От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.08.2002 04:59:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Три статьи из Вестника НАТО !!!

Переосмысливая понятие "безопасность"
Роберт Холл и Карл Фоке доказывают необходимость новой всеобъемлющей транснациональной стратегии для противостояния вызовам безопасности в XXI веке.
В день, когда террористы нанесли удар в самое сердце Соединенных Штатов, в Великобритании открывалась выставка современной военной техники. Эти два события случайно совпали по времени. Однако при их совместном рассмотрении они выступают в качестве символов фундаментальных сдвигов в мире в области международной безопасности. Первая особенность этих событий заключается в том, что современные угрозы имеют совершенно иной характер и масштаб, чем прежде. Второй особенностью является то, что современные попытки противостояния им представляются все более неадекватными. Для решения проблем нового тысячелетия недостаточно оружия, предназначавшегося для отражения угроз в конце прошлого. Однако, помимо конкретных технологий, необходимо также осмысление вопросов, требующих решения в этой новой обстановке.
Новый подход имеет огромную важность, так как терроризм - это лишь один из многих нетрадиционных вызовов в области безопасности. К примерам таких вызовов относятся межэтнические и межконфессиональные конфликты, незаконный оборот наркотиков, массовая миграция, экологическая нестабильность, коррупция, отмывание денег, воинственная политическая активность и похищение информации. Для таких угроз, при которых конфликт и преступность зачастую идут рука об руку, не существует границ. Зачастую при этом отсутствуют и руководители, и крупные формирования, а поэтому не на ком концентрировать внимание и некому противодействовать. Более того, масштабы этой деятельности, как с точки зрения числа ее участников, так и направляемых туда финансовых средств, настолько велики, что подавляют национальные экономические показатели многих стран. Эти угрозы могут подрывать национальные и международные институты, а также разорять и работодателей, и трудящихся.
Одновременно с этим происходит усиление власти и влияния законных организаций, действующих вне границ и поэтому обладающих техническими возможностями для реагирования на новую обстановку. Валютные спекулянты, торговцы товарами, многонациональные корпорации и компании, представляющие доступ к Интернету, в настоящее время имеют большое влияние на нашу повседневную жизнь. Глобализация, в сочетании с революцией в информационной технологии, позволила этим частным институтам победить в этой борьбе. Управление в настоящее время идет по линии финансовых рынков, а не каких-либо четких геополитических структур. Развал также происходит по той же линии. Поэтому, вероятно, не удивительно, что традиционные государственные механизмы, основанные на идеях границ и порядка - монархия, полиция, институты власти - оказываются под yrpwroft. Более важно то, что соз-
Роберт Холл -руководитель проекта Глобального форума по правоохранительной деятельности и национальной безопасности и бывший руководитель аналитического отдела Национальной службы уголовной разведки (НСУР). Карл Фоке - главный аналитик НСУР.
дается впечатление, что они в конституционном плане не способны противостоять меняющимся по своему характеру вызовам в области безопасности. По мере того, как это бессилие становится все более очевидным, растет и разочарование старой системой. И, по мере того, как этот цикл развивается сам по себе, усиливается и его негативный эффект.
До настоящего времени средство, которое обычно прописывалось при столкновении с этими вызовами, было основано на улучшении деятельности соответствующих официальных организаций под руководством разведки, в сочетании с усилением сотрудничества и партнерства между заинтересованными секторами. Последние события придали этому подходу дополнительный импульс. Однако, несмотря на позитивные сдвиги в этих областях, им не хватает ни глубины, ни скорости для противодействия усиливающимся вызовам. Например, правоохранительные органы отстают, по меньшей мере, на десятилетия в закупке и применении передовой технологии, которая уже есть у преступников нового века. При этом полицейским, работающим под руководством разведки, судя по всему, удается задерживать не более десяти процентов незаконных наркотиков или нелегальных мигрантов, прибывающих в страну. В результате этих недостатков реальная власть в настоящее время уходит от государства и институтов, таких как "большая восьмерка" (группа семи наиболее промышленно развитых стран и России) и Организации экономического сотрудничества и развития. Создается впечатление, что масштаб этих вопросов если и не приводит эти организации к бездействию, то подавляет их.
Стратегический подход
Хотя вопросы местного значения будут, скорее всего, и в будущем лежать в основе действий политиков, а коммерческий успех всегда будет результатом способности быстро реагировать на изменения рынка, часто упускается из вида важность крупных стратегических оценок обстановки. Это должно измениться по двум главным причинам. Во-первых, всепроникающий и зловредный характер новых вызовов в области безопасности имеет, по сути дела, всеобщий характер. При транснациональных атаках появляются транснациональные жертвы. Во-вторых, многие из этих вопросов взаимосвязаны. Сейчас уже невозможно отделять терроризм от отмывания денег или организованную преступность от незаконного оборота наркотиков. Аналогичным образом невозможно "вести войну" против одного и исключать при этом другое.
Миграция дает еще один пример такой взаимосвязи между разными вопросами. Беженцы и те, кто стремится получить убежище, не только создают проблемы в обеспечении внутренней безопасности, но могут быть причиной возникновения ксенофобии и конфликтов, так как создается впечатление, что под угрозой оказываются традиционно существующие возможности получения работы. В то же время массовое перемещение людей может принести с собой опасность инфекционных заболеваний людей и скота. Климатические изменения, ведущие к экологической нестабильности, также усиливают миграцию. Повышение уровня моря на один метр (за
8 Всонкк I IATO
В БОРЬБЕ С НОВЫМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАС1IOCT11
последнее столетие этот уровень повысился примерно на одну треть метра) вызовет перемещение 300 млн. людей во всем мире и затопление соленой водой половины сельскохозяйственных угодий таких стран, как Бангладеш. Парадоксально, но многие страны тратят во много раз больше средств на создание физических барьеров на пути эмиграции, чем на создание фондов для содействия ликвидации причин миграции или вообще противодействия экологическому загрязнению. И, тем не менее, наши ответные меры по-прежнему имеют реактивный характер и отстают от развития событий. Они не имеют превентивного, опережающего характера, и будут оставаться таковыми, если мы по-прежнему будем исходить из традиционных представлений, придерживаться практики создания барьеров и принятия разовых решений.
Стратегическое мышление, необходимое для успешного противодействия этим взаимосвязанным вызовам в области безопасности, должно также исходить из взаимосвязей и иметь плюралистический характер. Такая работа должна начинаться с усиления сотрудничества между правоохранительными органами и ведомствами, обеспечивающими национальную безопасность. Для нее также требуется полномасштабное сотрудничество с целым рядом других государственных ведомств, в том числе и военных, а также взаимодействие с деловыми кругами. Атаки в США усиливают необходимость применения интегрированного подхода с учетом дипломатических, военных и экономических аспектов. Подобный глобальный подход отражает характер и сложность проблемы, характерные для других проблем обеспечения международной безопасности. Хотя сотрудничество между различными организациями принесет плоды в конкретных условиях, теперь этого уже недостаточно ввиду огромных масштабов различных ведомств и институтов, существующей там бюрократии, их традиций и существования заинтересованных групп.


Лица террористов: теперь уже невозможно отделять терроризм от отмывания денег или организованную преступность от наркобизнеса
При создании эффективной стратегической основы для действий необходимо решить вопрос создания глобального органа управления. Во многих кругах эта тема непопулярна. Однако, судя по всему, чем дольше политики будут отказываться заниматься этим вопросом, тем больше они будут утрачивать власть, тем больше будет расти нестабильность и тем более болезненным будет последующий переходный период. Хотя существует вполне естественная подозрительность в отношении любого наднационального органа, особенно невыборного, трудно не прийти к выводу о том, что в конце концов для реализации глобальной стратегии необходима какая-то форма глобального надзора. Это не то же самое, что глобальное правительство. В практическом плане речь идет о предоставлении ресурсов, структур и, прежде всего, власти глобальному институту для эффективного решения этой проблемы.
Независимо от того, каким будет высший уровень предоставленной власти или в какой степени будет достигнута договоренность о сотрудничестве, для достижения положительных результатов при любом стратегическом подходе требуется нисходящий подход, предполагающий большую степень поддержки и подчинения со стороны тех, кто находится на нижних уровнях, во имя общего дела. Для этого требуется большое предвидение и единый план, направленный на достижение обшей цели с учетом ограниченных ресурсов. При непосредственном выполнении такого плана могут учитываться особенности конкретных обстоятельств и институтов, но только в рамках общего направления деятельности. Этот план должен опираться на власть и людей, осуществляющих за ним надзор и обладающих возможностями принимать жесткие меры.
Нисходящий подход не означает, что мнение, высказываемое на нижних уровнях не учитывается. Напротив, информация, поступающая от самого широкого круга людей имеег огромное значение для насыщения плана реальным содержанием. Однако ге, кто находится на нижних уровнях, не могут видеть общую картину событий в связи с условиями, в которых осуществляется их
деятельность, и могут не знать о более влиятельных факторах, воздействующих на ситуацию. Стратегия должна быгь руководством при происходящих событиях и, что еще более важно, при событиях, которые могут произойти. Более того, в результате ограничений ресурсов часть такого руководства должна предусматривать четкое указание приоритетов, которые все должны соблюдать. К сожалению, следует отметить, что зачастую положения стратегических планов представляют собой простое изложение широких намерений с экстраполяцией текущих тенденций и повышением плановых показателей на 10, 20 или 30% на ближайшие пять, десять или пятнадцать лет. Эти плановые показатели затем
воспроизводятся людь-
ми на более низких уровнях без реального понимания видов на будущее.
Одной из труднейших проблем при осуществлении эффективной стратегии является сдвиг центра тяжести с краткосрочных кризисов и ежегодных критериев эффективности деятельности на вопросы долгосрочного осмысления вопросов на более высоком уровне и в более обобщенной перспективе. Может быть, при этом нужно будет согласигься с недочетами в краткосрочной перспективе для получения долгосрочных выгод. Хотя акционеры с трудом принимают такое предложение, правительства могут вполне его осуществить даже с учетом мандата, выдаваемого им на пять лет. Как при хорошей езде - главное следить за дорогой, а не смотреть на педали. Здесь также важно мудрое предвидение, но при этом
Зима 2001/2002 п.
Вестник НАТО 9
В ЬОРЬЬЕ С НОВЫМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
необходима и способность быстро маневрировать при непредвиденных ситуациях. Предвидение в политике основано на стратегическом понимании проблемы и планировании, а для этого требуются стратегическая высококачественная разведывательная информация.
Разведывательные структуры
Успех также зависит от наличия необходимых разведывательных структур. До настоящего времени существовала тенденция увековечивать органы разведки, которые создавались и развивались для борьбы с традиционными противниками. Поэтому прочно в силе остаются официальные границы между давно созданными империями. У таможни, полиции, самих разведывательных служб, важнейших государственных ведомств и военных - у всех них имеются свои собственные разведывательные или аналитические подразделения. При необходимости передать другим определенные виды информации все они в большой степени должны руководствоваться договоренностями на уровне служб или двусторонними соглашениями, а также решениями многочисленных совещаний и комитетов, задача которых демонстрировать достигнутый уровень координации и консенсуса. Большей частью эта система функционирует, однако она не дает необходимого ответа на вопросы, возникающие в современной обстановке в области обеспечения безопасности.
Решение этой проблемы возможно посредством выхода за пределы координации и формирования консенсуса и введения в процесс принятия решений контролирующего центрального органа. Другими словами, может потребоваться придание исполнительной власти совместному органу, который будет получать коллективные разведывательные данные, определять коллективные ответные меры и затем направлять работу различных ведомств для реализации конкретных и скоординированных действий. Порядок действий подчиненных ведомств будет определяться на индивидуальной основе в рамках согласованного стратегического подхода. Для содействия в развитии этого процесса уже предлагались различные модели, однако для всеобщего признания и создания необходимых условий для их осуществления им не хватало широкой поддержки и опоры на требования рынка.
Идея централизма отвергается организациями с традиционной структурой управления, тщательно оберегающими свою независимость. Боязнь централизма уже не позволила принять предложение бывшей администрации США о слиянии Федерального бюро расследований, Администрации по борьбе с наркотиками и Бюро по вопросам алкогольных напитков, табака и стрелкового оружия в один орган для решения серьезных вопросов современной уголовной преступности. Идея, выдвинутая в 1999 г. Францией и Германией о создании разведывательного органа ЕС была также быстро отвергнута другими странами. В то же время широко признано, что и Европол, и Интерпол вносят большой и ценный вклад в борьбу с преступностью, поэтому в последнее время предпринимаются усилия по укреплению Европола в целях борьбы с терроризмом. Однако в настоящее время работе Европола мешают ограничения масштабов и ценности информации, предоставляемой странами, широкие правовые параметры и ограниченные ресурсы. Несмотря на все попытки, предпринимаемые во многих областях, прогресс в области централизации сбора информации и проведения операций либо идет медленно, либо отсутствует вообще.
Разведывательные данные по сравнению с доказательствами
По мере увеличения разнообразия и всеобщности характера угроз, требующих противодействия всех ве-
домств, в самые трудные моменты будет возникать главная дилемма противопоставления разведывательных данных и доказательств. Определенные типы угроз, как представляется, основываются на использовании антипатии, существующей между правоохранительными органами и службами национальной безопасности. В то время как первые занимаются сбором доказательств и их хранением, вторые занимаются сбором разведывательных данных и их анализом. В результате этого правоохранительные органы, как правило, имеют более открытый характер и в большей степени следят за соблюдением гражданских свобод по сравнению со своими коллегами из служб национальной безопасности.
Все эти тонкости и расхождения в области юрисдикции мешают реагировать на определенные виды атак, особенно тогда, когда преступник неизвестен. Для полицейского преступник, виновный в распространении компьютерного вируса должен быть задержан, а полученные при этом данные служат доказательствами, которые необходимо использовать в суде. Однако для специалиста по борьбе с терроризмом главное - остановить нападение или смягчить его последствия, а арест для него уже нечто второстепенное. К сожалению, например, в кибернетическом мире суть дела можно выяснить только после начала расследования, однако скорость принятия ответных мер имеет важнейшее значение в предотвращении катастрофы. Эти две первостепенные задачи, которые иногда исключают друг друга, можно решить только двумя способами. Первое - создать организацию, имеющую полномочия правоохранительного органа, но при этом обладающую потенциалом как в области правоохранной деятельности, так и в области обеспечения национальной безопасности. Другой способ предполагает четкий пересмотр сферы полномочий, позволяющий устранить функциональные барьеры.
Сбои в работе разведывательных органов, позволившие осуществить террористические атаки на США, несомненно, приведут к значительной "перетряске" правоохранительных органов и ведомств, ответственных за обеспечение национальной безопасности США. При ежегодном бюджете на нужды разведки в размере 30 млрд. долл. США и экономической стоимости провала, произошедшего 11 сентября, во много раз превышающего эту сумму, стимул для улучшения работы в будущем огромен. Необходимость улучшения процесса получения разведывательных данных из людских источников, несомненно, будет важнейшим элементом при любом анализе. Однако, при этом существует огромный объем данных, которые можно получить из открытой литературы и из источников в частном секторе. Журналисты и деловые люди работают во многих областях, где существуют проблемы, и обладают огромной фоновой информацией, которой они могут делиться, так как занимаются вопросами безопасности на повседневной основе. При решении глобальной проблемы распределение времени и задач в области разведки так же существенно, как и в других законных видах деятельности.
Частный сектор
Не вызывает сомнения, что правительство, борясь с растущими угрозами в области безопасности, понимает, что важнейшей составной частью такой деятельности является привлечение к решению этой проблемы частного сектора. На самом простом уровне это можно показать на примере портов, где транспортные компании подвергаются штрафам, если ими соответствующим образом не контролируется несанкционированное передвижение персонала. Другим примером являются шаги по побуждению компаний, предоставляющих доступ к Интернету, заниматься сбором статистических и архивных данных для содействия в получении доказательств.
10 Бес-шик НАТО
Зима 2001/2002 и.
Такие шаги по пути к партнерству вполне понятны, но до сих пор акцент делался в основном на ожидания правительства, что деловые круги будут рассматривать такое партнерство как часть корпоративного управления. Однако, как представляется, до настоящего времени отсутствует глубокое понимание потребностей деловых кругов. Правда, это положение начинает меняться в связи с быстрым развитием электронной коммерции, необходимостью обеспечения информационной безопасности, а также, после 11 сентября, пониманием того, что подобные сбои тяжело сказываются на многих экономических системах.
Крупные компании могут предложить очень многое в этой области, так как они работают за пределами государственных границ, относительно хорошо умеют защищать интеллектуальную собственность и обычно пользуются новейшими технологиями. У них также имеются ресурсы. Однако необходимо, чтобы они стали надлежащей частью двустороннего потока информации и процесса стратегического планирования. Автоматически выдвигаемые требования предоставлять информацию, причем и такую, которая имеет значение для коммерческой деятельности, не будут способствовать их участию в этом деле. Недоверие, проявляемое ими при обмене информации с правоохранительным сообществом, которое свято верит в свое право преследовать преступников при любых условиях, опять не позволит открыть двери там, где это так важно.
При встречах между представителями большого бизнеса и правительства для обсуждения вопросов национальной безопасности и правопорядка, может возникать неправильное понимание намерений сторон, особенно у групп активистов. Поэтому очень важно тщательно разъяснять цель этих отношений и наглядно показывать значимость результатов обмена стратегической информацией для местной общественности. В конечном счете, действия против выращивания наркотиков в Колумбии или борьба с теми, кто занимается контрабандой людей в Албании, могут дать значительно больший эффект, чем появление большего числа полицейских на улицах провинциальных городов. И, несомненно, в доказательстве этого главная роль принадлежит прежде всего политикам.
Для противодействия растущему числу вызовов в области безопасности в новом тысячелетии недостаточно по-прежнему придерживаться старой политики и практики. Проблемы стали слишком сложными в политическом плане, слишком взаимосвязанными в тематическом отношении и вызывают слишком большие издержки в экономике. Мало благих намерений развивать тесное сотрудничество и обмен информацией (особенно в связи с огромной трагедией), да и невозможно их осуществлять в течение долгого времени. Необходима неограниченная, всеобъемлющая, транснациональная стратегия, позволяющая концентрировать внимание всех не только на ближайших задачах, но и, прежде всего, на будущих. Прогнозирование будущего всегда будет связано со ошибками, однако это не причина игнорировать отчетливые тенденции и события в быстро меняющемся мире. Тем более недопустимо пытаться следовать отдельным направлениям политики, надеясь, что события сами по себе закончатся.
То, что для активизации действий всего мира в решении этой проблемы должны были произойти события 11 сентября, является трагедией вдвойне. Тем более, что проблема эта не новая, она симптоматична для опасностей, исходящих от современных негосударственных структур и неспособности государств надлежащим образом защитить себя. Необходимость сдвига центра тяжести от танков и шумихи в сторону наблюдения и тайных методов будет иметь значительные последствия, причем не только для сектора традиционных вооружений. Международная безопасность вступила в новую эру. •
Глобальный форум по правоохранительной деятельности и национальной безопасности

Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон выступил с основным докладом на учредительном заседании ежегодного Форума по правоохранительной деятельности и национальной безопасности, которое состоялось в Эдинбурге (Шотландия) в июне 2001 г. В своем выступлении, передаваемом в видеозаписи, лорд Робертсон отметил происходящее стирание граней между деятельностью тех, кто обеспечивает военную безопасность, и работой полицейских. Он призвал всех, кто работает в этих двух сферах, использовать новые подходы к решению проблем современного общества и подчеркнул необходимость увеличения государственных расходов на оплату их труда.
При создании Глобального форума по правоохранительной деятельности и национальной безопасности были поставлены следующие три задачи: проводить обсуждение и анализ главных вопросов, которые будут влиять на безопасность в ближайшие два десятилетия; содействовать связям между правоохранительными ведомствами и агентствами национальной безопасности всего мира для достижения общих целей в борьбе с угрозами, приобретающими все более транснациональный характер; создавать возможности для обмена идеями между государственным и частным секторами и предложений совместных решений при противостоянии вызовам в области безопасности.
На учредительном заседании Глобального форума были приняты четыре важнейшие рекомендации: необходимо повышать степень осознания современных угроз; требуется усилить значимость стратегического подхода; необходимо инвестировать в глобальные институты; важно развивать сотрудничество, в частности, между государственным и частным секторами. Второе заседание Глобального форума по теме "Управление в области обеспечения безопасности для противостояния новым вызовам ~ создание партнерских отношений, поиск решений" состоится в июне 2002 г. в Лондоне.
Дополнительную информацию можно олучить на сайте но адресу: www.lensfon.im.com
11
Бороться с терроризмом
Фрэнк Дж. Киллуффо и Даниэль Ранкин призывают к принятию гибкой, всеобъемлющей и скоординированной стратегии в борьбе с терроризмом.

Тревога - сибирская язва. События 11 сентября и последующие атаки с применением штаммов сибирской язвы показали необходимость уделять больше внимания угрозе терроризма __ __ _________________________
События, произошедшие 11 сентября, преобразили Америку, настроения американцев и весь мир, в котором мы живем. США не могут больше полагаться на защиту двух океанов, которые исторически служили щитом для их страны и народа. Террористические атаки заставили понять всех, что после окончания "холодной войны" характер угроз стал более сложным и широкомасштабным. Вместо противостояния одной, преимущественно военной угрозе, способной привести к уничтожению целого государства (или даже всего мира), мы сталкиваемся с несметным числом угроз, которые меньше по своей величине и труднее поддаются определению и противодействию. Так как по своему характеру эти новые угрозы динамичны, размыты и подвижны, усилия по борьбе с ними должны быть гибкими, всеобъемлющими и скоординированными.
Франк Дж. Киллуффо до недавнего времени был председателем двух комитетов - по внутренней обороне и контртерроризму - в Центре стратегических и международных исследований (ЦСМИ). За время после написания этой статьи он стал специальным помощникам президента Буша по вопросам внутренней безопасности. Даниэлъ Ранкин - специалист по вопросам обороны и национальной безопасности ЦСМИ.
12 Вестник НАТО
Терроризм не является порождением одной страны, одной религии или даже одной группы людей, он возникает в сетях, которые охватывают весь мир с востока на запад и с севера на юг независимо от государственных границ. Это транснациональная угроза, для борьбы с которой требуются транснациональные меры. Хотя атаки на Пентагон и Всемирный торговый центр были совершены на территории США, их отзвуки продолжают слышаться по всему миру. Как же бороться с этим? Как надо действовать Соединенным Штатам, чтобы защитить себя, свои интересы и своих союзников? Каковы должны быть наши цели в ближайшей перспективе? Каковыми должны быть они в более далекой перспективе?
Противодействие должно быть глобальным. Организация, сотрудничество и координация - вот ключевые факторы решения этой проблемы. На начальном этапе необходимо рассмотреть пути определения наших ответных мер, а затем сосредоточить усилия на объединении ресурсов всего мира для последовательного глобального противодействия. Более того, для обеспечения эффективности наших усилий многие из них должны проводиться с участием других государств и организаций. Взаимодействие с этими государствами имеет важнейшее значение для антитеррористической и контртеррористической деятельности, при которой сотрудничество и взаимопонимание являются главными факторами ус-
пеха. Самым важное, что такое сотрудничество дает свои плоды. Например, власти Иордании во время празднования нового тысячелетия помогли сохранить жизнь огромному числу американцев, предотвратив запланированные нападения на американцев и других туристов на Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что главное внимание в настоящее время уделяется негосударственным структурам, важно не упускать из вида также государственные структуры и организации и группы людей, пользующиеся поддержкой государства. Это необходимо потому, что они все еще представляют собой угрозу, могут делиться информацией, технологиями и ресурсами с негосударственными структурами. Более того, в последнем докладе по вопросам биологического оружия Национального совета по разведке отмечалось, что по имеющейся информации более десяти государств обладают или активно стремятся к обладанию наступательным биологическим потенциалом. Наверное, неудивительно, что в этом списке указано большинство так называемых "государств-изгоев".
Довольно трудно обобщать вопросы намерений, разработки или возможного применения или доставки оружия массового поражения (ОМП) государствами, так как в разных государствах они решаются по-разному. Хотя и верно, что государства по сравнению с негосударственными структурами имеют больше ресурсов для разработки такого оружия, использование ими этого оружия в определенной степени сдерживается возможностью возмездия и ответного удара. Это, как правило, неприменимо к негосударственным структурам.
Терроризм традиционно используется в качестве политической тактики теми, кто хочет запугиванием занять свое место за столом переговоров. Это недорогой, но эффективный способ, позволявший малым государствам, субгосударственным группам и даже отдельным лицам обходить традиционные способы воздействия с использованием государственной мощи. Однако некоторые из современных организаций, мотивирующих свою деятельность радикальными, религиозными или националистическими убеждениями, уже не стремятся к получению места за столом, а предпочитают взорвать его и затем создать нечто вместо него. Хорошим примером этого служат Осама бен Ладен и его организация "Аль-Каида". По сути дела, бен Ладен - руководитель и финансовый директор радикальной террористической организации, не имеющей жесткой структуры. Эти террористы делятся друг с другом ресурсами, средствами и специальными знания-ми, могут объединяться для проведения операции, а затем распадаться. "Аль-Каида" - это просто самая заметная голова гидры.
С годами террористы достигли большого совершенства в применении обычных средств поражения, таких как взрывчатые вещества и стрелковое оружие, которые они используют с максимальными результатами. Эти средства были и будут оставаться их предпочтительным оружием. Оно дешевое, легко доступное и простое в обращении, не требует большого научного потенциала для производства или применения, не привлекает к себе внимания, и от него очень трудно защищаться. Более того, террористы становятся все более изощренными в своих методах применения такого оружия, а сами эти методы стали еще более смертоносными.
Террористы также проявляют повышенный интерес к овладению оружием массового поражения и его применению. Более того, бен Ладен во всеуслышание заявил, что приобретение этого оружия рассматривается им как религиозный долг. Применение химического оружия может иметь катастрофические результаты, однако оно имеет свои ограничения. Химическое отравляющее ве-
щество обладает немедленным поражающим действием, однако, при быстром применении антидотов жертвы нападения поддаются лечению. Применение радиологического или ядерного оружия террористами менее вероятно. Процесс научных исследований, разработок и принятия на вооружение этого оружия негосударственными структурами крайне сложен. Требуемые для этого объекты инфраструктуры трудно скрывать или перемещать, особенно для негосударственных структур - существуют многочисленные способы выявления разработки такого оружия с применением существующих методов и технологий. Опасность заключается в том, что террористы могут получить такие материалы или оружие от сочувствующего им государства, могут похитить их на плохо охраняемом объекте или даже купить у обиженного или низко оплачиваемого караульного или ученого.
Наибольшее беспокойство вызывает биологическое оружие. Существует большое различие между биологической и другими угрозами, потому что после биологической атаки требуется некоторое время для определения того когда, где и как применялось биологическое оружие. Дополнительная сложность, связанная с биологической угрозой, заключается в том, что многие возбудители болезней обладают повышенной инфек-ционностью, например, возбудители оспы или чумы, что экспоненциально усиливает начальный эффект при распространении такой болезни среди населения. Эти "молчаливые убийцы" незаметны, они ничем не проявляют себя до появления симптомов, а их симптомы обычно появляются спустя длительное время после заражения. Такая неопределенность, в отличие от взрыва бомбы, имеющего заметный, но ограниченный эффект, может вызывать значительную панику и паранойю в дополнение к человеческим жертвам. Проблема подобных возбудителей болезней наглядно показывает важность создания системы, которая не только обеспечивала бы различные варианты противодействия одной угрозе, но также давала бы средства для борьбы с различными возможными угрозами. Так как угрозы имеют многоплановый характер, то и оборона должна быть такой же.
Сценарий кошмара - применение террористической организацией комбинированных атак или совместные действия государства и негосударственной структуры. В таком случае возможно применение токсина в торговом центре в сочетании со взрывом на электростанции, в результате чего целый район отключается от энергоснабжения, и при этом проводится компьютерный взлом системы телефонной связи, чтобы парализовать связь. Возможность сочетания высокотехнологичных и низкотехнологичных методов весьма опасна, при этом палец бен Ладена может быть на спусковом крючке автомата Калашникова, а палец его племянника - на кнопке компьютерной мыши. Этот простой, но ужасающий пример показывает необходимость применения интегрированного, всеобъемлющего подхода, а не попыток простой изоляции одной угрозы и противодействия ей.
События 11 сентября и последующие атаки с применением штаммов сибирской язвы показали, что, в дополнение к проявлению бдительности на традиционных фронтах, необходимо уделять больше внимания борьбе с террористической угрозой и выделять на эти цели больше средств. До 11 сентября отсутствовало единство во мнениях относительно того, что представляет собой первостепенную угрозу Соединенным Штатам. Некоторые думали, что это террористические атаки на военные объекты США за границей. Другие считали, что это расцвет Китая. Были мнения о том, что это угроза нападения Северной Кореи на Южную Корею, а также пуск "государством-изгоем" ракеты для удара по США. Даже теперь, когда все согласны, что
13
В БОРЬБЕ С НОВЫМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
главная угроза - это терроризм, по-прежнему имеются расхождения во мнениях относительно формы, которую он может принимать. Население преимущественно озабочено биологическими атаками, особенно с использованием штаммов сибирской язвы. В результате этой озабоченности и того, что служащие Конгресса США оказались жертвами таких атак, Конгресс сосредоточил свое внимание на биологических поражающих средствах. Пентагон, напротив, преимущественно беспокоится о защите своего личного состава заграницей и возможном нападении с применением межконтинентальных баллистических ракет. Несмотря на такие различия в восприятии событий, важно не сосредотачивать свое внимание лишь на одном аспекте проблемы за счет потенциала в других аспектах, и, соответственно, не вызывать на себя атаки в тех областях, в которых мы меньше всего к ним готовы.
При продвижении вперед важно найти ответы на целый ряд трудных вопросов. Достаточно ли наших существующих структур, направлений политики и институтов? Что уже сделано правильно и что требует улучшения? Настало время для трезвой оценки и критического анализа текущих подходов, когда будут рассмотрены и определены методы, дающие результаты и те, что утратили свою эффективность, а также вопросы, которым не уделялось достаточного внимания. Только тогда можно будет перейти к следующему шагу в создании эффективной стратегии контртерроризма.
Терроризм с применением ОМП <- тт является параллельно направленным D то время как оен Ладен
явлением, в то время как органы государственной власти организованы вертикально. Ясно, что органам власти необходимо провести адаптацию, чтобы быть в состоянии справляться с бесчисленными многоплановыми вопросами, которые ставит терроризм с применением ОМП, и направлять их решение. Здесь не обойтись "заделыванием дыр". Эффективная организация - это понятие, которое является не только ------- стержнем всеобъемлющей национальной стратегии контртерроризма, но и пронизывает ее насквозь - от самого начала (имеются в виду превентивные меры до атаки, меры упреждения и подготовки) до конца (имеется в виду антикризисное регулирование и ликвидация последствий после атаки, а также противодействие). В настоящее время искусственно различают понятия антикризисного регулирования и ликвидации последствий. На практике такое различие оказалось неэффективным. Антикризисное регулирование (немедленные ответные меры и задержание преступников) и ликвидация последствий (лечение массовых заболеваний и восстановление важнейших служб) происходит одновременно, и так их надо и рассматривать.
Нашу концепцию планирования национальной безопасности необходимо расширить и включить в нее аспекты контрмер против терроризма с применением ОМП и защиты важнейших объектов инфраструктуры, таких как объекты связи, системы снабжения электроэнергией, нефтегазовой промышленности, банковских и финансовых структур, транспорта, водоснабжения, государственных служб и служб оказания срочной помощи. Необходимо признать, что эта стратегическая задача уже перестала быть прерогативой лишь одного федерального ведомства, что обеспечение национальной безопасности теперь не может быть исключительной ответственностью тех ведомств, которым она традиционно была поручена. Необходимо ввести сюда новых "игроков", в том числе службы здравоохранения и гуманитарной помощи, государственные и местные органы власти, а также чает-
держит палец на спусковом крючке автомата Калашникова, палец его племянника может быть на кнопке компьютерной мыши
ный сектор. Необходимо объединить и использовать все имеющиеся средства. В настоящее время, однако, многие ведомства действуют независимо друг от друга. Это создает частичное совпадение обязанностей и неразбериху в сфере их полномочий, дублирование ресурсов, несовместимость систем и разбазаривание финансовых средств, кроме того в результате этого беспричинно повышается общий риск. Многие государственные и местные органы власти, а также федеральные ведомства добились прогресса в подготовке к противодействию террористическим атакам. Однако и им не хватает слаженности в действиях. Нам необходимо опираться на эти уже имеющиеся примеры образцовой работы и использовать их при разработке последовательной и всеобъемлющей национальной стратегии. Показательным в этом отношении является обращение, с которым выступил президент Джордж Буш еще до событий 11 сентября в адрес вице-президента Дика Чейни с предложением разработать общенациональный план и создать Управление национальной готовности. Более того, это получило дальнейшее развитие с созданием Управления внутренней безопасности США под руководством бывшего губернатора шт. Пенсильвания Тома Риджа.
В этой работе необходимо использовать все силы и средства. Представители санитарных, медицинских и гуманитарных служб особенно критически выступают по вопросам готовности к действиям при биотерроризме и _______ противодействия ему. Проявление симп-томов после применения биологических поражающих средств наступает через несколько дней, а иногда и недель после заражения. В этом случае первым, кто скорее всего столкнется с такими симптомами, кто окажется на самом острие этого оружия, будет врач-терапевт, санитарный врач, ветеринар, инспектор сельскохозяйственного ведомства, патолог или даже, может быть, энтомолог. И здесь необходимость в эффективной организации вступает в заметное противоречие с существующим положением -------- дел. Несмотря на это, меры, принятые при атаках с использованием штаммов сибирской язвы, заслуживают восхищения. Они ярко продемонстрировали необходимость привлечения новых участников к решению этой проблемы и позволили своевременно извлечь уроки о том, как повысить степень противодействия.
Очевидно, наиболее важным средством контртерроризма является разведка. Точная и своевременная информация в сочетании с надлежащим анализом является залогом успеха кампании против терроризма. Любой аспект кампании, начиная с дипломатических, военных, финансовых и политических операций и вплоть до предупреждений о будущих атаках, в основном, опирается на наши разведданные. Говоря более конкретно, масштабность, глубина и неопределенность террористической угрозы требует значительных инвестиций, координации и перенастройки разведывательного процесса во всех его аспектах для участия в фазах до атаки (предупреждение), в ходе атаки (упреждение) и после атаки (поиск виновных). Для определения признаков возможной атаки и получения предупреждения о ней важнейшее значение имеет межведомственный подход к сбору разведывательных данных, при этом необходимо понимание культурных особенностей и мышления членов террористических организаций, а также выявление важнейших слабых мест, которые можно затем использовать и оказывать воздействие для предотвращения, упреждения и нарушения террористической деятельности. До настоящего времени большая часть оперативных разведывательных данных контртерро-
14 Вестник НАТО
Зима 200]/2002 п.
В БОРЬБЕ С НОВЫМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
ристического характера представлялась лицам, ответственным за принятие решений, электронной разведкой. Хотя мощный технический разведывательный потенциал важен, тем более важным является повышение нашего потенциала в области сбора разведцанных людьми. США необходимо усилить партнерские отношения в этой сфере с иностранными службами разведки.
Хотя прямые переговоры с экстремистами, такими как бен Ладен, невозможны, дипломатия все же играет важную роль в борьбе с терроризмом. Сдвиг от политического терроризма к терроризму, основанному на идеологии, означает, что значительно большее число стран становится прямой мишенью при эскалации террористических актов. В результате у многих стран появился особый интерес к изучению вопросов терроризма. Более того, многие уже обладают большими знаниями и опытом по этому вопросу, которые необходимо использовать США. Совместное преследование общих интересов является отличительной чертой хорошей дипломатии и зачастую ведет к дальнейшему сотрудничеству по другим вопросам.
Всеобъемлющая контртеррористическая стратегия должна включать в себя весь спектр деятельности, от предупреждения и сдерживания, возмездия и преследования до готовности к ответным действиям на внутреннем уровне. Однако зачастую эти элементы стратегии рассматриваются изолированно. Такая стратегия должна включать в себя объединение внутренних ресурсов и взаимодействие с международными союзниками, их силами и средствами. Кроме того, требуется контроль и проверка (сопоставление на основе эталонов) эффективности многочисленных программ, на основе которых осуществляется эта стратегия с тем, чтобы разработать общие нормы, практику и процедуры.
Завершенная стратегия борьбы против терроризма с использованием ОМП предполагает как предотвращение нападения (включая сдерживание, нераспространение, борьбу с распространением и упреждение), так и подготовку сил и средств на уровне федерального государства, штата, местных органов власти, частного сектора и неправительственных организаций к ликвидации последствий такого нападения. Короче говоря, наши контртеррористические силы, средства и организации должны укрепляться, оптимизироваться и затем взаимно усиливать друг друга с тем, чтобы эффективная превентивная деятельность повышала уровень готовности к действиям на внутреннем уровне и наоборот.
При проведении подобных анализа, оценки и разработки национальной стратегии необходимо рассматривать все возможности. Мы не можем защитить себя от всего, везде, постоянно, от любого противника и от любой формы нападения. Нам необходимо определить приоритетность задач с пониманием того, что при этом будут оставаться области уязвимости. Нам необходимо принять факт существования таких областей, сводить их к минимуму и не допускать, чтобы они мешали нашей работе. При этом станет ясно, что такого рода вклад в это дело дает благоприятные вторичные и третичные результаты. Большая часть перемен, проводимых в наших структурах для улучшения организации, сотрудничества и координации будет иметь общее положительное влияние, выходящее за рамки предотвращения нападения с применением ОМП. Усиление способности бороться с чрезвычайными и, особенно, катастрофическими ситуациями дает нам средства и потенциал, которые будут также важны при ликвидации последствий "обычных" ситуаций, таких как стихийные бедствия. Превентивные меры, направленные на противодействие кошмарным сценариям, также имеют практические, повседневные функции и выгоды.
В федеральных органах власти необходимо создавать надежные каналы для внутри- и межведомственной координации и сотрудничества в контртеррористических целях. У многих ведомств недостаточно опыта совместной работы (например, у разведывательного сообщества и министерства обороны, министерства юстиции, медицинских и гуманитарных служб, министерства сельского хозяйства и министерства энергетики, а также Федерального агентства по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и Национального института здравоохранения). Нам, безусловно, необходимо обеспечить более высокий уровень партнерства между Федеральным агентством по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и медицинскими и гуманитарными службами. Такое партнерство способно резко оживить сектор здравоохранения и медицинской помощи в борьбе с биотерроризмом. Более того, необходимо уделить особое внимание частному сектору, специальные знания которого в коммерческом, фармацевтическом и биотехнологическом секторах еще предстоит ненастоящему взять на вооружение.
США необходимо создать интегрированный потенциал наращивания средств всей системы здравоохранения. Нам необходимо сначала определить все существующие силы и средства, а также пути их мобилизации. Затем потребуется разработать стратегию с тем, чтобы резко усилить деятельность по предоставлению медицинской помощи на региональном и национальном уровнях. В дополнение к этому, нам необходимо обратиться к медикам на международном уровне для координации усилий, создания потенциала глобального эпидемиологического наблюдения и мониторинга, обладающего средствами немедленного реагирования на кризис. Глобальный мониторинг инфекционных заболеваний помогает накапливать специальные знания и проводить научные исследования, он также может обеспечивать раннее оповещение о биотеррористическом акте. Это еще один пример того, как усиление средств для достижения ближайших целей упрочения международной и национальной безопасности приносит затем вторичные и третичные выгоды.
Проблема биологических поражающих средств также ясно показывает, почему политическая прозорливость имеет такое большое значение. Многие биологические и химические средства поражения могут разрабатываться в тайне, что создает большие трудности при выявлении подобных программ и/или случаев приобретения биологических или химических поражающих средств, как это показывает пример Ирака. К тому же, учитывая, что большая часть биотехнологических исследований и разработок имеет характер двойного применения, имеется возможность завуалировать усилия по приобретению наступательных биологических поражающих средств причинами проведения законных научных исследований. Существует также значительная опасность хищения в России или предоставления террористам различными странами информации, технологии или материалов.
Эта задача огромна и требует усилий по многим направлениям: в правоохранительной, военной, разведывательной, финансовой, дипломатической деятельности, в области внутренней обороны и здравоохранения. Такие усилия требуют большого искусства управления государством, они должны объединять максимально широкую международную коалицию и мобилизовать все имеющие ресурсы для противостояния этому вызову. Мы не можем отступать в связи с его масштабами. Мы можем и должны преодолеть его.
^ . Аналитические материалы ЦСМИ по вопросам w террористической угрозы и противодействия ей, в том числе подробное описание учения, моделирующего последствия биотеррористического нападения на США. имеются на Интернете по адресу: www.csis.org
Зима 200 1/2002 i
Вестник НАТО 15
Противостоять угрозе из виртуального пространства
Тимоти Шимилл, Фил Уильяме и Кейси Данлеви доказывают, что в военное планирование необходимо ввести элемент виртуального мира, чтобы ограничить
физический ущерб в мире реальном.
И ля многих термин "кибернетическая война" вызывает образы разрушительных зловредных программ, вызывающих паралич компьютерных сис-бои в системах оружия, подрыв хваленого технологического превосходства и достижение победы без кровопролития. Эта картина, в которой кибернетическое противоборство изолировано от более широкого конфликта и ведется в сфере, совершенно отличающейся от традиционных военных действий, выступая в качестве бескровной альтернативы опасностям и издержкам современных приемов ведения войны, имеет свою привлекательность, но она не реалистична. Такой сценарий нельзя исключить полностью, однако он мало вероятен. Кибернетическое противоборство почти неизбежно будет иметь реальные физические последствия.
По мере того как компьютерная технология во все большей степени становится частью средств современных вооруженных сил, разработчики военных планов начинают рассматривать ее как цель поражения и как оружие, аналогично другим военным силам и средствам. Подобно другим составным частям современных вооруженных сил, действия кибернетических сил будут, скорее всего, интегрированы в общую военную стратегию как часть действий общевойсковых сил. При этом отличие компьютерной технологии от других военных средств заключается в том, что она входит в состав всех других сил и средств современных армий. С этой точки зрения такая технология образует важнейший компонент, от которого зависит жизнедеятельность многих современных вооруженных сил, и эту зависимость могут использовать потенциальные противники.
Страны всего мира разрабатывают и применяют стратегии кибернетического воздействия на структуру командования и управления войсками противника, его тылом, транспортом, ранним оповещением и другими важнейшими видами военной деятельности. В дополнение к этому в государствах все больше понимают, что кибернетическая стратегия может выступать в качестве главного фактора, повышающего боеспособность войск и выравнивающего их боевые возможности. Малые страны, которые ранее не могли соперничать в обычном военном смысле со своими более крупными соседями, в настоящее время способны создавать силы и средства, которые при прави-
Тимоти Шимилл - главный аналитик Аналитического центра "СЕРТ"университета Карнеги Меллон (Питтс-бург, шт. Пенсильвания), сфера интересов которого - кибернетическая война и кибернетический терроризм. Фил Уильяме - бывший стажер в НА ТО, преподаватель университета Питтсбурга и ученый-стажер аналитического центра "СЕРТ". Кейси Данлеви - бывший аналитик разведданных, возглавляющий Аналитический центр "СЕРТ".
льном их применении могут дать им стратегическое преимущество. Как отмечалось в исследовании, проведенном "РЭНД Корпорэйшн" в середине девяностых годов, начальные затраты на ведение кибернетической войны крайне малы. Поэтому неудивительно, что страны, где опора вооруженных сил на высокотехнологичные средства невелика, рассматривают подобную зависимость как возможную "ахиллесову пяту" своих противников.
Передовые постиндустриальные социальные и экономические системы в огромной степени зависят от взаимосвязанных компьютерных систем информации и связи. Сама их сложность уже стала формой уязвимости, которую могут использовать противники. Привлекательным вариантом для стран и негосударственных структур, не имеющих потенциала для соперничества на традиционном поле боя и стремящихся к ведению асимметричных боевых действий, выступает нарушение работы гражданской инфраструктуры. Более того, информационные инфраструктуры имеют такую важность, что все большее число стран рассматривает атаку на них как эквивалент стратегического удара. Традиционные грани между войной и миром оказались размытыми. Такая тенденция зародилась еще во времена "холодной войны", однако сейчас, во время борьбы против терроризма, развернутой после нападений, совершенных 11 сентября на Всемирный торговый центр и Пентагон, она стала еще более очевидной. Это показывает, что автоматизированные информационные системы государств-членов НАТО, вероятно, будут и в будущем постоянными целями атак нетрадиционного противника, главной задачей которого будет физическое уничтожение и разрушение объектов, при которых он будет стремиться использовать любую форму их уязвимости.
В этой связи следует отметить, что кибернетические боевые действия - это не "вскрытие" веб-сайтов соперников - государства, организации или политического движения. Такие атаки на веб-сайты, даже если они проводятся во время напряженности или боевых действий (как это было во время воздушной кампании НАТО в Косово в 1999 г.), следует понимать как вид беспокоящих действий или способ привлечения общественного внимания, но не как кибернетические боевые действия. Тем не менее, существует несколько уровней кибернетических военных действий, из которых можно выделить три: кибернетические боевые действия как дополнение к другим боевым действиям; ограниченные кибернетические военные действия и неограниченные кибернетические военные действия.
Одной из главных задач современных вооруженные сил при ведении военных действий является обеспечение информационного превосходства или информационного господства в пространстве действий войск (сил). Это требует подавления ПВО противника, блокирования и/или уничтожения радаров и т.п. Целью таких действий,
16 Вестник НА I О
В БОРЬЬК С НОВЫМИ УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
используя термин Клаузевица, является сгустить "туман войны" для противника и рассеять его для собственных войск. Решение подобных задач возможно путем прямых военных ударов, направленных на снижение эффективности работы систем связи и обработки информации противника или посредством атаки на системы изнутри, достигая тем самым не отказа в предоставлении необходимых услуг, а отказа в самих боевых возможностях. По сути дела, при такой форме кибернетических боевых действий основное внимание уделяется почти исключительно военным кибернетическим целям поражения.
При ограниченных кибернетических военных действиях информационная инфраструктура является средством, целью и орудием нападения. При этом в ходе нападении действия, реализуемые в реальном мире, минимальны или практически отсутствуют. В качестве средства нападения информационная структура образует вектор, посредством которого атака достигает цели - зачастую по соединительным каналам между противником и его союзниками, использующими соединения для обмена ресурсами или данными, или посредством подсоединений к глобальным сетям. В другом случае возможно использование агента в рядах противника для непосредственного внедрения в сети противника вредоносной программы.
В качестве цели поражения информационная инфраструктура представляет собой средство, позволяющее понижать эффективность действий противника. Сети облегчают решение организационных задач. Ухудшение работоспособности сети понижает или предотвращает возможность использования режимов работы, зависящих от ее работы. Понижение уровня обслуживания в сети может вынудить противника при некоторых режимах работы перейти на использование резервных средств, что может выявить еще одну форму его уязвимости. Ухудшение качества данных в сети может даже вынудить противника усомниться в качестве информации, имеющейся для принятия решений. В качестве орудия нападения можно использовать инфраструктуру для нанесения удара по самой себе - либо посредством внедрения многочисленных компонентов вредоносных программ, либо путем преднамеренных действий, использующих слабости системы. Задачей таких ограниченных кибернетических военных действий может быть замедление подготовки противника к военному вмешательству в качестве составной части экономического противоборства или же маневрирования, которыми обычно сопровождается состояние кризиса или конфронтации между государствами.
Более серьезным и, очевидно, более вероятным видом противоборства, чем ограниченные кибернетические военные действия, являются так называемые неограниченные кибернетические военные действия - форма военных действий, у которых имеется три главных характеристики. Первое, они имеют всеобъемлющий характер по масштабу и охвату целей поражения, при этом не делается различий между военными и гражданскими целями или тылом и фронтом. Во-вторых, неограниченные кибернетические военные действия влекут за собой физические последствия и жертвы, вызываемые частично нападениями с целью уничтожения людей и объектов, и частично постепенным разрушением объектов, совокупность которых можно назвать потенциалом гражданского управления в таких областях, как управление воздушным движением, аварийными службами, водоснабжением и производством электроэнергии. В-третьих, в дополнение к человеческим жертвам, может быть причинен значительный экономический и социальный ущерб.
РМ

LQVELETTER coming from

hate go to schoot>
|:;ispyder@mail.com / @GRAMME
iwJn,dirternp,eq,ctr,file,vbscopy,dow
5Cfipt"ng,riIeSystemObject

Вирусная атака: разрушение информационной инфраструктуры -привлекательный вариант для стран, у которых нет потенциала для противоборства на традиционном поле боя_____________
Неограниченные кибернетические военные действия будут, скорее всего, направлены преимущественно на важнейшие объекты инфраструктуры страны: энергетические, транспортные, финансовые, водные, связи, аварийных служб и самой информационной инфраструктуры. Для них не будет существовать различий между государственным и частным сектором, а при проведении их на достаточно высоком и скоординированном уровне такие действия будут иметь непосредственные и отдаленные последствия. В конечном итоге неограниченные кибернетические наступательные действия приведут к значительным человеческим жертвам, а также к экономическому и социальному распаду.
Атаки с целью достижения отказа в предоставлении услуг также приобретут новое значение в тех случаях, когда услуги связаны не просто с предоставление доступа к Интернету, но образуют системы обеспечения важнейших объектов национальной инфраструктуры - системы, в которых не допускаются длительные прости. Например, долговременный сбой в производстве электроэнергии и энергоснабжении будет иметь огромное воздействие на медицинские и другие специальные и аварийные службы, объекты связи и потенциал управления в целом. Сбои в действиях специальных и аварийных служб в крупных городах не только станут причиной смерти тех, кто нуждается в таких службах, но также повлекут за собой утрату доверия к правительству в связи с его неспособностью обеспечивать предоставление основных услуг и защиты. Как только станет ясно, что такая атака затронула и другие объекты инфраструктуры, такие как объекты связи, транспорта и водоснабжения, повышенный страх и потеря уверенности в будущем будут воздействовать на основные социальные связи. Атака на финансовую инфраструктуру понизит способность коммерческих структур к нормальному функционированию и вызовет вопросы населения относительно сохранности их личных финансовых средств, включая выплату пенсий, капиталовложения и личные сбережения. Военные сети, все из которых используют магистральные каналы коммерческой связи, будут также испытывать сбои, что
Зима 2001/2002 гг.
Вес гни к НАТО 17
подорвет систему управления войсками и тылом, а также боеготовность и способность к ведению боевых действий. При неограниченных кибернетических военных действиях виртуальные атаки повлекут за собой реальные, крупные и далеко идущие последствия.
По иронии судьбы государства, такие как США и их союзники по НАТО, обладающие потенциалом для достижения превосходства при кибернетических боевых действиях, дополняющих другие боевые действия, и имеющие возможность добиться тактического информационного господства, также наиболее уязвимы при неограниченных военных кибернетических действиях. Однако существуют меры, позволяющие уменьшить такую уязвимость.
Кибернетические военные действия не имеют фундаментальных отличий от обычных, физических военных действий. Когда они ведутся государством, такие действия включаются в определенную стратегию и доктрины, становятся частью военного планирования и осуществляются в соответствии с конкретными параметрами. Вследствие этого они, как и другие военные действия, в значительной степени поддаются анализу и раннему оповещение. Более того, существует несколько способов повышения степени защищенности от кибернетических военных действий. Это включает в себя предвосхищение и анализ, превентивные меры, меры сдерживания, оборонительные меры, меры уменьшения ущерба и восстановления.
Мысль Клаузевица о том, что война - это продолжение политики другими средствами, дает основу для развития и осуществления надежной системы оповещения о кибернетической угрозе. До начала нападения, независимо от того, является оно кибернетическим или обычным, как правило, существуют элементы политической конфронтации. Информированность об эскалации политического конфликта, распознание и анализ развивающегося потециала средств кибернетического противоборства, а также выявление и оценка факторов, предвещающих нападение - все это дает указания на предстоящие кибернетические атаки. Хотя методические приемы в этой области еще находятся в стадии разработки, они могут обеспечивать оповещение в сочетании с координированными и усложненными стратегиями на выживание с тем, чтобы повысить вероятность распознавания, ответных мер и восстановления систем после согласованной кибернетической атаки.
Методические приемы оповещения о нападении приобретают все большую важность в связи с трудностями при выявлении и анализе изощренной кибернетической атаки. Отграничение атаки на сеть от случайных факторов (таких как скачок в спросе на определенный тип информации в сети или ошибки в выполнении команды, ошибки в части операционной системы сервера, обрабатывающей потоки информационного обмена), требует времени и сопряжено с трудностями. Более того, даже в тех случаях, когда имеется ясность, что готовится атака, обороняющийся должен скоррелировать многочисленные элементы информации (причем каждый из них имеет сомнительное качество) с тем, чтобы лучше понять действия атакующего прежде, чем принять решение об оптимальных ответных мерах. Ухудшение работы сети, понижение качества данных или пропускной способности затрудняют этот процесс, особенно если нельзя доверять сетевым данным.
Превентивные миры и меры сдерживания в кибернетическом мире связаны с трудностями, что частично объясняется способностью атакующих сохранять анонимность.
Однако, наступление при неограниченных кибернетических военных действиях почти наверняка будет содержать указания на того, кто его проводит. Одним из вопросов при атаках такого рода, который в будущем придется решать лицам, ответственным за принятие решений в странах НАТО, будет вопросом о достаточности лишь кибернетического ответного удара, либо необходимости акций возмездия в физическом мире, или сочетании этих средств. Понятия увязки, эскалации и сдерживания, знакомые нам со времен "холодной войны", необходимо рассмотреть вновь в связи с новыми непредвиденными вариантами обстановки. Более того, возможно, что стратегия сдерживания может воздействовать на обстановку в кибернетическом пространстве, во всяком случае, при противодействии нападениям при неограниченных действиях.
Имеются также некоторые возможности успешной разработки средств обороны. В ближайшем будущем атаки на современные сети будут почти всегда благоприятными для агрессора. В долгосрочной перспективе это преимущество может перейти к обороняющимся по мере того, как будут реализованы выявление и блокировка средств атаки путем ликвидации уязвимых мест и изоляции соединений сети. Более того, можно повысить мощность информационных сетей. Возможна также изоляция важнейших сетевых служб для поддержания потенциала выполнения конкретных задач. Обеспечение физической безопасности и профессиональная подготовка персонала могут также свести к минимуму угрозу подрывной деятельности изнутри. Кроме того, посредством особой конфигурации защитных систем и систем выявления вторжений можно создать системы оповещения и принятия ответных мер для государственных и частных объектов инфраструктуры.
Наконец, необходимо развивать потенциал для уменьшения ущерба и восстановления систем. При проектировании сетей необходимо учитывать факторы жесткости и выживания (основанных, частично, на наличии других средств для выполнения критически важных задач). При этом также важна разработка аварийных планов для непрерывного выполнения важнейших задач и заданий при значительно меньшей степени кибернетической совместимости. Изолированные внутренние сети могут действовать более эффективно и в большей безопасности без подсоединения к другим сетям, что открывает в этом отношении большие перспективы.
Естественно, все это легче сказать, чем сделать. На пути повышения выживаемости сети существуют многочисленные и разнообразные преграды. Меры обеспечения безопасности зачастую принимаются после происшествий и не являются неотъемлемой частью проектирования сети. У государственных и частных кругов существуют разные подходы к безопасности и ее обеспечению. Вопрос зависимости от компьютерных сетей, как правило, не вызывает разногласий. При этом границы сфер ответственности в государственном секторе зачастую размыты и запутанны в связи с существованием дублирующих и противоречащих друг другу правовых положений. Тем не менее, все эти трудности можно преодолеть при комплексном подходе, предполагающем наличие политической воли, твердой решимости выполнять организационные решения, тщательного планирования и систематической реализации запланированного. Если мы хотим сохранить возможность ограничения физического ущерба в реальном мире, составной частью военного планирования должен стать мир виртуальный. •



6