>Во вторых (для справочки) лагерь представлял собой бывший монастырь, стоящий практически в центре города. И хотя говорят, что по стенам была протянута колючка, но поляки на рынке и на улицах Старобельска (без конвоя, вольно перемещающиеся) были вполне будничным событием. Относились к ним очень лояльно, с сочувствием как к воевавшим против Гитлера и пострадавшим в этой войне. Жалели как беженцев. По гостям поляков не приглашали, до наступления темноты те должны были возвращаться в лагерь. Но общению на улицах не припядствовали. И люди в штатском потом народ не очень то теребили.
очевидно, что такие рассказы находятся в противоречии с "Положением о лагере для военнопленных", утвержденном 23 сентября 1939 года зам.наркома внутренних дел Чернышевым:
"п.2.Основными задачами лагерей для содержания военнопленных являются:
а.содержание военнопленных в условиях изоляции от окружающего населения"
т.о., очевидно, что те поляки, которых видели на улицах города, к данному лагерю отношения не имели.Сами поляки, побывавшие в этом лагере, рассказывают, что лагерь находился в бывшем женском монастыре и нескольких примыкавших к нему строениях.Многие жили в палатках, землянках, подвалах, ютились на голом полу, в коридорах и т.д.Как о большом одолжении люди просили разрешения залезть под нары, где оставалось хоть какое-то свободное место, иначе приходилось ночевать на морозе.Даже после отправки из лагеря рядовых и сержантов, превоначально составлявших две трети контингента, на одного военнопленного приходилось 1.25 кв.м площади и 3.7 куб.м объема зданий.Из-за нехватки кухонного оборудования первое время горячее питание выдавали лишь один раз в день.Хлеба выдавали 400 г, иногда и меньше(положено было - 800 г) в день, сахар не выдавали.Бани и прачечной в лагере не было.Не было также водопровода, умывальников, благоустроенных уборных и выгребных ям.Для санобработки использовалась городская баня, пропускавшая одновременно 25 человек.Будучи занятой полностью под санобработку военнопленных, городская баня могла поностью пропустить всех за 14 суток.Где в это время мылись горожане - остается только гадать.
>У меня родители и вся их многочисленная родня из Старобельска. В свое время я их распрашивал о "невинно убиенных польских офицерах", отсюда и сведения.
такие "расспросы" должны быть записаны и подписаны, иначе их невозможно ввести в научный оборот.
>>Поляков вывозили группами по 300-500 человек в поездах и передавали под расписку начальникам областных УНКВД(Смоленского, Калининского, Харьковского).Прибывших размещали в камерах внутренних тюрем.Именно там была расстреляна основная масса польских офицеров и лишь затем тела вывозились к местам последующего захоронения: Катынь, Медное и на окраину Харькова(в современных границах).Часть поляков(очевидно - последние партии) были расстреляны непосредственно в местах последующего захоронения без завоза в тюрьмы.Причины таких действий очевидны: начни НКВД расстрелы непосредственно в лагерях, первый же расстрел вызвал бы восстание заключенных, которым уже нечего было бы терять.А условия внутренних тюрем позволяли расстреливать мелкими группами.При этом, деже если остальные заключенные данной тюрьмы слышали выстрелы и крики расстреливаемых, то предпринять ничего не могли.Собственно тюрьма тем и отличается от лагеря...
>Откуда такие данные?
>По Старобельскому лагерю - мне к примеру помнится и по публикациям в Военно-историческом журнале и в мемуарах Судоплатова и в прочей читанной публицистике, что поляков вывозили МАССОВО.
>Это кстати подтверждается воспоминаниями старобельчан - лагерь изчез гораздо быстрее, чем появился. Гуляли-гуляли поляки и вдруг перестали и буквально в течении нескольких дней (макс. недели) лагеря не стало.
Давайте заглянем в "Справку о количестве отправленных военнопленных из Старобельского лагеря за время с 5 апреля по 12 мая 1940 года", подписанную начальником лагеря капитаном госбезопасности Бережковым.Всего была 41 отправка, максимум отправляли по 260 человек(трижды - 16, 17 и 24 апреля).Т.е. не дотягивали даже до установленного нижнего норматива в 300 человек.