От negeral Ответить на сообщение
К Sav Ответить по почте
Дата 07.08.2002 16:51:13 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1917-1939; Версия для печати

Не говоря уже о Конармии


в 1939 г. польская кавалерия совершила по крайней мере шесть атак в конном строю, однако только две из них отмечены присутствием на поле боя немецких бронеавтомобилей (1 сентября под Кроянтами) и танков (19 сентября под Вульке Венгловой). Причем в обоих эпизодах бронетанковая техника противника не являлась непосредственной целью атакующих улан. Следует отметить, что в польской кавалерии конная атака (szarza) не являлась регламентированным видом боевых действий. Согласно "Общей инструкции для боя", изданной еще в 1930 году, кавалерия должна была двигаться в конном строю, а сражаться - в пешем. На практике, однако, допускались исключения. Например, при неожиданном нападении на противника с целью застигнуть его врасплох, или при прорыве из окружения. Инициатива конных атак 39-го года исходила, как правило, от самих командиров кавалерийских частей и подразделений, а в одном случае (под Калушиным) польский эскадрон атаковал подобным образом вследствие неправильно понятого приказа старшего начальника.

Честь проведения первой в истории Второй мировой войны кавалерийской атаки принадлежит 18-му полку Поморских улан.

Статья была соответствующая в Цейхгаузе, там написано:

Пройдя около 10 км, дивизион майора Малецкого оказался в лесу недалеко от дер. Крушки, северо-восточнсс Кроянт. Приближалось время, назначенное для атаки (19.00), и до исходного района Павлово было еще около 7-ми км, когда головная застава отряда обнаружила батальон немецкой пехоты, бивакировавшийся в 300-400 м от опушки. Майор Малецкий решил атаковать этого противника в конном строю, используя эффект внезапности. Он построил свой дивизион в два эшелона: впереди 1 -й эскадрон (ротмистра Щвещака), развернутый в линию взводов, а за ним, на дистанции 200 м, 2-й эскадрон (ротмистра Ладося), в таком же боевом порядке. Численность обоих эскадронов составляла тогда примерно 200 всадников. Уланы, одетые в полевые мундиры, были вооружены саблями и кавалерийскими карабинами. На головах они имели каски французского образца (модели Адриана).

По старинной команде "szable dlon!" (сабли вон!) уланы быстро и слаженно обнажили клинки, заблиставшие в красных лучах заходящего солнца. В тот момент, когда эскадроны лихо развернулись на опушке леса, на их фланге появился со своим штабом полковник Масталеж. Догнав дивизион Малецкого, полковой командир захотел лично принять участие в конной атаке. Повинуясь сигналу трубы, уланы стремительно понеслись на врага, ошеломленного столь неожиданным нападением. Немецкий батальон, не принявший должных мер предосторожности, был застигнут врасплох и в панике рассыпался по полю. Кавалеристы, настигая бегущих, беспощадно рубили их саблями. Однако этот триумф кавалерии продолжался недолго. Увлеченные своей блестящей атакой, поляки не заметили несколько бронеавтомобилей противника, укрытых в лесу. Выехав из-за деревьев, эти бронемашины открыли во фланг скачущим эскадронам частый пулеметный огонь. Спрятанная в зарослях немецкая пушка также начала обстреливать улан. Десятки коней и людей пали от вражеских пуль и снарядов... Адъютант полка ротмистр Годлевский, рухнув на землю вместе с убитой под ним лошадью, видел, как в нескольких метрах от него погиб полковник Масталеж. Полковой командир и его верный конь были сражены наповал одной и той же очередью.

Понеся большие потери, дивизион майора Малецкого отступил за ближайший лесистый гребень, где и укрылся от неприятельского огня. Кроме полковника Масталежа, были убиты два офицера (командир 1-го эскадрона ротмистр Щвещчак и 2-й адъютант, поручик запаса Милецкий) и 23 улана. Поручик Антоний Унруг и около 50 улан были тяжело ранены. Только половина участвовавших в атаке всадников собралась в лесу возле шоссе Хойнице-Рытель.

Пики хранились в депо.

"Польская поморская кавалерийская бригада из-за незнания конструктивных данных и способов действия наших танков, - писал Гудериан, - атаковала их с холодным оружием и понесла чудовищные потери".

Вышеизложенное, показывает ценность немецких мемуаров, превративших 3 неполных польских эскадрона в целую бригаду, немецкие броневики - в танки, а 26 убитых и 50 раненых улан - в "чудовищные потери".