|
От
|
Игорь Островский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.08.2002 14:03:53
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Ещё раз о союзе Россия-Белоруссия (полностью)
Россия-Белоруссия
Как сказал классик, идея, овладевшая массами, становится материальной силой. Возьмём к примеру Югославию: взбрело там в голову некоторым группам населения, что они представляют собою отдельные народы, которым позарез необходима отдельная собственная государственность, - и ничего с этим уже не поделаешь. Так оно теперь и есть.
Реакция публики на давно перезревший вопрос воссоединения Белоруссии с Россией показывает, что дело Ельцына-Кравчука-Шушкевича живёт и побеждает. Своего они добились – укоренили в головах мысль, что Россия, Украина, Белоруссия это не части одного целого, а различные страны, друг другу чужие (практически все, высказавшиеся на этом форуме по указанному вопросу, в явной или неявной форме исходили из этого представления). Та лёгкость, с которою эта бредовая идея была усвоена «широкими массами трудящихся», показывает, что в этом направлении имеется ещё неосвоенный потенциал. К примеру, спросит завтра какой-нибудь «пламенный патриот» (и спрашивали уже! но пока без резонанса), а почему это в России у национальных автономий есть собственные парламенты и конституции, а у «русской» России – нет? Не дискриминация ли это русских? Угнездится такая идея в головах – и жди повторения событий 1989-91 гг. в рамках остаточной России.
Дело объединения России и Белоруссии, столь дружно саботируемое российскими властями и общественностью (как «передовой», так и «патриотической»), как лакмусовая бумажка выявляет наличие саморазрушительных тенденций в российском обществе. В самом деле, какие могут быть разумные аргументы против такого объединения? Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять геополитическое и стратегическое значение Белоруссии. Неужели кому-то в России пойдёт на пользу, если Белоруссия, оскорблённая систематическим отталкиванием (терпение белорусов легендарно, но всё же не безгранично), повернётся лицом в противоположную сторону? Неужели не жалко десяти миллионов сограждан? Неужели так хочется баз НАТО в районе Орши?
Так почему же, как только вопрос об объединении встаёт более-менее всерьёз, сразу обнаруживается такое дружное сопротивление со всевозможных сторон? При этом в ход идёт всё – от личных качеств Лукашенко до коррумпированности белорусских таможенников. Неужели непонятно, что такие смехотворные мелочи никак не могут и не должны учитываться, коль скоро речь идёт о вопросе такого исторического масштаба? На этот вопрос у меня есть только один ответ – дело не в Лукашенко; дело в том, что воссоединение с Белоруссией может стать первым шагом на пути воссоздания Союза. И вот этого-то определённые силы боятся, причём боятся смертельно, потому и блокируют весь процесс. И будут это делать и впредь, сохраняя тем самым – вольно или невольно – возможность дальнейшей дезинтеграции остаточной России.
Даже самый поверхностный анализ событий 1989-91 гг. показывает, что развал страны совершился не в Риге или Тбилиси, а в Москве, не на национальных окраинах, а в центре. Тут было бы уместно вспомнить так называемое «ленинградское дело». Не думаю, чтобы в выдвинутых тогда против Вознесенского и других обвинениях было что-то реальное. Но характерно, что одним из главных обвинений был имевшийся якобы план создания отдельной российской компартии с собственным ЦК. Идея сама по себе потенциально смертельно опасная. СССР не состоял из частей, хотя бы отдалённо равноценных по демографическому, экономическому, культурному потенциалу. Удельный вес России был настолько велик, что создание отдельного российского правительства, под каким бы то ни было названием, неизбежно вело бы к двоецентрию, двоевластию и в недалёкой перспективе – к распаду. Что мы и имели удовольствие наблюдать в 1989-91 гг. Как только в собственно России конституировался реальный центр власти, незамедлительно (если судить историческими масштабами – просто молниеносно) последовала беспримерная национально-государственная катастрофа. Так что, «ленинградцам» «шили» действительно серьёзнейшее обвинение.
Но если двоецентрие было непосредственной причиной катастрофы (я отдаю себе отчёт в том, что вопрос о причинах намного глубже, но в данном случае целесообразно ограничиться вышесказанным), то, естественно, сохранение двоецентрия в будущем союзном государстве (если оно всё же будет создано) недопустимо ни под каким видом. На первый случай – объединение с Белоруссией – вопрос можно было бы решить простейшим способом: в уже существующий парламент добавляются депутаты от Белоруссии, сам парламент переименовывается в союзный, равным образом правительство и президент. При этом Белоруссия сохраняет собственный парламент и правительство, а вот президента(-ов) лучше бы упразднить – и не только в Белоруссии, но и во всех автономиях.
Разумеется, тут же отыщутся «пламенные патриоты», требующие равноправия с Туркменией и Арменией, т.е. отдельного российского парламента, правительства и прочих причиндалов, как это было в конце 80-ых. Это неизбежно, хоть и невероятно глупо. Но эти люди, по-видимому, неисправимы и их уровень это уровень того индейского вождя, который в своё время продал остров Манхэттен за горсть стеклянных бус. Дело однако не в них, дело в том, будут ли их слушать. И если рассматривать состоявшееся на днях на этом форуме обсуждение вопроса как тест, то, боюсь, нельзя не прийти к выводу, что исторический шанс на преодоление, хотя бы частичное, последствий Августовской катастрофы нынешним поколением (о котором и так будущие историки вряд ли скажут что-либо лестное) будет скорее всего упущен.
Очень хотелось бы ошибиться.
С комсомольским приветом!