От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.08.2002 07:28:20 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; ВВС; Версия для печати

Занятная статья о Hs-129. "Черная смерть" из безобидного "костыля"



"Крылья Родины" №8-2002

Юрий БОРИСОВ
Hs-129: "ЛЕТАЮЩИЙ ГРОБ" ИЛИ ПОЖАРНЫЙ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА?

Еще раз о Hs-129 и статье С. Колова "Характеристики плохие, полеты - опасные"

Эта статья С.Колова была опубликована в журнале "Крылья Родины" №2 за 1999-й год. В конце статьи автор пишет: "Применение Hs-129 на фронтах не могло оказать значительного влияния на ход военных действий, в отличие от использования советского штурмовика Ил-2. И виной тому не небольшая серия самолета, а прежде всего его недостатки: тяжелое управление, невысокая скорость, ненадежность и слабое бронирование двигателей, отсутствие защитного вооружения сзади.
Летчики "Люфтваффе" более чем скептически относились к своим "Хеншелям". Один из немецких пилотов уже после войны признавался, что характеристики самолета были настолько плохими и полеты настолько опасными, что до сих пор его мучают ночные кошмары. И самым надежным агрегатом Hs-129 тот же пилот называл контейнер с принадлежностями на случай аварийной посадки. А в этом отсеке, расположенном в центральной части правого крыла, находились пистолет, каска и противогаз. Как говорится, комментарии излишни".


А почему бы не прокомментировать этот вывод и не разобраться: так ли уж был плох "Хеншель-129"? Прежде чем продолжить, хочется сделать маленькие замечания - у самолета нет правого или левого крыла!
Крыло, в частности, у моноплана одно, которое условно можно разделить на правую и левую плоскости. Слова одного немецкого летчика относятся к Hs-129 серии "А", который имел прозвище "летающий гроб".
Перейдем теперь к "применению и оказанию влияния на военные действия". Из воспоминаний Ф.Николауса, создателя самолета: "Hs-129 был создан для замены Hs-123, сначала как ударный, а позже, как противотанковый самолет..."
Hs-129 был единственным самолетом во Второй мировой войне и, не считая современного американского А-10 "Тандерболта-2", фактически единственным самолетом во всей истории, сконструированным специально для разрушения вражеской бронетехники.
Кроме нашего Ил-2 и его модификаций, который все же был многоцелевым самолетом непосредственной поддержки войск, а не противотанковым, союзники по антигитлеровской коалиции не имели машины такого класса.
Поскольку Hs-129 был противотанковым самолетом, то и анализировать его применение лучше всего на примере величайшего танкового сражения в Курской битве и на последующих боевых действиях, которые с немецкой стороны имели оборонительный характер. Итак...

В начале июня 1943-го все эскадрильи Hs-129, за исключением Pz. Ja. St./ JG 51, были выведены из боевых действий и собраны на аэродроме в Запорожье, где находился штаб командующего противотанковой авиацией, для восстановления до полной боевой пригодности. Pz. Ja. St/JG 51 после тяжелых потерь была уже полностью укомплектована и поэтому она осталась на своем аэродроме под Харьковом.
Все это было сделано в соответствии с приказом Главного штаба "Люфтваффе", в котором также предписывалось держать эти подразделения в полной боеготовности для предстоящей операции под кодовым названием "Цитадель". До ее начала противотанковые эскадрильи могли быть использованы только в самых крайних случаях.
Как известно, во время прошедшей зимы наши войска захватили большую выпуклую зону между Орлом на севере и Белгородом на юге. Немецкая операция была нацелена на уничтожение этой выпуклости линии фронта с двойным окружением наших войск на этом участке фронта.
По мнению немецкого верховного командования, если операция пройдет удачно, то будет уничтожено большое количество советских дивизий, что решительно ослабит наступательную мощь Красной Армии и даст благоприятную позицию для продолжения войны на Востоке.
Германский план должен был начаться в первую неделю июля наступлением 4-й и 9-й танковых армий (та) с севера и юга соответственно. Однако нашему командованию было хорошо известно это намерение немцев, и была подготовлена глубокоэшелонированная оборонительная позиция именно в той точке, где две атакующие немецкие армии должны встретиться.
Результирующее сражение - Курская битва. В нее было вовлечено около 2 млн. человек, 6000 танков и 4000 самолетов с обеих сторон.
С севера на юг, из под Харькова в направлении Курска ударила 4-я та, состоящая из 15 дивизий, сведенных в два танковых корпуса, причем во второй корпус входили три танковых дивизии СС:
"Адольф Гитлер", "Рейх" и "Мертвая голова".
Во время подготовки к операции "Цитадель" каждая эскадрилья "охотников на танки" была увеличена в штате с 12 машин до 16, и к началу наступления во всех подразделениях имелось 68 боеготовых Hs-129. Кроме того, в июне 4.(Pz)/Sch.G 1 отправили в Германию для получения "Хеншелей" с новой пушкой МК-103.
Эта пушка, как и МК-101, отличалась от вышеупомянутой высокой скорострельностью. Операция "Цитадель" была отмечена боевым дебютом МК-103, как противотанковой пушки, которая не оправдала ожиданий, поскольку ее ранние серии имели перебои в работе.
Наступление немецких войск началось 5 июля. На южном фланге 4-я та достигла хороших результатов, но высокой ценой. Сопротивление наших войск было очень сильным, но все-таки они вынуждены отвести свои мобильные соединения.
Легкая бронетехника и отсутствие подходящих целей вынудило "Хеншелей" в течение первых двух дней наступления летать, не имея каких-либо важных заданий.
Летчики посылались на задание звеньями, состоящими из четырех самолетов, против немногочисленных потерявших ориентировку советских танков. Это делалось больше для знакомства с районом боевых действий, чем для снятия какой-либо опасности с сухопутных войск.
7 июля полки танковой дивизии "Адольф Гитлер" в 15 км восточнее Белгорода столкнулись с большими силами наших танков Т-34 и КВ-1 и жестокое сражение началось. По тревоге были подняты Hs-129 из 4.(Pz)/Sch.G 1 и Pz. Ja. St./JG 51. Вместе с FW 190 из Sch.G 1 и наземными войсками "Хеншели" отбивали атаки наших танков. Когда последний летчик вернулся на свой аэродром, уже наступили сумерки.
Позже командующий противотанковой авиацией Мейер вспоминал: "Сельская местность имела странный вид от стоящих и сильно горящих танков. Время от времени они взрывались, и тяжелый дым поднимался в воздух. С нашей стороны потерь фактически не было, хотя несколько машин получили легкие повреждения от осколков подорванных танков.
Необходимый ремонт был выполнен в течение ночи, так что наши самолеты к утру были готовы к бою. Нам было трудно сосчитать, сколько танков мы подбили, поскольку успеха мы добились совместно с наземными войсками".
Утром 8 июля Мейер послал звено своих самолетов для поиска вражеской бронетехники в этой зоне, но они ничего не обнаружили. Во время патрулирования линии фронта с севера и северо-запада от Белгорода звено атаковало и подбило небольшое количество советских танков, которые пробились через плохо укрепленные пехотные позиции.
После полудня ситуация в этом секторе стала спокойной, и противотанковые самолеты расширили зону патрулирования, летая в северо-восточном направлении, где располагалась танковая дивизия "Адольф Гитлер", которая была сосредоточена для удара северо-восточнее Белгорода в районе Морошки.
Затем Hs-129 продолжали полет на восток, мимо Белгорода, и возвращались на свой аэродром. Когда одно звено возвращалось, другое - уже находилось в зоне патрулирования. Такая карусель обеспечивала постоянное и полное прикрытие линии фронта.
Восточное и северо-восточное Белгорода шумят леса, тянущиеся с севера на юг. Местность была трудно обозрима и вероятность, что здесь будет предпринято наступление советских войск, была очень большой.
После полудня Мейер лично вылетел на разведку этого района. Уже возвращаясь на базу, летя на бреющем полете, он обнаружил в полях восточное леса массы наших солдат.
Мейер немедленно по радио дал сигнал тревоги, так как он понимал, что целая пехотная бригада, поддерживаемая большим количеством танков, намеривается атаковать с флангов и тыла 2-й танковый корпус.
По тревоге были подняты все противотанковые эскадрильи и l./Sch.G 1, оснащенная FW 190.
Мейер вспоминал: "С самого начала русской кампании я еще никогда не видел такого скопления вражеских солдат. Волна за волной из-за леса появлялись буксируемые пушки, мортиры, противотанковые и зенитные орудия. Это было странным зрелищем, смотреть на массы марширующих войск...
Казалось, что советский командир бригады намеривается повернуть колесо военной истории назад во времена I мировой войны. Солдат за солдатом, колонна рядом с колонной, они шли полосой шириной 8 - 10 км".
После того, как FW 190 "разобрались" с пехотой, свою кровопролитную работу начали "Хеншели".
Вспоминает Георг Дорнеманн: "Когда мы прибыли в эту зону, то увидели марширующую пехоту, хорошо прикрытую лесом. За пехотой мы обнаружили танки, но нам было трудно установить их количество. Они выходили из леса, мы считали 10,12,13 и потом бросили.
Их количество соответствовало примерно бригаде. Мы были осведомлены о том, что они представляют смертельную опасность для наших танковых корпусов. Мы занялись ими без задержек и остановили их".
После трех часов ужасной работы ни один советский танк не достиг немецких флангов. Атака наших войск была остановлена без участия хотя бы одного немецкого солдата.
Между тем, на севере в орловском секторе немецкая 9-я та смогла углубиться на 10 км в советскую оборону, но ценой 25 000 жизней своих солдат. Сильная эшелонированная оборона наших войск оказалась непроницаемой для противника. 10 июля удар фашистских войск, использующих все имеющиеся у них резервы, не принес дальнейшего выигрыша.
Затем 12 июля 1943 г. войска Брянского и Западного фронтов перешли в наступление, немецкие войска были вынуждены занять оборону. Этот день стал переломом в Курской битве.
Сложившаяся ситуация вынудила "Люфтваффе" ослабить концентрацию частей на южном фланге и перевести самолеты в зону угрозы. По этой причине 4. и 8./Sch.G 1, 4,/Sch.G 2 и Pz. Ja. St./JG 51 было приказано передислоцироваться на аэродромы восточное Орла и вступить в сражение с вражескими танками, которые прорвали немецкую оборону в этом районе.
На новом месте противотанковые эскадрильи вошли под управление 1-й авиадивизии 6-го воздушного флота, отвечавшего за операции на центральном секторе фронта между Смоленском и Орлом.
В виду серьезности ситуации самолеты 6-го воздушного флота"... преследовали все, что летало", но противотанковые операции в этом секторе фронта испытывали трудности, были чрезвычайно расточительными и имели незначительный эффект.
Георг Дорнеманн, командир 4./Sch.G 1, вспоминал то время, как период особенно тяжелых потерь. Доклады "Люфтваффе" подтверждают потери или серьезные повреждения более 4 Hs-129 в день в течение этого периода.
Суммарно противотанковые эскадрильи Hs-129 потеряли до 30% всех самолетов и летчиков на земле и в воздухе за 11 дней между 14 и 25 июля. При этом они не имели удобного случая для выполнения задач, для которых они собственно и предназначались и специально тренировались.
В сложившейся военной ситуации командование "Люфтваффе" проигнорировало имеющийся боевой опыт "истребителей танков", оказало окончательное невнимание к специальной роли противотанковых эскадрилий.
Они действовали лучше в зонах с малой воздушной активностью врага против танков, которые прорезали линию фронта и двигались по открытой поверхности.
Hs-129 применялись в безрезультатных атаках танков, которые были малоразличимы на лесистой местности или выполняли убийственные разведывательные задания и все это в зонах, где наша авиация представляла для немцев все большую и большую опасность.
В это время у немцев возникла довольно щекотливая проблема. Наши танки просачивались через некоторые слабо укрепленные точки линии фронта и действовали по одиночке или в паре глубоко в немецком тылу, неоднократно прерывали железнодорожное движение на участке Брянск-Орел, устраивали базы для следующих рейдов.
Для решения проблемы танков -партизан несколько Hs-129 было снято с линии фронта и брошено для решения этой задачи.
19 июля звено Hs-129 из 4./Sch.G 2, патрулируя железнодорожную линию, заметило 5 Т-34, остановившие состав и занятые его уничтожением. "Хеншели" немедленно атаковали их и все подбили. Несмотря на некоторые успехи, Hs-129 никак не могли обнаружить танковую базу.
Однажды Мейер выполнял разведывательный полет, во время которого он был подбит нашим Як-9. Он быстро спикировал на свою территорию и совершил вынужденную посадку на краю болота. К своему удивлению, Мейер обнаружил, что находится в окружении около 80 советских танков всех типов, которые незаметно пересекли линию фронта и оказались в немецком тылу.
Их так искусно замаскировали соломой, что с воздуха были неразличимы от стогов сена. Танковых экипажей не было видно. Таким случайным образом Мейер обнаружил убежище танков, которые действовали вдоль железнодорожной линии Брянск - Карачев - Орел.
Мейер добрался до ближайшей деревни. Командир этого сектора, находившийся там, сначала отказался поверить докладу летчика, но все же доложил вышестоящему командованию. И, как результат, Hs-129 вместе с FW 190 потратили два дня на уничтожение этой группировки танков.
20 июля немецкие войска начали отступление и 23-го оказались на позициях, которые они занимали перед началом операции "Цитадель". Противотанковые эскадрильи были переведены в Конотопскую зону, где они удачно действовали против начавшегося советского танкового прорыва на Орел.
Несмотря на их небольшое количество, немецкие войска оказались без необходимой бронеподдержки. На помощь своим войскам пришли "истребители танков" и остановили танковый прорыв в Конотопской зоне.
После перелета в Полтаву, "Хеншели" вновь вернулись под контроль 8-го воздушного корпуса. Мейеровские четыре эскадрильи были усилены переведенной со Средиземноморья 8./Sch.G 2.
Участие противотанковых эскадрилий оспаривалось всеми секторами фронта, так как все увеличивавшиеся в количестве советские танки представляли угрозу на всех участках фронта. Все 5 эскадрилий "истребителей танков" были задействованы в жесточайших оборонительных боях, которые теперь имели место.
В течение августа - сентября наши войска освободили Орел, Белгород, Таганрог, Сталине, Мариуполь, Брянск и Полтаву. Советское наступление заставило командующего противотанковой авиацией передислоцировать аэродром поддержки с Запорожья в Кировоград, а базу снабжения с Кировограда в Умань.
Именно в этот момент и приходят мысли, что эскадрильи, оснащенные Hs-129, вероятно, считались "пожарной командой" на Восточном фронте.
В октябре Мейер был вынужден перевести в Кривой Рог, где размещалась 4(Pz)./Sch.G 2, свой штаб и 8(Pz)./Sch.G 2. Взлетая оттуда, эскадрильи прикрывали отступление 6-й армии из днепропетровской зоны.
В течение двух недель эти эскадрильи заявили более чем о 130 подбитых танках, из которых наземные войска подтвердили более 100.
Несмотря на успех в приостановлении советского наступления, Hs-129 понесли тяжёлые потери. 4.(Pz)/Sch.G 1 потеряла Hs-129B-2, который был разрушен на аэродроме в Запорожье во время воздушной атаки советской авиации 5 сентября, и более 5 машин недосчиталась в следующем месяце из-за огня ПВО.
8.(Pz)/Sch.G 1 также потеряла 5 самолётов в течение августа-сентября, из которых 4 подбили зенитки. В этот период 4.(Pz)/Sch.G 2 потеряла 8 самолётов, (2 были подорваны во время эвакуации немцами аэродрома в Варварке, 2 потеряли из-за технических неисправностей и 4 подбили наземным огнём).
Потери лётчиков составили трое убитых и один раненый. В 8.(Pz)/Sch.G 2 зенитками было подбито 5 "Хеншелей", два лётчика при этом погибли и два пропали без вести. Насколько известно, только один HS-129B-2 потеряла Pz.Ja.St./JG 51, 17 сентября машина была сбита советскими истребителями северо-западнее Пологи.
Для германской армии на Восточном фронте 1944 и год начался с унылыми военными перспективами. Крым был изолирован, северный берег Днепра был в советских руках, и только часть западной Украины всё ещё оставалась под контролем Германии.
Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, "Люфтваффе" играли важную роль в прикрытии брешей между отступающими немецкими соединениями.
24 и 25 января продолжались жестокие атаки советских войск в Кировоградском районе, который немцы успешно обороняли. В это же время русские начали атаку - клещи против немецкого выступа линии фронта западнее Черкасс. 30 января был атакован другой выступ восточное Кривого Рога.
Советские войска имели явное превосходство в силах, и каждая их атака имела успех. 25 января 10.(Pz)/SG 9 помешала русским танкам прорваться полевому флангу, что позволило немцам контратаковать. За свои успешные действия эскадрилья получила благодарственное письмо от генерала Зейдемана.
Хотя главными задачами эскадрилий Hs-129 - атака и разрушение танков, но имелись случаи, когда они применяли своё крупнокалиберное оружие по другим целям.
Во время боя в низовьях Днепра, например, несколько немецких солдат из горного дивизиона обнаружили, что их позиции были на виду у русского наблюдательного пункта, оборудованного в колокольне на противоположном берегу реки, в результате чего вражеские пушки обстреливали немецкие позиции с достаточной точностью.
Собственная артиллерия немцев была не способна накрыть этот НП, и тогда "Хеншели" без особого труда справились с этой задачей.
Для этого задания бронебойные снаряды не требовались, самолеты загрузились бомбами и разрывными снарядами. Четвёрка Hs-129 взлетела и скрылась в низкой облачности. Пересекая линию фронта, они пролетели мимо цели, а затем вернулись назад, чтобы атаковать ей с тыла.
Во время первого захода они сбросили бомбы. Затем вновь зашли и обстреляли колокольню из своих пушек. Опять развернулись и прошли над целью для того, чтобы убедиться, что НП противника больше не причиняет урона немецким войскам.
В начале 1944-го на южном крыле советско-германского фронта гитлеровцы имели одну из своих наиболее крупных стратегических группировок.
По строжайшему приказу Гитлера, она любой ценой должна была удержать за собой богатейшие хлебные районы Правобережной и западных областей Украины, Никополь с его предприятиями по добыче и переработке марганца, Криворожский бассейн, богатый железной рудой, и Крым, прочно прикрывая коммуникации южного крыла Восточного фронта.
В феврале 1944-го ключевые позиции в излучине Днепра, Никополь и Кривой Рог окончательно пали под продолжающимся советским наступлением. Русская зима была в самом разгаре с её плохой погодой и чрезвычайным холодом. Погодные условия приземлили все авиационные полки "Люфтваффе".
Когда погода немного улучшилась, противотанковые эскадрильи смогли вылететь на несколько операций в помощь войскам, попавшим в Черкасско-Корсунский котёл.
В начале марта 10.(Pz)/SG9 была переведена в Винницу, оттуда - в Проскуров. В это время советские войска окружили город с трех сторон и захватили господствующие высоты вокруг него. В этот момент Красная Армия снова начала свои атаки, используя в наступлении большое количество танков.
В следующие несколько дней "Хеншели" из 10.(Pz)/SG 9 безостановочно выполняли полёты против вражеских танков. Снова стало ясно, что Hs-129 с компетентным лётчиком мог подбить любой тип вражеского танка. Руффер, служивший в то время заместителем Мейера, ухитрился с несколькими звеньями 10.(Pz)/SG 9 остановить яростные атаки советских войск в районе Винницы и Тернополя.
В некоторых случаях ударно-штурмовые и противотанковые самолёты, действующие в этой зоне, могли помешать советскому прорыву только в последнюю минуту. На основании значительного боевого опыта лётчики могли сами с достаточной точностью оценить опасность ситуации на земле, и кризис часто предотвращался без участия наземных войск.
Такой случай произошёл 12 марта, когда сильный передовой отряд русских танков довольно близко приблизился к аэродрому, с которого действовала 10.(Pz)/SG 9. Руффер понимал, что однажды русские возобновят наступление на Проскуров и что аэродром окажется под угрозой захвата.
По своей собственной инициативе волна за волной Руффер начал атаки против наших танков. Со своего аэродрома наземный персонал видел, как их "Хеншели" заходят на цели для атаки, и между перезарядкой авиационного оружия и дозаправкой топливом своих самолётов они сами готовились к обороне аэродрома.
Бесполезно советские танкисты маскировали свои машины, используя все подручные средства. Некоторые крепили на танки дымящиеся канистры для имитации горящего танка.
Другие заезжали внутрь домов. К наступлению темноты эскадрилья разрушила 19 и обездвижила 5 танков противника. Сам Руффер одержал в те дни свою 50-ю победу.
К этому времени большинство своих побед Руффер достиг, благодаря применению пушки МК-101. Он вылетал 8 раз на самолёте, оборудованном более новой пушкой МК-103, и во всех случаях она отказывала.
Тем не менее, к концу марта Руффер всё ещё оставался лидером среди лётчиков-снайперов, летающих на Hs-129, и увеличил свой счёт до 63 танков. Он мог быть ещё более внушительным, если бы пушка МК-103 оказалась бы более надёжной.
Интересно, что Михалчак, лётчик 10.(Pz)/SG 9 через своего отца, который работал инженером на фирме "Рейнметалл-Борсиг", внёс несколько рацпредложений по улучшению характеристик новой пушки.
Доклад, подготовленный одним из техников с фирмы "Хеншель", который инспектировал в это время эскадрильи, вооружённые Hs-129, подтвердил, что независимо от типа предпринятой боевой операции все полёты этих машин проходят успешно, а лётчики испытывают доверие к своим самолётам. Атаки всегда производились, не обращая внимания на грозную ПВО советских войск.
Лётчикам нравилась не чувствительность Hs-129 к попаданиям снарядов. Даже с пробитыми рулями, множественными повреждениями фюзеляжа и крыла лётчик всегда мог положиться на свой самолёт, который дотянет до базы или перевалит через линию фронта.
Как и в противотанковой работе и атаке пехоты, машина также была идеальна для маловысотной разведки: прекрасный обзор из кабины позволял идентифицировать хорошо замаскированные и скрытые цели.
К 1 мая 1944-го на советско-германском фронте наступило затишье. На южном участке боевые действия были перенесены уже за пределы СССР и велись на территории Румынии. После краткого периода относительной тишины полчища Т-34 снова двинулись вперёд по направлению к румынским нефтяным полям. Вся IV.(Pz)/SG 9 вместе с 8-й румынской штурмовой группой, оснащённой также Hs-129, были переведены в зону севернее Яссы.
Финал советского наступления в Румынии начался 20 августа 1944-го, и в 22 часа 22 августа радио Бухареста передало приказ о прекращении огня всеми румынскими вооружёнными силами.
Озлобленная немецкими воздушными атаками по Королевскому дворцу, Румыния 25 августа официально объявила войну Третьему Рейху. Это привело к тому, что 32 HS-129B-2 из 8-й румынской штурмовой группы стали воевать против своих недавних союзников.
Из-за нехватки запчастей и частых аварий боеспособность румынских эскадрилий "Хеншелей" снизилась на 30-40%, и, хотя в воздух одновременно могли подняться не более 6 машин, полёты обычно проводились по немецким правилам, т. е. звеньями из четырёх самолётов.
Тем не менее, наземные советские войска ценили поддержку, оказываемую этими самолётами, и одинаково с немецкими войсками, которые были довольны собственными Hs-129, признавали эффективность атак румынскими "Хеншелями".
Точно так же, как и их немецкие коллеги, румынские лётчики, пилотировавшие Hs-129, остались убеждены, что этот самолёт был идеальным для задач, которые он выполнял.
Все румынские авиаторы, имевшие отношение к Hs-129, отмечали его эффективность, способность к точному бомбометанию, хорошие ЛТХ и защиту лётчика при практически любых обстоятельствах.
После того, как размеры катастрофы начали проясняться перед Верховным командованием вермахта, ударно-штурмовые соединения 4-го воздушного флота были срочно переброшены на север, в зону, контролируемую 6-м воздушным флотом, для того, чтобы уменьшить напряжение на быстро разваливающемся фронте.
Но Германия была уже неспособна сбалансировать свои силы в состязании с русским наступлением вдоль всей ширины фронта. Все имеющиеся силы были брошены на латание дыр в линии фронта.
С середины июля и весь август из всей немецкой авиации больше всего применялись эскадрильи Hs-129 (как ни прискорбно, мало было их количество, они постоянно были в гуще боевых действий).
14 июля две советские армии ударили по немецкой 1 -и танковой армии с левого фланга восточное Львова. В последующую неделю 13.(Pz)/SG 9 летала безостановочно.
В течение следующих двух недель эскадрилья подбила 38 танков противника. Командир заявил о 10 разрушенных им танках в 13 вылетах. 24 июля 13.(Pz)/SG 9 совершила свой 3000-й боевой вылет и отпраздновала 50-ю победу над танками за 10 дней.
Обеспечить сопротивление русскому наступлению с имеющимися у немцев ресурсами было невозможно. Немецкие войска могли лишь оттянуть полную катастрофу и отступали, "сжигая за собой мосты".
Количество Hs-129 было слишком малым для изменения всей фронтовой ситуации, но они продолжали летать, без передышки, и их успехов часто было достаточно для изменения результатов наземных боёв местного значения. Тем не менее, германские войска продолжали своё отступление на запад к берегам Одера.
13.(Pz)/SG 9, ассоциировавшаяся с Hs-129, закончила своё существование 22 января 1945-го, когда почти все оставшиеся самолёты эскадрильи были сосредоточены на аэродроме Вагровле-ке (Тонндорф).
В утренней дымке русские предприняли неожиданный прорыв. Около 13 Hs-129 пришлось намеренно уничтожить, чтобы они не попали в руки врага в исправном состоянии. Это стало для самолётов, принадлежащих 13. (Pz)/SG 9, позорным окончанием их карьеры. Лётчики эскадрильи впоследствии были откомандированы в Перлеберг для переподготовки на FW 190.
Умеренная боевая активность в феврале и начале марта отражается количеством боеготовых самолётов в 10.(Pz)/SG 9 в это время. На 1 марта летали только 2 "Хеншеля"из 17, имеющихся в исправном состоянии в эскадрилье, и то лишь для воздушной разведки.
Тем не менее, 6 марта было потеряно 4 Hs-129 во время атаки аэродрома в Вайденгуте советскими самолётами, а 8 марта - ещё 3 машины. Вследствие частых воздушных налётов 10.(Pz)/SG 9 была вынуждена передислоцироваться в Швейднитц.
10-я и 14-я (Pz)/SG 9 теперь остались единственными эскадрильями, вооружёнными Hs-129, и их достижения были очень высокими. Например, 10-я (Pz)/SG 9 разрушила 100 танков, 30 штурмовых орудий, несколько сотен машин и подбила 6 самолетов противника, при этом в воздухе было потеряно только 2 Hs-129.
На этом описание боевого применения Hs-129 можно закончить. Перейдем к субъективной оценке самолета людьми, которые воевали на нем.
Франц Освальд, один из лучших пилотов "истребителей танков", награжденный Рыцарским Крестом:
"Николаус разработал самолет, чрезвычайно подходящий для выполнения штурмовых задач и особенно для противотанковой работы. Самолет был устойчив в воздухе, и таким образом, была устойчива оружейная платформа, позволяя производить эффективную стрельбу. Кроме того, бронированная кабина обеспечивала пилоту достаточно большую степень защиты.
Это было особенно очевидным, когда самолет совершал вынужденную посадку. В то время, как пилоты и члены экипажей других типов самолетов часто получали серьезные повреждения или даже гибли, летчики Hs-129 отделывались ссадинами и шишками.
Hs-129 критикуется только теми, кто никогда на нем не летал! Все говорят, что двигатели "Гном-Рон" были совершенно ненадежны. Это в корне неправильно. Как еще мы могли достичь таких значительных успехов? Все пилоты, которые с успехом летали на Hs-129, были восторженны ими".
Вспоминает Гебхард Освальд, бывший командир 10(Pz)./SG 9: "Короче говоря, он не был "dogfighter" (истребитель), а был "workhorse" (рабочая лошадь), но меньше всего потому, что его проект был разработан на "Хеншеле", известном изготовителе локомотивов".
Самолеты штурмовой авиации предназначались для поражения наземных целей во фронтовой зоне и ближних тылах противника. Казалось бы, создавая машины для выполнения одной и той же тактической задачи, авиаконструкторы в разных странах должны были прийти к схожим техническим решениям. Однако на деле всё оказалось совершенно иначе.
Задача уничтожения сухопутных войск, техники и коммуникаций решалась по-разному и самыми разными самолётами.
В ходе войны немцы применили на Восточном фронте новый штурмовик Hs-129, специально предназначенный для действий против вражеской бронетехники. Совершенно уникальный образец самолёта поля боя Ил-2 был создан в СССР незадолго до начала Великой Отечественной войны.
Эти два самолёта были целыми системами оружия, в которых оптимальным образом сочетались ЛТХ, вооружение и живучесть. Однако сравнивать эти машины между собой не совсем корректно, так как, хотя они и относятся в общем-то к одному типу самолётов, но выполнены по разным конструктивным схемам.
Действительно, на протяжении многих лет легендарный Ил-2 безоговорочно представляется в нашей истории, как самый массовый самолёт Второй мировой войны, и это так.
Но лучший ли он был среди самолётов огневой поддержки войск? Между тем, идеи, примененные на Hs-129, впоследствии стали классическими для штурмовиков, а тем более для противотанковых самолётов как у нас, так и за рубежом.

ФОТО:
Hs-129 с Мк-103.
Hs-129 c BK 7,5.
Hs- 129B-2, уничтоженный при отступлении.

ОТ РЕДАКЦИИ
Публикуя статью Ю.Борисова, мы предоставили ему возможность высказать свое мнение о боевом применении Hs-129 и той роли, которую он сыграл в сражениях Второй мировой войны.
Не все оценки автора редакция разделяет и приглашает других авторов высказать свое мнение об этой машине.