным материалом для конструирования коробки передач VW Iltis послужила коробка автомобиля Audi 80 и 100 с постоянным приводом на задние колеса через карданный вал. А вот на переднем конце коробки сделан обычный для переднеприводных машин механизм передачи момента со ШРУСами. Этот механизм сделан отключаемым. Вместо второй понижающей коробки немцы вживили дополнительную, очень короткую «внедорожную» передачу («gelandegangen») с отношением 7.603:1, а задний дифференциал сделали блокируемым. Все это хозяйство крепится к надежной и прочной раме лестничного типа, на который сверху водружен «ящик» кузова. Тормоза – барабанного типа. Система получилась легкой и компактной, хотя и не без недостатков. Во-первых, мотор пришлось разместить перед передним мостом, что увеличило передний свес и не лучшим образом сказалось на развесовке. Да и хода подвески при такой схеме не могут быть слишком большими. В качестве силового агрегата на Iltis установлен массовый бензиновый карбюраторный двигатель от VW Golf объемом 1714 куб.см, выдающий 75 л.с при 5000 об.мин. и 138 н-м крутящего момента при 2800 об.мин. От гражданского варианта двигатель отличается водозащищенной и не создающей радиопомех системой зажигания. Топливо в карбюратор подает электрический насос оригинальной конструкции (кстати, большой дефицит). Инструкция предусматривает использование бензина с октановым числом 87, так что наш АИ-92 хорек кушает с удовольствием. Топливный бак солидного объема (85 литров!) обеспечивает запас хода не менее 700 км, паспортный расход топлива при движении на крейсерской скорости по шоссе – 12 литров на 100 километров. На заднем борту есть штатный кронштейн для 20-литровой канистры. В соответствии со стандартами НАТО напряжение бортовой электросети – 24V. И все же автомобиль получился очень удачным! Вскоре после начала выпуска решение о закупке Itys приняли военные ведомства Франции и Бельгии, а в 1983 канадская фирма Bombardier купила лицензию и начала производить Iltis для армии Канады. Всего было выпущено 10,000 экземпляров в Европе и 6000 – в Канаде. В отставку «Хорек» был отправлен в 1988 году, когда бундесвер предпочел ему более крупного хищника –«Волка» (армейский внедорожник Wolf более известен нам как Mercedes G-classe).
Но хватит истории и технических подробностей! Потому что на редакционном дворе стоит живой VW Iltis, причем его оригинальный облик не искажен никакими переделками. Первое, что бросается в глаза – вытянутый вперед «носяра» моторного отсека и расположенная под углом 45 градусов «бронеплита», защищающая от ударов двигатель, переднюю подвеску и рулевой механизм. Колеса фирмы FULDA размерностью 6.5 R16 с внедорожным протектором – оригинальные, именно на них наш герой катался, проходя в бундесвере срочную службу. Дверей нет. Точнее нет дверей в привычном смысле этого слова. Дверные проемы закрыты непромокаемой тканью, натянутой на тонкий каркас. Вместо окон – вставки из гибкого прозрачного пластика. По периметру вставок – молнии. Хочешь проветрить помещение – можешь молнию расстегнуть, отогнуть один край пластика и пристегнуть его кнопкой. Пороги очень высокие. Между прочим, кузов достаточно герметичен и может, хоть и недолго, плавать. Бампера – простые и надежные, из швеллера. На всякий случай к ним прикручены массивные отбойники из литой резины. Кронштейн для радиоантенны на левом крыле однозначно указывает, что основное предназначение автомобиля – быть командирской машиной. Подштамповки на плоском капоте вполне позволяют встать на него командиру, скажем, мотострелкового батальона и в светосильный цейссовский бинокль обозреть окрестности в поисках наиболее выгодной огневой позиции. А если капот поднять, то с обеих сторон моторного отсека, над колесными нишами, обнаружатся две емкости, в которых удобно хранить инструмент, ветошь, смазку и тормозную жидкость. Узенькое ветровое стекло откидывается вперед. Ладно, полезли внутрь. Внутри – армейский минимализм в сочетании с европейской привычкой к комфорту. С одной стороны, никакой обшивки, крашеный в хаки металл, над рулем – кругляш спидометра, который язык не повернется называть «комбинацией приборов». С другой – емкий «бардачок» справа, четырехспицевый руль, знакомый по грузовым моделям VW, и неожиданно удобные регулируемые сиденья. А это еще зачем? Под зеленым тентом обнаруживается не только поддерживающие тент трубочки, а еще и серьезный каркас безопасности! Ответ на этот вопрос удалось найти в старом автомобильном журнале. В статье, опубликованной в 1980 году «Auto motor und sport», один из инженеров подразделения Audi, занимавшийся разработкой Iltis, признался, что «на поворотах при езде под уклон с большой скоростью автомобиль имеет склонность к опрокидыванию через поворачиваемое переднее колесо». Вот она, плата за простоту конструкции трансмиссии, смещенный вперед двигатель и центр тяжести. Ну что, поехали?
Руль на ходу оказывается неожиданно легким, а вот усилия на педалях, особенно педали газа и сцепления, неожиданно большими. Тормоза работают тоже своеобразно. Как новобранец, делающий еще два шага после команды «Стой!», Iltis некоторое время вообще не обращает внимания на нажатие педали, а потом останавливается, как вкопанный. Остальные реакции очень понятные и прогнозируемые. Машина демонстрирует практически нейтральную поворачиваемость и прекрасно держит траекторию. Но вот обзорность… Сказать, что она плохая – ничего не сказать. Сквозь пожелтевший и помутневший от времени пластик боковых и задних окошек видны только какие-то размытые силуэты.
Асфальт сменяется разбитой грунтовкой. Тут тоже полный порядок – работа подвески выше всяких похвал, «Хорек» по-армейски точно держит заданное направление. Подруливать на неровностях почти не приходится. Но вот и знакомый внедорожный полигончик. Сейчас мы посмотрим, на что способен обер-лейтенант Хорек! Вытягиваю и поворачиваю Г-образный рычаг, подключающий передний мост. А «Хорек»-то, оказывается, способен на многое, нужно только не пытаться двигаться внатяг, а брать препятствия ходом. В этом плане Iltis очень напоминает «Ниву». Собственно, здесь нет ничего удивительного – по весу, геометрическим размерам, параметрам двигателя эти автомобили очень схожи. Наш вояка охотно штурмует крутые склоны: похоже, это входит в его военно-учетную специальность… Но вот с вывешиванием дела обстоят хуже. Хода подвески можно определить как «очень небольшие». Но тут выручает второй волшебный Г-образный рычаг, расположенный около правой ноги водителя. В ситуации, которая уже начинает казаться безвыходной, этот рычаг включает блокировку заднего дифференциала. Загруженное колесо цепляется за грунт и Iltis, фыркая мотором, выкарабкивается из засады, в которой «Ниве» потребовался бы буксирный трос. Нет, отлично ездит армеец из Ингольштадта. Вот только маневрировать задним ходом не очень-то удобно из-за той же проблемы с обзорностью.
Но - хорошенького понемножку. Пора возвращать Iltis законному владельцу, который и так, похоже, с ужасом смотрел на все наши издевательства над ветераном. Честно говоря, я бы с удовольствием завел себе такую машинку, надежную и по-армейски простую. Просто так, для удовольствия. Чтобы прокатиться со снятым тентом по лесной дорожке, подставляя лицо теплому летнему ветру. Или отправиться на ней в путешествие. Или втопить на полную железку на какой-нибудь покатушке, показав всем, на что способен отправленный в отставку боевой хорек!



WBR Андрей Судьбин aka Kirasir