Так, когда статуи были уже взорваны, ряд западных источников, в том числе Си-эн-эн, сообщает о том, кто и когда из варваров прошел по провинции Бамиан и — в отличие от талибов — пощадил статуи будд. Западные журналисты начинают в один голос причитать: надо же, какие исключительные варвары талибы — ведь даже Чингис-хан, Тимур и другие завоеватели бамианских будд не тронули!
Но ведь в это же самое время ряд компетентных изданий на Востоке, включая, например, Omaid Weekly, публикуют сведения из истории бамианских статуй. Выясняется, что по всем историческим преданиям, именно Чингисхан приказал сжечь лицо и руки Большого и Малого Будд, сделанные из дерева. Причем недавно Time Asia опубликовала интервью Рахальдаса Сенгупта, девять лет занимавшегося реставрацией статуй будд в Бамиане. Реставратор сообщает, что его находки сгоревшего дерева внушают доверие к истории о расправе, учиненной Чингисханом над бамианскими буддами.
Но далее разрушить будд из Бамиана пытались и потомки Чингисхана и Тимура. Так, глава империи Великих моголов Аурангзеб велел разрушить ноги каменных будд с помощью орудийных снарядов. Удивительная, передающаяся, видимо, по наследству, настойчивость!
Таким образом, и до талибов бамианских будд пытались разрушить, причем именно Чингиз и те, кто считали себя его преемниками. Пытались неоднократно, но просто средства были "не те", поэтому разрушили лишь то, до чего смогли "дотянуться".
То, что завершили (причем, видимо, именно в качестве преемников чингизидов) талибы, делалось много веков. И делалось с гораздо большей методичностью и последовательностью, чем та, с которой западный мир пытается "дотянуться" до понимания истории и менталитета Востока.