"До сих пор не только в отечественной, но и в зарубежной историографии господствует пропагандистский стереотип о том, что начало "холодной войне" положила речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. В ней Сталин обвинялся в установлении "железного занавеса" между Западом и Востоком, а также в стремлении к неограниченной экспансии своей власти. 14 марта в газете "Правда" глава советского правительства обвинил бывшего английского премьера в расизме, в ультиматуме СССР, в стремлении к глобальному господству, а также в поджигании новой мировой войны. Авторы убедительно доказали, что реальным рубежом в отношениях противоборствующих сил стал 1947 г. С этого времени ставка на военную силу стала у бывших союзников главным инструментом политики".
"Попытки Сталина присоединить Южный Азербайджан и разместить военные базы в Турции в 1945-1946 гг., как показывают авторы, были сорваны решительными действиями США и Великобритании, а также их иранскими и турецкими контрагентами. Аналогичным образом закончилась гражданская война в Греции. В ней английские войска и многочисленные американские советники принимали непосредственное участие на стороне греческого правительства. По существу эти события положили начало установлению гегемонии США в Евразии".
"Приведенные в монографии конкретные цифры и факты свидетельствуют о противоречивой и непоследовательной репарационной политике Кремля в отношении Германии. Так, в СССР было вывезено до 30 млрд. долл. оборудования вместо 10 млрд. Оно составило 45% всех германских промышленных предприятий, включая и земли, которые переходили к Польше. Политика советской оккупационной администрации привела к интернированию 12 млн. немцев на Запад. Это не только ослабило советскую зону оккупации - будущую ГДР, но и заметно усилило позиции "Тризонии", создав твердую основу для будущего "германского чуда" - когда ФРГ стала надежным бастионом Запада против советского блока".
"Весьма интересен материал, характеризующий отношение СССР к "плану Маршалла". С одной стороны, советское руководство рассчитывало получить экономическую помощь от США для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, с другой, оно боялось пойти на уступки в идейно-политической области. В конечном итоге, Сталин решил перестраховаться и форсировать "коммунизацию" стран "народной демократии".
"Интересны страницы книги, посвященные политике Сталина в отношении китайской проблемы. Он круто изменил политику, отойдя от поддержки Чан Кайши и сделав ставку на Мао Цзэдуна. Авторы делают вывод, что помощь СССР была главным условием победы китайских коммунистов в гражданской войне. Они приводят целый ряд любопытных высказываний Сталина о роли и значении советско-китайского союза в мировой политике. Разыграв "китайскую карту". Кремль добился существенной гегемонии в Евразии. Это был пик могущества СССР. Эти успехи подтолкнули Москву, Пекин и Пхеньян активизировать свои действия в Корее".
"В книге показана тесная взаимосвязь между внешнеполитическими и внутриэкономическими усилиями советского правительства. На основе анализа основных макроэкономических показателей и внешнеполитической деятельности СССР исследователи пришли к обоснованному выводу о том, что в стране происходила не конверсия, а производственная переориентация в рамках военно-промышленного комплекса. В 1943 г. военные расходы СССР достигли официально 36% национального дохода. По словам же Сталина, они составили 40-45%. А в мирные 1946-1952 гг. доля затрат на укрепление обороноспособности страны возросла до 52,5%".
Примите и проч.
Я ее читал - А.Никольский01.09.2002 13:07:29 (738 b)
Re: Я ее... - Владислав02.09.2002 03:44:36 (1375 b)