От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.09.2002 11:50:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; Политек; Версия для печати

Bigfoot-у: что сейчас говорить будете?

ЧТО РОССИЯ ДОЛЖНА ПОЛЯКАМ?
Владимир Тучков

Во время пребывания Путина в Варшаве были подняты проклятые вопросы наследия сталинизма.

Владимир Путин укрепляет дружбу с братским польским народом. И это естественно и правильно, несмотря на позицию некоторых ксенофобов, которые никак не могут забыть Марину Мнишек. Естественно, и полякам есть что вспомнить. На этой составной части визита остановимся подробней.

Путин весьма логично объяснил причины довольно прохладного отношения между двумя странами в предыдущем десятилетии: "Бывший СССР пытался доминировать в Восточной Европе и в других частях света. У партнеров по неволе это не могло не вызвать противодействия. Все должно было созреть. Созрело и возрождение российско-польских отношений".

Что же касается отношений между Путиным и президентом Александром Квасьневским, то они уже вполне созрели. Во всяком случае со стороны это выглядит именно так: не только взаимные улыбки, совместные обеды, ужины, концерты, посещение мемориалов, но и обращение друг к другу на "ты", что свидетельствует о скрытом от объективов прессы брудершафте.

Однако Квасьневский - человек выборный. И он не может не учитывать настроений электората, определенная часть которого по-прежнему боится КГБ. Поэтому в интервью "Интерфаксу", данном накануне приезда Путина, Квасьневский намекнул, что поляки не стали бы возражать против извинений России по поводу преступлений сталинизма, совершенных в отношении поляков. И прежде всего это относится к расстрелу в Катыни 14 тысяч польских офицеров.

"Мы понимаем всю сложность и трагизм преодоления современной, демократической Россией советского, тоталитарного прошлого. Понимаем, что необходимо время, которое лечит раны. Мы далеки от того, чтобы их бередить. Но что нам сказать жертвам репрессий, которым сегодня за восемьдесят, девяносто лет, которые терпеливо ждут удовлетворения: "Подождите?!" - именно таким образом поставил вопрос президент Польши.

Еще более конкретизировал вопрос польский журналист, который во время пресс-конференции спросил Путина: намеревается ли Россия выплачивать компенсации польским жертвам сталинских репрессий, как это сделала Германия по отношению к жертвам нацизма?

Конечно, можно было бы встать в позу Билла Клинтона, который накануне своего исторического визита во Вьетнам в ноябре 2000 года изрек: "Соединенные Штаты не обязаны извиняться перед Вьетнамом за ведение с ним войны, и никто не в праве говорить, что 58 тысяч американцев и 3 миллионов вьетнамцев погибли в этой войне напрасно". При этом Клинтон забыл упомянуть миллион вьетнамских детей, которые в результате генетических изменения от применения "Эйджент оранджа" "не напрасно" появились на свет с врожденными дефектами.

Путин выразился несравненно мягче: "Мы не хотим и не будем сравнивать проблемы, связанные с нацизмом, и сталинские репрессии. Но мы не собираемся закрывать глаза на негативные стороны деятельности сталинского режима. У нас принят закон о реабилитации пострадавших от сталинских репрессий. Моей задачей и задачей российского правительства может быть создание условий для облегчения доступа польских граждан к реализации своих прав на базе этого закона". При этом имеется в виду, что все требования о реабилитации должны подаваться каждым поляком в индивидуальном порядке. Соответственно индивидуально дела будут рассматриваться и в судах.

Вряд ли такая перспектива сильно воодушевит репрессированных поляков. Что им может предложить российский закон? Решение суда о возвращении гражданских прав, которые у них уже давно имеются? Компенсацию за проведенное в лагерях время, которая не превышает 100 наших минимальных размеров оплаты труда? Льготы на проезд и телефон и внеочередное вступление в садовое товарищество, положенные их российским собратьям по несчастью? Компенсацию за конфискованное имущество, которая также не превышает 100 МРОТ?

Причем все эти блага полагаются лишь непосредственно жертвам, но никак не их родственникам.