От Alex Melia Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.07.2002 11:44:03 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Авиационные манвры 1936 года

Вот написал статейку на тему маневров 1936 года.
Авиационные маневры 1936 года.
(сообщение)

Мелия А.А.


В середине 30х годов в СССР была проведена серия масштабных военных маневров, в ходе которых проверялись концепции применения вооруженных сил в будущей войне. К сожалению эти маневры мало освещены в литературе, хотя и являются достаточно интересным источником, характеризующим взгляды советского руководства на будущею войну и относительно неплохим показателем готовности вооруженных сил к решения стоящих перед ними задач. Темой этого сообщения являются большие воздушные маневры, проходившие в августе 1936 года.

Основной целью воздушных маневров 1936 года была проверка оперативно-тактических положений массированного применения тяжелой авиации. Важнейшей задачей маневров была проверка на практике способности Авиационной Армии Резерва Главного Командования наносить массированные удары по крупным политическим центрам и по военно-промышленным объектам. Также отрабатывались задачи управления авиацией при полетах с широкого фронта к объекту в глубоком тылу противника, взаимодействия Авиационной Армии РГК с фронтовой авиацией, проверялись методы борьбы с воздушным вторжением противника с помощью активных и пассивных средств ПВО Ленинграда, Москвы, Смоленска.

Разработка концепции самостоятельных действий авиации относится к середине 20х годов и нашла свое отражение в работах ряда теоретиков, так Меланинов в 1927 году поставил вопрос о создании самостоятельной воздушной армии, способной провести самостоятельную операцию. Но практическая реализации положений теоретиков 20х годов, стала, возможно, после технической реконструкции авиации в ходе первой пятилетке. Новый уровень боевых возможностей авиации нашел свое отражение в принятом 23 марта 1932 года постановление РВС “Об основах организации Военно-Воздушных Сил РККА”, определявшем ВВС как самостоятельный род войск. Новое взгляды на оперативное использование ВВС были сформулированы в тезисах доклада Начальника Штаба РККА А.И. Егорова “Тактика и оперативное искусство РККА, на новом этапе”. Егоровым была сформулирована концепция массированного применения авиации для решения самостоятельных задач по достижению господства в воздухе, срыва мобилизации и сосредоточения армии противника, подрыва его экономики, разгрома морского флота, выброски воздушных десантов, ударов по политическим центрам. В приказе РВС от 9 ноября 1932 года “Об итогах боевой подготовки РККА за 1932 и задачах на 1933 год” официально вводилась новая форма оперативного применения ВВС – воздушная операция.

Действия авиации по срыву мобилизации противника играли особую роль в условиях СССР, так мобилизация Красной Армии отставала от мобилизации противника из-за больших расстояний и относительно низкой пропускной способностью транспортной сети. На Дальнем Востоке самостоятельные действия авиации приобретали особое значение, так как армии обеих сторон базировались на очень ограниченную железнодорожную сеть. В этих условиях нарушение функционирования даже одной железно - дорожной линии могло иметь значительное влияние на ход боевых действий.

К середине 30х годов в СССР был создан мощный флот тяжелых бомбардировщиков, проделана большая работа по формированию теории проведения воздушных операций, закрепленная в ряде регламентирующих документов: “Наставление по самостоятельным действиям авиации”, “Инструкция по самостоятельным действиям авиации в первоначальный период войны”, “Инструкция по разрушению железнодорожного транспорта средствами авиации”, “Временная инструкция по самостоятельным действия Воздушных Сил РККА”. Для решения самостоятельных задач в ходе проведения воздушных операций начали формироваться воздушные армии РГК.

В марте 1936 года были проведены авиационные военные игры комсостава ВВС Киевского, Харьковского и Северо-Кавказского военных округов. В мае был проведен установочный сбор высшего комсостава ВВС, с проведением оперативной игры “Самостоятельные действия ВВС РККА в начальный период войны”. В качестве противников в игре выступали Германия, Польша, Латвия. Участие Германии в антисоветской коалиции существенно меняло ситуацию по сравнению с началом 30х годов, когда дальности советских тяжелых бомбардировщиков хватало для поражения важных экономических и политических центров на территории Польши и Румынии. По результатам проведенной игры были сформулированы новые требования к дальности самолетов тяжелой бомбардировочной авиации для решения самостоятельных задач на европейском ТВД, которая должна была составить 3 500 – 4 000 км.

Большие воздушные маневры 1936 должны были стать практической проверкой оперативных концепций применения авиации, подготовки командного, летного, технического состава и материальной части ВВС.

Официальное решение о проведении маневров было принято Советом Труда и Обороны 1 июля 1936 года.

Для участия в маневрах 1936 года привлекалось авиация Ленинградского, Белорусского, Московского и Киевского военных округов и вся тяжелая авиация европейской части СССР. Всего в маневрах должно было участвовать 900 самолетов из них 438 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Однако плохое техническое флота тяжелых бомбардировщиков привела к тому, что да же после трехмесячной подготовки 159 ТБ-3 не смогли принять участия в предстоящих маневрах по причине неисправности. 54 ТБ-3 не смогли перебазироваться на намеченные планом учений аэродромы из-за неблагоприятных метеоусловий.

Вместо обычного направления запад-восток, в воздушных маневрах 1936 года было выбрано разделения сторон на северных (синие) и южных (красные). Основным центром синих был Ленинград, красных Москва, разделение территории красных и синих проходило по параллели Валдая. Превосходство красных было подавляющим. В составе воздушных сил красных действовала авиационная армия РГК - 183 самолета: 143 ТБ-3, 20 Р-6, 10 истребителей и 10 самолетов связи; ВВС Восточного фронта - 103 самолета: 14 Р-6, 20 легких бомбардировщиков, 54 истребителей, 15 самолетов связи; ВВС Западного фронта –224 самолета: 47 ТБ-3, 10 Р-6, 110 легких бомбардировщиков и разведчиков, 50 истребителей, 7 самолетов связи. Всего 510 самолетов. На синей стороне действовало 188 самолетов: 35 ТБ-3, 19 Р-6, 46 легких бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков, 81 истребитель, 7 самолетов связи.

К участию в маневрах была привлечена вся система ПВО Ленинграда. Сеть постов ВНОС; истребительная авиация и специальные самолеты наведения истребительной авиации; 2ая территориальная дивизия ПВО в составе зенитной артиллерии, пулеметов, прожекторов, звукоуловителей; сводный отряд аэростатов заграждения имевший 170 единиц аэростатов, фронтовая истребительная авиация. К участию в маневрах широко привлекалось гражданское население Ленинграда действовавшие в составе групп самозащиты, дегазационных, санитарных и пожарных команд сформированных по месту жительства и на предприятиях города.

В ходе подготовки к маневрам были выполнены полевые поездки и розыгрыш маневров с посредниками.

Планом маневров было предусмотрено нанесение Авиационной Армией РГК массированного удара на объекты Ленинграда и прилегающего района. Налет на Ленинград, должен был производится с широким использованием имитации применения отравляющих веществ из выливных авиационных приборов. Фронтовая авиация красных должна была обеспечивать действия АА РГК, подавляя авиацию противника. Тяжелая авиация синих должна была совершить налеты на Москву и Смоленск.

Первый массированный налет Ленинград АА РГК должен был состоятся 16 августа. Налет был сорван, так как погода в районе расположения АА РГК погода была нелетной для тяжелой авиации и допускала действия только отдельных самолетов да и то, со значительным риском. Попытки командования красных в течении 16 августа произвести намеченный налет на Ленинград не привели к успеху, отдельные ТБ-3 действую в условиях облачности не могли наладить взаимодействия.

Действия синих оказались немногим более успешными: из 23 вылетевших ТБ-3, только 6 смогли добраться до Москвы и обозначить несогласованную атаку.

Действия легкой авиации были более успешными, но главные задачи не были отработаны, так как АА РГК практически бездействовала и взаимодействие с ней отработать было невозможно.

Всего в ходе маневров авиацией сторон было выполнено 1449 самолето-вылетов, общей продолжительностью 3513 часов. Средняя продолжительность вылета синей стороны составляла 2 часа, красной 3, часа. В ходе маневров потерпел аварию только один Р-5, совершивший вынужденную посадку из-за плохой погоды.

Хотя сложные метеоусловия не позволили провести маневры так, как это было предусмотрено планом, они имели большое значение прежде всего для проверки боеготовности тяжелобомбардировочной авиации.

По результатом маневров руководством Наркомата Обороны было составлено письмо товарищу Сталину, в котором делались выводы о в целом неблагополучном положении в тяжелой авиации и намечались пути его преодоления.

Отмечалось, что массированное применение тяжелой авиации затрудняется громоздкостью тылов, затрудняющих маневрирование тяжелой авиацией на ТВД. Делался вывод о том, что “большая скорость, мобильность, высокий потолок, большая маневренность в полете двухмоторных самолетов по сравнению с четырехмоторными тяжелыми кораблями, - все это обуславливает необходимость перевода нашей бомбардировочной авиации, в основном, на двухмоторные скоростные бомбардировочные самолеты.”

Большое внимание уделялось несовершенству бортового оборудования тяжелых самолетов, не обеспечивающего действий на большой высоте (кислородная аппаратура, обогреватели для экипажа, прицелами и приборами для бомбометания). Для обеспечения массированного применения авиации в сложных метеоусловиях предлагалось форсировать работы по аппаратуре предупреждения столкновения самолетов.

Для обеспечения надежного управления авиацией на земле и в воздухе считалось необходимым создание специальной независимой проволочной телеграфно-телефонной сети объединяющей высшие штабы и отдельные части; обеспечение самолетов дуплексными радиостанциями и автоматической шифровальной аппаратурой.

В действиях ПВО отмечались отдельные недостатки, такие как устаревшее вооружение зенитно-пулеметных частей, длительные сроки готовности зенитной артиллерии (5-8 часов), плохую обеспеченность средствами связи постов ВНОС. При этом высотные аэростатов заграждения (высота действия до 6-7 километров) были признаны эффективным средством ПВО крупного пункта. Делался вывод о том, что необходимо надежно прикрыть аэростатами заграждения в первую очередь Ленинград, Баку, Москву, а затем Минск и Киев. Вскоре после завершения маневров Совнарком принял постановление “Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территории СССР”. Согласно этому постановлению союзные Наркоматы должны были в течении 2х лет привести в полную готовность к противовоздушной и противохимической защите объекты народного хозяйства и население во всех городах-пунктах ПВО страны. Нужно заметить, что угрожаемая от воздушного нападения зона охватывала территории, где проживало подавляющее большинство населения СССР.

Результаты маневров по всей видимости обсуждались в сентябре 1936 года на заседаниях Политбюро, но материалы заседаний Политбюро далеко не всегда позволяют понять, что собственно обсуждалось.



Алексей Мелия
http://www.military-economic.ru