От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К S.Chaban Ответить по почте
Дата 07.08.2002 01:02:49 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Ре: Насчет "теперь...

>Штаты не зависят от Саудовской нефти. Но они, похоже, думают поменять жандарма на Ближнем Востоке. Интересно, кто? Израиль?

А вот эксперты из "Форин афферс" считают иначе. Наверное они не имеют вашей информации. Вот цитаты из этого журнала:

"Последняя особенность исключительно характерна для политики Саудовской Аравии. Королевство в состоянии поддерживать свободные мощности благодаря изобилию нефтяных ресурсов и сравнительно низкой стоимости запуска резервной базы. В условиях сегодняшнего нестабильного рынка Саудовская Аравия производит около 7,4 миллиона баррелей в день и при этом имеет свободные мощности для производства еще примерно 3 миллионов баррелей. Этого достаточно, чтобы вытеснить любую другую страну-производителя и экспортера нефти, если поставка резко упадет, или она попытается сократить добычу, дабы поднять цены. Свободные мощности не только помогают Аравии контролировать цены на нефть, но и обеспечивают тесные связи Эр-Рияда с Соединенными Штатами и другими ключевыми нефтяными державами. Этот грубый механизм заставляет ведущих политиков других стран, где бы они ни были, прислушиваться к Эр-Рияду, ради своей энергетической безопасности. Свободных мощностей Аравии хватит на то, чтобы произвести нефти больше, чем весь экспорт всех стран-экспортеров нефти, за исключением России.
Производственные мощности Саудовской Аравии - это энергетический эквивалент ядерного оружия, мощное сдерживающее средство для тех, кто попытается бросить вызов либо саудовскому нефтяному лидерству, либо саудовским интересам. Кроме того, они являются ядром Американо-Саудовских отношений. Соединенные Штаты строят всю свою нефтяную политику вокруг производственных мощностей Саудовской Аравии. Договоренности между двумя странами оставались в силе до тех пор, пока протекция Штатов подразумевала, что Эр-Рияд не шантажирует Вашингтон - обязанность, которую все сложнее выполнять после событий 11 сентября. Партнеры Аравии по ОПЕК также должны сотрудничать с королевством для того, чтобы удерживать Рияд от перепроизводства нефти и инициирования падения цен на нее. Те же мощности служат средством побудить ведущие страны-производители нефти, нечлены ОПЕК, сотрудничать с Аравией, если это понадобится. В отличие от ядерного оружия в качестве средства сдерживания, оружие Саудовской Аравии применяется так часто, как только возможно. Королевство часто (и грубо) демонстрировало, что может легко использовать свои свободные производственные мощности для того, чтобы прекратить экспорт нефти из стран, посягающих на ее долю на рынке.
Отношения Эр-Рияда с Вашингтоном гораздо сложнее, чем они выглядят на поверхности, потому что кроме прочего, они основываются на негласных соглашениях и определенном количестве выгодных обеим сторонам мифов. 11 сентября усложнило эти соглашения, поскольку общественное мнение обеих стран с подозрением относится к взаимоотношениям между их правительствами. Вашингтон признает решающую роль Саудовской Аравии на мировом нефтяном рынке, особенно ее влияние на ценовое регулирование. Саудовская Аравия, в свою очередь, прилежно исполняет роль, отведенную ей Белым Домом. Королевство обеспечило себе устойчивую позицию в качестве основного поставщика нефти в Штаты. Сегодня Саудовская Аравия поствавляет примерно 1,7 миллионов баррелей в день, из 10 миллионов баррелей, импортируемой в США - самая большая доля на рынке нефти. Королевство поддерживает свою долю, чтобы показать насколько ее поставки важны для Америки. Саудовское руководство таким образом, может быть уверено, что Вашингтон поможет защитить Саудовскую Аравию, под чем подразумевается не только защита нефтяных полей и территориальной целостности королевства, но защита королевской династии.
Такая роль Саудовской Аравии не является прямым следствием положения, занимаемого королевством благодаря тому, что оно является крупнейшим поставщиком нефти в мире. Нет сомнений в том, что если бы торговля была отпущена на волю рынка, экспорт королевства в Соединенные Штаты сократился бы вдвое. Вместо этого, Саудовская Аравия платит за обладание своей долей; стоимость же той привилегии меняется в зависимости от изменения конъюнктуры рынка. "Сауди Арамко", государственная нефтяная компания, зарабатывает на 1 барреле нефти, продаваемом США на 1 доллар меньше, чем на нефти, поставляемой в Европу и Восточную Азию. Эта скидка трансформируется затем в дотацию американским потребителям и составляет 620 миллионов долларов в год. В свою очередь Соединенные Штаты размещают войска в районе Персидского залива, что, конечно же, тоже не дешево. Данная чувствительность Вашингтона к политике Эр-Рияда касается целого ряда вопросов, от Арабо-Израильского мирного урегулирования до Косово и Центральной Азии, и понятно, что США платят еще и дополнительную цену, выражающуюся в определенных ограничениях их международной политики.
(Edward L. Morse is Executive Adviser at Hess Energy Trading Company and was Deputy Assistant Secretary of State for International Energy Policy in 1979-81. James Richard is a portfolio manager at Firebird Management, an investment fund active in eastern Europe, Russia, and Central Asia.)"