Эстонский фашист спрятался до лучших времен
Монумент легионеру СС, измененный внешне, но не по сути, через некоторое время, возможно, все же будет стоять в парке города Пярну
Соколов Виктор
25 июля 2002
Читайте сюжет: Россия и Эстония: проблемы отношений
[версия для печати]
Власти города Пярну демонтировали установленный "борцами за свободу Эстонии" памятник эстонскому легионеру СС, но история реабилитации фашизма, а точнее - кучки бывших фашистов, которые, запятнав свою совесть сотрудничеством с Гитлером, пытаются всеми силами обелить себя на старости лет, не закончена. Памятник не сломан и не отправлен в переплавку. Власти охраняют его в "надежном месте".
Пресса - великая сила: уже на следующий день после публикации на сайте Страна.Ru и в других СМИ материалов, осуждающих факт установления монумента в парке города Пярну, памятник солдату 20-й дивизии СС был демонтирован по распоряжению городских властей. У кого-то может создаться впечатление, что эстонские официальные власти прислушиваются к "голосам из Москвы", что они послушно последовали советам авторов опубликованных материалов и сказали свое веское слово. Сказать-то сказали, но вопрос о том, что главным образом повлияло на такое решение властей, пока остается открытым.
Как стало известно, инициаторы установки памятника не сделали это самовольно: на его установку было получено разрешение именно тех властей, которые впоследствии приказали его демонтировать. Дело в том, что эстонские "борцы за свободу", получив принципиальное разрешение на установку барельефа, в дальнейшем допустили ряд непростительных нарушений. Во-первых, они не согласовали в установленном порядке проект памятника, и власти, по сути, не знали, как монумент будет выглядеть. Во-вторых, власти не были также проинформированы о том, что за надпись будет на этом памятнике, а это тоже должно согласовываться, дабы не возникло недоразумений. Это - внешняя сторона вопроса.
Угадывается и внутреннее содержание. Оно, по все видимости, заключается в том, что власти не особо и настаивали на согласовании проекта и надписей. Они, как говорится, пустили дело на самотек. Разделяя идеи авторов проекта, они (на всякий случай) специально решили возложить на них и всю ответственность за возможные скандальные последствия. Если это дело пройдет, как, видимо, рассуждали они, то памятник будет стоять, а если разразится скандал, то, сославшись на отсутствие согласования проекта и надписи, его временно можно будет демонтировать и заставить "доработать" проект. А постепенно можно все равно протолкнуть идею "борцов за свободу Эстонии", а заодно показать общественности, что власть стоит на страже принципов демократии и не разделяет мысли о реабилитации эстонского фашизма. В приведенном выше абзаце дана воля фантазии, но вполне возможно, что власти думали именно так. И это - первая странность.
Во всей этой истории следует подчеркнуть и еще одно важное обстоятельство: по распоряжению разрешивших установку памятника властей он не был с возмущением разрушен, отправлен на слом или в переплавку. Памятник аккуратно демонтирован и в полной сохранности передан инициаторам установки и авторам проекта - бывшим эстонским легионерам 20-й дивизии СС. Теперь, как заявил мэр города Пярну, монумент "находится под охраной в надежном месте". Если кто-то из заинтересованных лиц спросит, где же это "надежное место", то ему не скажут, потому что это большой секрет. Власти, надо полагать, очень сильно опасаются, что памятник изуродуют и сломают те, кто возмущен самим фактом его появления на свет. Поэтому и тщательно охраняют. Есть и другая причина - памятник охраняют потому, что он очень дорог властям именно в том виде, в котором создан легионерами. И это - странность номер два.
Обращает на себя внимание, что власти, не согласные с внешним видом памятника и с надписью под барельефом, по сути, видимо, согласны с тем, что такой памятник - памятник эсэсовцу - в принципе имеет право быть установленным в парке города Пярну. Надо полагать, что после окончания процесса согласования надписи и внешнего вида барельеф будет вновь установлен в том же самом парке. Внешний вид и надпись будут другими, но суть останется прежней. Ведь авторы проекта не изменят своей идее, по поводу которой они уже ранее долго совещались с властями и получили принципиальное добро. Иначе трудно понять, что же вообще обсуждали власти с руководством бывших эстонских легионеров СС, которые пришли с идеей установить памятник. Ведь не советским же ветеранам Второй мировой войны, не эстонским солдатам, которые под Нарвой били фашистов, решили установить памятник нынешние "борцы за свободу Эстонии"? Это - странность номер три.
Очень интересно и то, что весь этот сюжет с памятником и его демонтажем крутится пока только на городском уровне Пярну и ни в коей мере не вызывает никаких эмоций у властей на самом верху. И здесь опять возникает мысль: может быть, и самые высшие власти тоже все это пустили на самотек и солидарны с властями города Пярну, может быть, все высказанные выше фантазии напрямую относятся и к верхним эшелонам власти? Это - вопрос номер четыре.
И последнее. Если памятник никогда не будет вновь установлен и открыт, и эстонцы на самом деле всерьез задумаются над "Примирением", то им нужно для этого выбрать иную форму. Какую - решать Эстонии, а не узкой группе "легионеров - борцов за свободу", которые, запятнав свою совесть сотрудничеством с Гитлером, сегодня пытаются правдами и неправдами стереть эти пятна, выдумывая немыслимые проекты, от которых становится стыдно всем, кто еще не забыл ужасы той войны. Почему это не делается, спрашивают многие и не только в России. И это - вопрос номер пять. И наверное, самый главный.