От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.08.2002 05:58:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

И опять цензура политическая и военная

ГОРОХОВ Б. Издательское дело в СССР. М., Издательство иностранной литературы, 1962 (изданный под грифом «Рассылается по специальному списку» перевод американской монографии: GOROKHOV BORIS I. Publishing in the USSR/ Washington, [n.d.].
Из главы VI «Цензура»:
Организационные основы нынешней советской цензуры были определены декретом от 6 июня 1922 года, согласно которому при Народном комиссариате просвещения РСФСР было учреждено Главное управление по делам литературы и издательств, именуемое обычно сокращенно Главлит. Функции Главлита менялись в соответствии с декретами от 5 октября 1925 года, 5 октября 1930 года и 6 июня 1931 года. Аналогичные органы были созданы при комиссариатах просвещения и в других союзных республиках. По всей видимости, однако, советская тайная полиция постепенно взяла в свои руки контроль над Главлитом (хотя формально он находился в ведении Наркомпроса вплоть до 1939 года, а функции Комиссариата просвещения в этом отношении превратились почти в пустую формальность. Связь между Советом Министров СССР (в те времена Советом Народных Комиссаров [СССР] и Главлитом РСФСР обеспечивалась уполномоченным Совета Народных Комиссаров [СССР] по охране военных тайн в печати, который одновременно занимал пост руководителя Главлита РСФСР.
… Структура Главлита до второй мировой войны в основном строилась на основе административной структуры правительственных органов. В каждой области имелся свой крайлит или облит, в каждом районе – райлит и в каждом городе - горлит [на деле далеко не в каждом районе и городе]. Широкая сеть уполномоченных Главлита охватывала все издательства, типографии, редакции газет, радиовещательные станции, телеграфные агентства, таможни, крупные почтовые отделения и другие учреждения (стр. 78).
… Предварительная цензура осуществлялась политическими редакторами (под руководством уполномоченных Главлита), которые вычеркивали из корректуры все относящееся к категории запрещенных материалов. Издательство не могло сдать в печать какой-либо текст без санкции уполномоченного Главлита и специального номерного штампа цензуры. (стр. 78-79).
… В распоряжении США имеются подробные официальные правила цензуры, действовавшие в 1937 году4. Если организация, издающая книги, была невелика, то в ней имелся один цензор - уполномоченный Главлита. В более крупных издательствах у главного цензора в подчинении были помощники, именовавшиеся политическими редакторами. (стр. 79).
…Общая картина деятельности цензуры накануне войны была обрисована перебежчиком А. Гаевым6. Он рассказывает, что сотрудники Главлита являлись членами тайной полиции и носили даже ее форму. Однако… среди сотрудников этой группы не было высокопоставленных чиновников (лишь в крайне редких случаях и только среди сотрудников столичной прессы встречались работники в чине лейтенанта государственной безопасности. (стр. 80-81).
В 1946 году в Москве вышла в свет книга с подробным описанием правил цензуры, которые, как в ней отмечалось, были в то время действующими. Это описание совпадает с тем, что нам известно о цензуре предвоенных лет10.
В период с 1939 по 1953 год наименование уполномоченного Совета Министров СССР было несколько изменено (были включены слова «и государственных») и выглядело уже так: Уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати.
…Коренная реорганизация была проведена, вероятно, в 1954 году или по крайней мере в период между февралем 1953 и июнем 1955 года. Должность «уполномоченного» [Совета Министров СССР] была упразднена, а органы цензуры были организованы в общегосударственном масштабе, их передали в непосредственное ведение Совета Министров СССР, т они получили наименование Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати, которое все еще продолжают называть просто Главлит СССР. (стр. 84).
…почти все советские книги, журналы и газеты имеют цензорский номер, появляющийся на стадии предварительной цензуры и означающий, что цензор дал разрешение на печатание материала… такой номер можно найти либо в выходных данных на последней странице, либо на контртитуле. Книги на иностранных языках, предназначенные на экспорт, обычно не имеют номерного знака. В газетах же этот номерной знак обычно стоит в нижнем левом углу на последней странице. Этот номер состоит из одной-двух букв, за которыми следует черточка и пятизначная цифра (например, А-04381), хотя иногда нули, предшествующие цифрам, опускаются … до начала 1940 года эти номера сопровождались дополнительными словами, указывающими, что это номер уполномоченного Главлита (например, «Уполномоченных Главлита № А-04381»). В последующий период слова были опущены, но номер сохранился в прежнем виде. (стр. 84-85).
… для каждого города используется одна или две буквы, которые ставятся впереди номера. Так, издания, просматривающиеся ленинградскими цензорами, имеют шифр, начинающийся с буквы «М». В Москве же пользуются несколькими буквами. На книгах московских издательств, которые находятся в ведении государственных организаций, занимающихся вопросами техники, сельского хозяйства т.л., а также на трудах Академии наук СССР шифр начинается с буквы «Т». Труды по искусству, музыке, театру, библиотечному делу и другим аналогичным проблемам, которыми занимаются учреждения, подчиненные Министерству культуры СССР, имеют номера, начинающиеся с русской буквы «Ш». Другие московские издательства союзного значения ставят в выходных данных букву «А», тогда как издательства не общегосударственного значения (находящиеся в ведении министерств РСФСР и Моссовета) ставят букву «Л». Издающиеся в Москве общесоюзные газеты имеют шифр с буквой «Б». Издания военных, полувоенных организаций и органов тайной полиции (в Москве и в остальных городах страны) имеют шифр с буквой «Г». Что касается цифровой части шифра, то она, по-видимому, обозначена (по крайней мере для серий с буквой «А» и «Г») цифрой 00001 в начале января и все время возрастает в обычном порядке в течение года. (стр. 85).

История советской политической цензуры: Документы и комментарии /Сост.: Горяева Т.М. М., РОССПЭН, 1997

Положение о Главном управлении по делам литературы и издательства (Главлит), 6 июня 1922
5. В целях объединения всех видов цензуры печатных произведений, учреждается Главное управление по делам литературы и издательства при Народном Комиссариате Просвещения [РСФСР] и его местные органы - при Губернских Отделах Народного образования. (стр. 35).

Тогда же появляется внутриведомственное сокращение «Облит», в более официальных случаях раскрывавшееся как «Областной отдел Главлита»: напр., «1. Во главе Главлита, согласно декрета, стоит заведующий и 2 его помощника, представители РВСР и ГПУ. 2. Во главе Областного отдела стоит заведующий, назначенный ОНО, и 2 его помощника, представители Комвойск и Политконтроля ГПУ … 6. По вопросам, носящим ведомственный характер, представители органов РВСР и ГПУ в Областном отделе Главлита могут обращаться непосредственно к представителю своего ведомства в Главлите». (стр. 258)
Постановление СНК РСФСР о реорганизации Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит), 5 октября 1930
6. Главлит является отдельным управлением в составе НКПроса РСФСР. …
7. Республиканские (автономных республик), краевые и областные органы главлита должны быть реорганизованы в соответствии с настоящим постановлением. (стр. 55-56)

Постановление СНК РСФСР об утверждении Положения о Главном управлении по делам литературы и издательств РСФСР (Главлит) и его местных органах, 6 июня 1931
8. В краях и областях, а также в промышленных центрах с развитой сетью фабрично-заводских газет и значительной издательской деятельностью, образуются при соответствующих органах народного образования местные органы Главлита, проводящие свою работу по директивам и заданиям Главлита.
9. …В районах функции местных органов Главлита осуществляются особым лицом, назначаемым райисполкомом по согласования с соответствующими органами Главлита. …
10. На всех произведениях печати, издаваемых в РСФСР должна быть разрешительная виза Главлита или его местных органов (крайлит, облит, горлит, уполномоченный Главлита). (стр. 59).

К августу 1931 в служебных документах уже употребляется исключительно «крайлиты и облиты» (стр. 288), к 1933 – «край, Обл, Нац ЛИТ'ы» (стр. 292), «райлиты» в единственном числе и по совместительству: «наши Райлиты – инспектора ОНО (это очень плохо), Культпропы (это – лучше)» (стр. 297).
Из записки Главлита в Политбюро от 9 апреля 1933: «ГЛАВЛИТ – республиканский (Р.С.Ф.С.Р) орган. В других Союзных ркспубликах цензура – беспризорная, качественно крайне неудовлетворительна (например – Белоруссия), на Украине – немногим лучше: нет людей, а некоторые области Украины и вовсе не имеют органов цензуры. … необходимо на базе ГЛАВЛИТА РСФСР создать Объединенный Главлит Союза при Совнаркоме СССР (или ЦИК) с Главлитами Союзных республик…» (стр. 297-298).
Из переписки Главлита с Леноблитом, май 1933 :«Имея в виду, что Облит в отношении ГЛАВЛИТА является органом предварительного контроля, ГЛАВЛИТ требует добиться решительного перелома в качестве работы предварительного контроля» (стр. 299).

Постановление ОРГБЮРО ЦК ВКП(б) об усилении охраны государственной тайны, 14 октября 1933
5. 1.…возложить на тов. Волина [начальник Главлита Б.М. Волин] обязанности уполномоченного СНК СССР по охране государственных тайн.
6. Группу Главлита РСФСР по охране государственных тайн выделить в самостоятельный отдел при Уполномоченном СНК СССР. В союзных Республиках создать при Нач. Главлитах отделы по охране государственных тайн, подчиненные Уполномоченному СНК СССР. …
7. Весь личный состав отделов по охране государственных и военных тайн считать состоящим на действительной военной службе.

Приложение. Справка.
… До настоящего времени мы не имеем единой организации руководства и контроля за охраной государственных тайн.
Это обстоятельство привело к тому, что в Союзных республиках (Украина, особенно в Белоруссии, Узбекистане, Туркменистане) дело охраны государственных тайн поставлено абсолютно неудовлетворительно. (В Закавказье вообще нет Объединенного Главлита в масштабе всей Закавказской Федерации. Таким образом, дело охраны государствен. тайн не централизовано).
Точно так же неудовлетворительно поставлено дело охраны государственных и военных тайн в ряде национальных республик, краев и областей РСФСР. Зам. Наркомвоеномора тов. Тухачевский в своей записке вносит предложение о создании при СНК СССР управления по охране военных тайн.
Кульпроп ЦК считает, что целесообразнее, не создавая специального управления при СНК СССР, возложить тов. Волина обязанности уполномоченного СНК СССР по охране государственных тайн и создать при нем, вместо имеющейся в настоящее время группы по охране государственных тайн, специальный отдел. (стр. 60-61).

В марте 1936 рассматривался, но не был утвержден проект постановления ЦК ВКП(б) «О работе Главлита», которым Главлит и его органы на местах выводились из системы Наркомпроса с преобразованием в Главное управление по делам цензуры при СНК СССР. Местные управления должны были перейти в ведение республиканских совнаркомов и край- и облисполкомов. Должность Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати предлагалось ликвидировать, а состоящий при нем тогда Отдел военной цензуры передать в состав Главного управления по делам цензуры при СНК СССР, назначив его начальника замом нового главка. Мотивировкой было то, что «Главлит [РСФСР] является частью Наркомпроса [РСФСР] и проводит цензуру только по РСФСР» (стр. 67). Однако фактически состоявшийся перевод Главлита на союзный уровень не был формально закреплен никаким документом.
На январь 1938 должность главного цензора страны именовалась «Уполномоченный по военной цензуре при Совнаркоме СССР и начальник Главлита [РСФСР]» (стр. 82), что формально сохраняло как бы «личную унию» двух должностей с разными функциями и уровнями подчиненности в лице одного чиновника.
В феврале 1945 еще упоминается должность «Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати и Начальника Главлита» (стр. 336).
В апреле 1946 уже как должность «Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати» (стр. 337).
В постановлении о передаче всей цензуры в состав МВД от 15 марта 1953 именовался уже «Управление Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати» (стр. 104).
В МВД (вплоть до 8 октября 1953) именовался «11 главком», в цитируемой книге везде ошибочно напечатано «II главк».
Постановлением СМ СССР от 8 октября 1953 выделен в самостоятельный главк, подчиненный Совмину СССР, с наименованием «Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати (Главлит)» (стр. 106), а местные органы - в ведении республиканских совминов и край- и облисполкомов.
В письме Главлита в ЦК КПСС от 29 декабря 1954 сообщается: «В проект нашей номенклатуры, рассматриваемой в ЦК КПСС, внесены руководящие работники Главлита СССР, начальники Главлитов союзных республик, Московского и Ленинградского обллитов. Главлит СССР просит включить в номенклатуру ЦК КПСС также всех начальников управлений автономных республик, краев и областей, входящих в состав РСФСР. Существующее положение, когда начальники управлений местных органов цензуры не входят в номенклатуру ЦК КПСС, приводит к тому, что нам бывает очень трудно закрепить способных руководителей на работе в цензуре. Так, были освобождены начальники обллитов…» (стр. 368).
Официальное название местных органов на апрель 1967: «управления по охране государственных тайн в печати при Советах Министров автономных республик и управления при исполкомах областных (краевых) Советах депутатов трудящихся» (стр. 379).
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10 августа 1963 Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР включено в состав созданного тогда Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. (стр. 141).
Постановлением СМ СССР от 18 августа 1966 Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати Комитета по печати Совета Министров СССР упразднено с образованием Главного управления по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР. (стр. 163).
В марте 1990 еще «Всесоюзное совещание начальников республиканских, краевых и областных управлений Главлита» (стр. 388), но в тексте стенограммы уже новое наименование «ГУОГТП» (стр. 394), или, чаще, ГУОТ – Главное управление по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации» (стр. 400).
В «Перечне министерств и других центральных госуправления» от 13 апреля 1991 ГУОТа уже не стало. 25 июля 1991 приказом Министерства информации и печати СССР образовывалось «Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Министерстве информации и печати СССР» «на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Агентство является правопреемником Главного управления по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации» (стр. 400).
25 октября 1991 «в целях выполнения указания Комитета пол оперативному управлению народным хозяйством СССР (Г.А. Явлинский)» от 23.10.91 и приказом Мининформпечати СССР от 24.10.91 № 60 утверждался состав и план мероприятий ликвидационной комиссии Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации. С 25 декабря все сотрудники Агентства «считаются уволенными» (стр. 404-405).

4 ФОГЕЛЕВИЧ Л.Г. Основные директивы и законодательство о печати. М., 1937.
6 GAEV A. Tsensura sovetskoi pechati [то есть книга озаглавлена и издана по-русски, но даже в секретном советском издани Горохова ее можно было упомянуть только в латинской транслитерации]. Munich, 1955.
10 ЕВТИХИЕВ И.И., ВЛАСОВ В.А. Административное право СССР. М., 1926. С. 387-388.