>>Распадаются империи по 3 причинам:
>>1)Угнетаемая часть стремится освободиться
Частично это так и было - только ситуация с угнетенным и угнетающим очень похожа на, скажем, Беларусь и Узбекистан в позднем Союзе. Узбекистан получал существенно больше субвенций из бюджета, включая те, которые шли на коммуналку и инфраструктуры, несмотря на его существенно меньший вклад в копилку. Например, одно то, что Минск получил метро на 15 (кажется) лет позже Ташкента средне-белорусскому интелю говорил о многом. Это ведь было общим местом - отделиться бы от этих урюков, чтоб не объедали! - и в России, и в более западных республиках. Так что...
>>2)Развитая часть хочет иметь все выгоды независимости
И это тоже было. Например, в течение послевоенного периода инвестиции между республиками в ЧССР распределялись примерно в соотношении 1:2 (не в пользу Чехии), то есть, обратно пропорционально численности населения, не говоря уж об уровне развития. У теории выравнивания регионов страны всегда масса противников - причем как раз в развитой части. Вспомните хотя бы Италию с навязчивой идеей северян о Падуанской республике (или что-то в этом роде).
>>3)Империя была искусственной
>
>>В Чехословакии не было ничего такого...
>
>В ЧСФР были два козла, которым хотелось рулить - Клаус и Мечьяр. Вот они и развалили. Провели бы референдум - 70 % народа было за сохранение федерации.
Клаус, допустим, был законным премьером законно назначенного правительства законно избранного парламента пост-коммунистической Чехословакии. И выскочкой он, в отличие от Мечьяра, не был. Одна его предшествующая деятельность на посту минфина говорит о многом - например, со времен социализма крона потеряла в весе только 60% (а если учитывать черный рынок - так даже и выиграла! без всяких деноминаций). Он просто сразу же поставил все точки над "i" после первого же заикания словаков о контроле над эмиссией и бюджетными потоками.
Плюс - цельной концепцией реформ из всех бывших соцстран обладал только он и Бальцерович в Польше. А Мечьяр... ну, это примерно так же, как сравнивать "козлиность" Косягина и красноярского Быкова, несмотря на то, что последний, пожалуй, и покруче будет.