От Игорь Куртуков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.08.2002 09:26:10 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Петру Тон. о подготовительном и предварительном.

Вот вы тут высказались:

> Как я понял, Вы придерживаетесь мысли о том, что стратегическое развертывание Вооруженных Сил СССР в мае-июне 1941 года проводилось под лозунгом: "А вот просто развернемся, дабы Гитлер уже НИКАК не успевал нас опередить [в развертывании]. А там поглядим - посмеет ли он на нас тогда напасть! М.б. и сами нападем! А м.б. - и обратно по местам постоянной дислокации разъедемся."

Начнем отвечать середины:

> понимаю, что военное мероприятие ТАКОГО уровня, как стратегическое развертывание Вооруженных Сил страны без ПОЛИТИЧЕСКОГО решения не начинается.

Давайте отсюда и начнем. Потому что восстанавливать политические решения по действиям военного руководства дело неблагодарное.

Я исхожу из предположения, что советским политическим руководством (Сталин) война с Германией в 1941 рассматривалась как событие нежелательное. Тому есть много свидетельств различных людей (Молотов, Мерецков и др.). Можно конечно предположить что люди эти нас согласованно вводят в заблуждение. Или что Сталин вводил в заблуждение этих людей. Но для таких предположений нужны каки нибудь веские основания, которых у меня пока нет.

Также я предполагаю, что до весны 1941 как минимум война с Германией по инициативе последней не считалась событием близким и вероятным. Тому есть опять таки немало свидетельств, Вам наверняка известных, кроме того в пользу этого предположения свидетельствуют, например, мероприятия по реорганизации армии затеянные в начале 1941, со сроком плановой готовности в 1942 году.

Вот исходя из этих предположений я и оцениваю действия руководства СССР в 1941 как ОТВЕТНЫЕ на возрастание риска инициирования войны Германией, при нежелании инициировать ее самостоятельно. И противоречивость политической ситуации находит свое естественное отражение в противоречивом характере военных приготовлений СССР 1941 года.

Это так сказать, исходные данные. Теперь дальше:

> 2) Но... прямой должностной обязанностью наркома обороны/начальника Генштаба является определить/оценить внешнюю ВОЕННУЮ угрозу, вскрыть группировку противника, оценить вероятные действия противника... и ПРЕДЛОЖИТЬ политическому руководству страны ВОЕННЫЕ же контрмеры по предотвращению этой угрозы. Надеюсь, что и здесь возражений не будет.

Не будет. Предоставление соображений по плану стратегического развертывания было достаточно рутинной процедурой, едва ли не ежегодной. См. статью Горькова в "Новой и Новейшей истории". Собственно все известные редакции оперплана носят наступательный характер, что отвечало доктрине. Сентябрьские "Соображения", как считается, были утверждены в октябре. Существенным отличием майских "Соображений" от предыдущих версий являлась степень актуализации угрозы и race condition. Однако и в нем сохраняются долговременные прожекты: строительство дорог по плану 1941, вооружение армии, строительство укрепрайонов в т.ч. на старой границе.

Далее:

> Таким образом, военное руководство свою точку зрения высказало - "Если ВОЕВАТЬ, то необходимо НАЧАТЬ развертывание ВС с целью напасть первыми. Если же НЕ ВОЕВАТЬ, то... это не наше дело...".

Ну не совсем так. В "Соображениях" предложены

а) план стратегического развертывания на театре
б) подготовительные мероприятия (пресловутые четыре пункта), позволяющие в случае выполнения ускорить последующее развертывание.

Надеюсь с тем, что "четыре пункта" не тождественны плану полномасштабного развертывания Вы спорить не будете?

Такое разделение плана на стадии, наводит меня на мысль, что за б) ходатайствовали как за набор неотложных мероприятий, а а) просили утвердить и ввести в действие в зависимости от политической обстановки. Что собственно и видно в заключающей части:

"Прошу:
1. Утвердить представляемый план стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР и план намечаемых боевых действий на случай войны с Германией;
2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования и скрытого сосредоточения в первую очередь всех армий резерва Главного Командования и авиации"

Если у Вас имеется иная версия появления "четырех пунктов" отдельно от общего плана - я с интересом выслушаю.

Теперь к этому:

> Ни одного документа, подтверждающего Ваш тезис о том, что характер стратегического развертывания был каким-то Предварительным. Подготовительным., не существует.

Дело в том, что есть наблюдаемая картина развертывания, восстанавливаемая по разным источникам. Если посмотреть картину группировки возникающую по окончании видимых движений, то эту группировку как наступательную охарактеризовать НЕЛЬЗЯ. Отсутствует необходимая концентрация сил на направлении главного удара (юго-западном), в то время как в глубине страны (во внутренних округах) и на "тихих" границах остается недопустимо много войск.

Это все конечно можно поправить, погрузить войска в вагоны, перебросить их в КОВО и т.д., но это уже ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ картина развертывания, а не наблюдаемая. А вот наблюдаемую картину развертывания я никак НАСТУПАТЕЛЬНЫМ развертыванием назвать не могу. Просто потому, что завершившись оно не приводит к созданию НСТУПАТЕЛЬНЫХ группировок.

И опять таки. иди развертывание точно так, как планировалось в "Соображениях", мы могли бы допустить, что принят к исполнению известный нам план. Но даже наблюдаемое развертывание уже уклоняется от стретегической идеи "Соображений", а если допустить, что Захаров прав и директива на создание ГА РГК от 25.6.41 есть лишь фиксация решения от 21.6.41 (а тому в подтверждение уход управления 20-й армии в Смоленск уже 22.6.41), то мы видим просто совершенно отличную от "Соображений" стратегическую идею, где уже нет ни сильного юго-запада, ни сильного запада, зато есть сильная вторая линия...