Re:
Здравствуйте
>Я исхожу из предположения, что советским политическим руководством (Сталин) война с Германией в 1941 рассматривалась как событие нежелательное. Тому есть много свидетельств различных людей (Молотов, Мерецков и др.).
Свидетельство Мерецкова:
>"У читателя может возникнуть вопрос, было ли наше руководство убеждено, что летом 1941 года удастся избежать войны и, значит, выиграть время хотя бы до следующей весны? Мне об этом тогда ничего не говорили. Однако из своих наблюдений я вынес личное впечатление, что наше руководство колебалось."
Свидетельство Молотова:
>"...зачем нам еще в мае месяце надо было из глубины страны перебрасывать в западные приграничные военные округа в общей сложности семь армий? Это же силища великая! Зачем проводить тайную мобилизацию восьмисот тысяч призывников и придвигать их к границам в составе резервных дивизий военных округов?... Время упустили. Опередил нас Гитлер!"
Ну и КАК Вы из этих свидетельств вывели свое мнение о том, что война в 1941 году считалась нежелательной? Я такого вывода сделать не могу. Мерецков, прикидываясь "незнайкой" ("Мне об этом тогда ничего не говорили"), своей постановкой вопроса ("выиграть время хотя бы до следующей весны") подталкивает нас к мысли, что _вроде-бы_хотели_избежать. Ничего, кроме этой "пустой" фразы я в подтверждение Вашего предположения у Мерецкова не вижу.
Ну а Молотов, наоборот, говорит о том, что воевать-то хотели, да "время упустили".
>Можно конечно предположить что люди эти нас согласованно вводят в заблуждение. Или что Сталин вводил в заблуждение этих людей. Но для таких предположений нужны каки нибудь веские основания, которых у меня пока нет.
Кто-кого вводит-то в заблуждение?:-)
Я привел свидетельства указанных Вами товарищей с целью показать, что Вы, на мой взгляд, некорректно интерпретировали их слова. Если Вы имеете ввиду какие-то другие их же слова, то, пожалуйста - приведите их здесь. Заодно и обсудим: каким их словам можно верить больше? И заодно вспомним слова Жукова: "Многие военные писатели, генералы и маршалы так искажают историю Отечественной войны, что от действительной истории иногда остается лишь общий фон, схема, скелет, а содержание так "состряпано", что зачастую не поймешь, когда и где это было."
-----
>Также я предполагаю, что до весны 1941 как минимум война с Германией по инициативе последней не считалась событием близким и вероятным.
>Вот исходя из этих предположений я и оцениваю действия руководства СССР в 1941 как ОТВЕТНЫЕ на возрастание риска инициирования войны Германией, при нежелании инициировать ее самостоятельно.
А вот эти две Ваши фразы у меня вызывают... некоторое удивление: Вы заявляете, что нападение Германии не считалось "событием близким и вероятным" и тут же говорите о "возрастании риска инициировании войны Германией".
Не вяжется как-то у меня одно с другим... Ну никак...
Или Вы хотели сказать, что до середины мая 1941 года считали нападение немцев "невероятным событием", а после 15 мая - "возможным"?
Извините, не вижу никаких оснований для такого вывода: как я уже и писал ранее, оценка группировки Вермахта Генштабом РККА на нашей границе с 11 марта до 15 мая не изменилась: 111 дивизий в марте и 112 дивизий в мае. Где "возрастание риска"?
Если Вы оперируете какими-то иными цифрами/документами - то приведите их, пожалуйста.
>И противоречивость политической ситуации находит свое естественное отражение в противоречивом характере военных приготовлений СССР 1941 года.
>Это так сказать, исходные данные.
Как Вы, вероятно, уже поняли, я с Вашими исходными данными не согласен.
Мои предположения таковы:
1. Руководство СССР действительно считало нападение Германии на СССР событием невероятным. И считало оно так вплоть до 21 июня 1941 года.
2. Руководство СССР планировало вступить в войну с Германией в "удобный для себя момент". Имющиеся на сегодняшний день документы того времени и имевшие место быть в первой половине 1941 года факты дают мне все основания заявить, что таким "удобным моментом" считали вторую половину лета 1941 года.
3. Противоречивый характер военных приготовлений СССР в 1941 году можно объяснить многими факторами - и не только противоречивостью политической ситуации.
-----
>В "Соображениях" предложены
>а) план стратегического развертывания на театре
>б) подготовительные мероприятия (пресловутые четыре пункта), позволяющие в случае выполнения ускорить последующее развертывание.
>Надеюсь с тем, что "четыре пункта" не тождественны плану полномасштабного развертывания Вы спорить не будете?
>Такое разделение плана на стадии, наводит меня на мысль, что за б) ходатайствовали как за набор неотложных мероприятий, а а) просили утвердить и ввести в действие в зависимости от политической обстановки. Что собственно и видно в заключающей части:
>"Прошу:
>1. Утвердить представляемый план стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР и план намечаемых боевых действий на случай войны с Германией;
>2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования и скрытого сосредоточения в первую очередь всех армий резерва Главного Командования и авиации"
>Если у Вас имеется иная версия появления "четырех пунктов" отдельно от общего плана - я с интересом выслушаю.
Мне видится немного не так.
В "Соображениях..." предложены:
а) заблаговременные мероприятия ("четыре пункта");
б) план стратегического развертывания;
в) план начальных боевых действий с Германией.
В "Соображениях..." определен конкретный срок возможного начала открытого стратегического развертывания (...разработка планов обороны госграницы и ПВО полностью заканчивается к 01.06.41 г.)
В "Соображениях..." предлагается начать выполнение "четырех пунктов" своевременно, то бишь ДО 01.06.41 г..
А реализация плана "четыре пункта" подразумевает именно скрытое отмобилизование и сосредоточение всех армий резерва ГК - то бишь предлагается полностью сформировать и сосредоточить войска ВСЭ скрытым порядком.
Советская военная наука считала (и считает), что именно наличие развернутого ВСЭ однозначно говорит о заблаговременной подготовке к развязыванию войны. На стр. 554 7-го тома СВЭ недвусмысленно об этом говорится (правда, в отношении Германии, Италии и Японии. Мы, понятное дело, в ряд "агрессоров" не входили:-)
Вы спрашиваете - "тождественны ли плану полномасштабного развертывания эти четыре пункта?"
Отвечаю - нет. Но создание ВСЭ - это самая длительная и трудная задача для любой страны, обычно проводящаяся уже с началом войны, под прикрытием ПСЭ. Здесь же "телегу поставили впереди лошади", что неоспоримо свидетельствует о желании и решимости воевать. Потому как после сосредоточения ВСЭ все остальное - "уже мелочи":-)
-----
>И опять таки. иди развертывание точно так, как планировалось в "Соображениях", мы могли бы допустить, что принят к исполнению известный нам план. Но даже наблюдаемое развертывание уже уклоняется от стретегической идеи "Соображений", а если допустить, что Захаров прав и директива на создание ГА РГК от 25.6.41 есть лишь фиксация решения от 21.6.41 (а тому в подтверждение уход управления 20-й армии в Смоленск уже 22.6.41), то мы видим просто совершенно отличную от "Соображений" стратегическую идею, где уже нет ни сильного юго-запада, ни сильного запада, зато есть сильная вторая линия...
"За деревьями леса не видите", извините:-)
Задача, поставленная в "Соображениях..." - в первую очередь сосредоточить армии РГК ("вторую линию", по-Вашему), что мы в реальности и наблюдаем - сосредоточение ВСЭ было близко к завершению.
К развертыванию и сосредоточению армий 1-й линии только-только приступили - в точном соответствии с порядком, изложенным в "Соображениях...". Зачем же нам показывать противнику "направление главного удара" заранее? Нет, мы вырыли огромный котлован - и пусть он (противник) думает, что здесь будет бассейн:-) На самом же деле - тут будет фундамент для небоскреба:-)
До свидания
- А пожалуй Вы врете... - Игорь Куртуков 07.08.2002 03:09:47 (1076 b)
- Ре: Ре: - Игорь Куртуков 07.08.2002 02:13:16 (5344 b)
- Слова - Игорь Куртуков 07.08.2002 01:34:50 (1894 b)
- Вот еще: - Игорь Куртуков 07.08.2002 18:28:22 (142 b)
- Re: Слова - Петр Тон. 07.08.2002 03:13:47 (1147 b)
- Re: Слова - Игорь Куртуков 07.08.2002 06:01:50 (1773 b)