От Александр Стукалин Ответить на сообщение
К SVAN Ответить по почте
Дата 11.07.2002 19:51:38 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; 1941; Версия для печати

Еще статьи за 2000 г. (в т.ч. из КП)

30\06\00 Брянский рабочий
ТАЙНА ГИБЕЛИ СЫНА ХРУЩЕВА
Анатолий Изотов
Читатели "Брянского рабочего", наверное, помнят: в 1995 году в газете был опубликован ряд материалов о поиске в брянских лесах останков самолета и летчика гвардии старшего лейтенанта Леонида Хрущева - старшего сына (от первого брака) Никиты Сергеевича Хрущева.
В январском номере "Брянского рабочего" была изложена версия командира известной у нас в области поисковой группы из поселка Ивот Дятьковского района В.В. Кондрашова о месте гибели летчика. Она основывалась на том, что в районе деревень Пастушье, Верхи и поселка Стеклянная Радица близ города Фокино были извлечены из грунта кабина, боевое снаряжение, останки летчика и часть уцелевшего шлемофона. Поисковики обратили внимание на то, что шлемофон несколько необычный по сравнению с теми, которые находили раньше в кабинах упавших самолетов: с меховой подкладкой, а по покрою выглядел, наверное, несколько щеголевато. Тогда и подумалось, что такие шлемофоны носили летчики-асы или высшее начальство. По карте прикинули, что найденные обломки самолета находятся недалеко от места последнего боя Леонида Хрущева, происшедшего 11 марта 1943 года около Жиздры Калужской области. Подбитый самолет мог в считанные минуты оказаться за линией фронта и упасть в брянских лесах.
Останки неизвестного летчика хоронили в Дятькове со всеми воинскими почестями. Урну с прахом установили в нишу братской могилы других найденных ранее неизвестных воинов, погибших при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков. На обелиске укрепили обломок лопасти винта найденного истребителя.
О поисковой работе отряда из Ивота узнали внуки Н.С. Хрущева, и администрация Дятьковского района пригласила их в Дятьково. И вот 16 сентября сюда прибыли сын Леонида, Юрий Леонидович, и его племянник Никита Сергеевич - внуки Н.С. Хрущева. Гости побывали на районном мемориале и отдали дань памяти погибшим воинам, партизанам и подпольщикам.
Сопоставляя факты из сообщения Никите Сергеевичу о гибели его сына, члены поискового отряда рассказали гостям о некоторых совпадениях с тем, что удалось обнаружить при извлечении остатков самолета из грунта. Хрущевы передали отряду дополнительный материал о последнем воздушном бое Леонида, другие очень важные копии архивных материалов. Уже многие годы они пытаются установить истину о его гибели, собирают вырезки из газет, работают в архивах, знакомятся с воспоминаниями сослуживцев.
Юрию Леонидовичу за шестьдесят, из них больше половины отдано авиации. Он полковник, заслуженный летчик-испытатель новейшей техники. Каждый полет был для него риском для жизни, но он даже на мгновение не мог подумать о том, чтобы выбрать себе другое занятие на земле. Его звало небо, звала память об отце. Сейчас он работает начальником летно-испытательного комплекса аэрогеофизического центра в Солнцеве. Отца Юрий Леонидович запомнил веселым, добрым человеком. Говорили, что в детстве он очень походил на отца. Даже дед Никита Сергеевич, когда сердился за его шалости, строго и неожиданно вдруг называл внука Леонидом.
Юрий Леонидович на всю жизнь запомнил последнюю встречу с отцом в 1941 году, когда уже началась война и он заехал в детский сад, который размещался тогда на дачах в Подмосковье, чтобы проститься с сыном. Обнял шестилетнего Юру, прижал крепко к себе и объяснил как мог, что началась война и он должен бить фашистов.
С тех пор они больше не виделись. Юрий долгие годы о нем ничего не знал. В первые годы войны жил и учился на Урале в эвакуации, а в 1943 году был принят в Калининское суворовское училище. После поступил в строевое училище, был направлен на учебу в Академию имени Жуковского. Так что вся жизнь его связана с армией. У него дочь и внук.
Его двоюродному брату Никите Сергеевичу 41 год. Он окончил МГУ, работал в Академии наук, научным сотрудником во Всесоюзном центре патологии речи, а теперь - в редакции газеты "Московские новости".
При встрече с ивотским поисковым отрядом внуки Н.С. Хрущева передали документ, свидетельствующий о том, что гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев проводил свой последний бой на самолете ЯК-7Б, а обнаружились под Фокино обломки самолета другой модификации - ЯК-9Т. Была передана и копия справки о результатах поиска мест падения самолетов в годы войны, который проводился командованием ВВС в 1960 году. Тогда было установлено 36 мест падения советских самолетов, но, к сожалению, не все они осматривались, так как подобраться к ним из-за плохих дорог, болотистой местности было невозможно. И обломки некоторых самолетов в Калужской и Брянской областях так и остались до сих пор лежать в земле неосмотренными, в том числе и самолеты типа ЯК-7Б. Эти обстоятельства давали надежду поисковому отряду продолжать свои изыскания.
После публикации материалов в "Брянском рабочем" некоторые читатели высказывали свое неудовлетворение, а порой и возмущение тем, что в них летчик Леонид Хрущев представлен как герой, а не как изменник Родины, который якобы добровольно сдался в плен фашистам. Они верили легендам, выдуманным историям о последнем бое сына Хрущева. Но вот недавно в телевизионной передаче "Как это было", а затем и в "Комсомольской правде" за 14 апреля 2000 года исследователями было заявлено, что Леонид сражался с фашистами и умер как герой. Единственная сложность в том, что неизвестно достоверно, как он погиб, где упал самолет. "Комсомольская правда" сообщила, что за доказательством подвига Леонида Хрущева ее экспедиция вместе со 134 читателями отправилась в калужские леса на поиски самолета. В экспедиции принимает участие и ивотский командир поискового отряда Валерий Викторович Кондрашов.
В этом поиске сын Леонида Юрий Леонидович помогает чем может. Передал поисковикам список вещей, которые, по словам ведомого летчика Заморина, были на Леониде в роковом бою. Это американский меховой шлемофон, два пистолета - "вальтер" и маузер в деревянной кобуре. Нестандартные хромовые сапоги с металлической молнией, сшитые после ранения в ногу. На груди - орден боевого Красного Знамени и гвардейский значок. В кармане лежал металлический портсигар с надписью: "В день рождения от жены". На руке - швейцарские часы, на плечах -парадные золотые погоны старшего лейтенанта.
В последующих номерах в мае авторы репортажей об экспедиции "Комсомольской правды" Андрей Павлов и Вадим Чернобров сообщают, что найденный самолет, который первоначально приняли за самолет Хрущева, оказался советским бомбардировщиком ИЛ-4. В районе поисков найдены обломки еще трех самолетов. Здесь продолжается поисковая и исследовательская работа.
Глава Жиздринского района Николай Владимиров сообщил экспедиции, что недавно в районе Зикеевки, где шел бой в марте 1943 года, найден затонувший самолет, из ила торчит хвост, в июне он будет поднят, и пригласил на это событие экспедицию. Итак, поиск продолжается.

27\06\00
Версия
ПРЕДАТЕЛЬ ИЛИ ГЕРОЙ?
Николай Над
СЫН ХРУЩЕВА СПАС КОМАНДИРА, НО РАБОТАЛ НА ГИТЛЕРОВЦЕВ
(Продолжение, начало в N 23)
ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА
Тогда почти все жили этой мыслью. И она вскоре действительно грянула. И 23-летний летчик Ленька Хрущев не просто пошел на Великую Отечественную: уже 1 июля 41-го он буквально полетел на ее сражения и уже 16-го за боевые заслуги был представлен к награде орденом Боевого Красного Знамени. После задевших за живое выговоров за пьянку, неумение вести себя и за грубейшее нарушение комсомольского устава дисциплина его, как утверждают характеристики, хромать перестала. Зато уже 26 июля основательно захромала нога - так закончилось одно из боевых крещений. Ногу хотели отрезать. Ленька пригрозил пистолетом и... остался с ногой, а через полгода пошел переучиваться на летчика-истребителя. Впрочем, про это лучше меня рассказывает язык его военных документов.
Копия выпускной аттестации на курсанта Хрущева Леонида Никитовича ... в РККА с 15.2. 1939 года.
"..." Морально устойчив. Бдителен и умеет хранить военную тайну. Как на работе, так и в быту отлично дисциплинирован, требователен к себе. Развито чувство ответственности за порученное дело. "..." Техника пилотирования на самолетах СБ, M-103 - отличная. Ориентировка хорошая. "..." В быту общителен, выдержанный и скромен. "..." В работе энергичен. Решительный, инициативен и вынослив. "..." Физически развит...
Вывод: целесообразно использовать в скоростной бомбардировочной авиации... лейтенант Щербаков. 21 мая 1940 г.
Выписка из донесения начальнику штаба ВВС 22-й армии (исходящий N 012/СО от 16.741
)
"..." 4. Командир экипажа лейтенант Хрущев Леонид Никитович, сын Никиты Сергеевича (мало кому делались такие приписки. - Авт.) "..." В воздушном бою 6.7.1941 г. храбро дрался с истребителями противника, вплоть до отражения их атаки. Из боя т. Хрущев вышел с изрешеченной машиной. "..." Его машина безотказна. Неоднократно шел в боа, подменяя неподготовленные экипажи. Ходатайствую о награждении т. Хрущева орденом "Красное Знамя""..." полковник Писарский.
Боевая характеристика на... лейтенанта Хрущева "..." В воздухе спокоен и расчетлив. Аварий и поломок как в мирное время, так и на фронте не имел. "..." Неутомимый в бою, бесстрашный, всегда рвался в бой. Быт дни, когда он делал по 3-4 вылета в день и никогда не жаловался т усталость. На Западном фронте пробыл два месяца (по другим данным того же "Личного дела", не пробыл и месяца. - Авт.) в начальный период, т. е. в самый тяжелый период, когда полк летал без прикрытия, и он не боялся трудностей и смело шел в бой. За период боевой деятельности совершил 27 боевых вылетов по войскам врага. "..." В бою был сбит противником и при посадке сломал ногу. Вывод: хороший, опытный боевой летчик и может быть назван хорошим сыном своего отца. "..." капитан Салоденко. С аттестацией полностью согласен... подполковник Ткачев. 9 января 1942 г.
Наградной лист. "..." Участвовал на фронте борьбы с германским фашизмом с 1 июля 1941 г. "..." Постоянный домашний адрес: г. Москва, Большая Полянка, д. 3/9, к", 35, жене.
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига...
Метким бомбометанием его самолет разбомбил танк и артиллерию противника в районе Великих Лук. 10 июля 1941 г. "..." На обратном пути самолет Хрущева подвергся нападению со стороны фашистских истребителей. Самолет был обстрелян и имел 20 пробоин. Тов. Хрущев спас самолет и вернулся на свой аэродром. "..." майор Ткачев... старший политрук Куликов.
Справка. "..." Хрущев Леонид Никитович 26 шаля 1941 г. после выполнения боевого задания на самолете СБ... был сбит... При посадке сломал ногу. С 1 июля 1941 г. по март 1942 г. находился на излечении в госпитале. (Так в "деле". - Авт.) После выздоровления был направлен на переучивание на самолет ЯК-7 - с марта по ноябрь 1942 г. "..." Справка составлена на основании журнала боевых действий (134-й СБАП), боевой характеристики от 9 января 1942 г. и приказа командующего 1-й ВА N 0477 от 19.12.1942 г. Старший офицер 4-го отдела УК ВВС полковник Бурмистров. 17 марта 19б1 г.
Внимательный читатель заметит, как недобросовестно составлена эта справка. Сколько в ней неточностей! Однако стоит ли удивляться, если учесть, что писалась она через 19 лет после событий, как бы для очистки совести. Чьей? Кому и зачем понадобилось составлять такую, похожую на отписку справку(?), в то время как "дела" других оставались нетронутыми.
РОКОВОЙ ДЕНЬ
С этого места я начинаю цитировать документы, которые по сей день носят гриф "секретно". Замечу, что очень редко в каком "Личном деле" встречаются бумаги с таким грифом. Однако этот случай особый: он касался судьбы сына члена Политбюро. Это в условиях войны действительно было необходимым, так как сын через отца мог знать какие-то сверхсекретные государственные тайны. Итак, "Описание воздушного боя 11 марта 1943 года" (исходящий N 038 от 14.443 г.).
"..." В 12.13 девять ЯК-76... выйти на боевое задание... в районе Кожановка, Ашково, Ясенок, Дынная, Жеребовка. "..." Придя в район действии, группы из-за плохих метеоусловии (дымка до 2000 м) стали действовать самостоятельно. "..." появились истребители противника, которые, пользуясь дымкой, нашли производить атаку наших самолетов. "..." Два наших самолета (ведущий... Заморин, ведомый... Хрущев) были атакованы двумя ФВ-190. В результате завязался воздушный бой... на Н=2500 м. "..." Заморин производил атаку одного ФВ-190 и с дистанции 50 - 70 метров... сбил самолет противника. Хрущев шел с правой стороны, и когда Заморин сбил самолет противника и увидел, who к хвосту мамины-Хрущева пристроился один ФВ-190 и вел по нему огонь, Заморин открыл огонь по самолету противника под углом. Немецкий летчик, видя свое невыгодное положение, отвалил от Хрущева и с пикированием пошел на юг. Заморин продолжал атаковывать. В момент, когда истребитель противника отвалил от Хрущева, Хрущев с переворота под углом 65 - 70 гр. пошел к земле, и когда Заморин возвратился, то Хрущева не нашел и считает, что сбитым он не может быть, так как снаряды рвались далеко в хвосте, а перетянул ручку и сорвался в штопор (так не бывает. - Авт.).. . Когда вея воздушный бой Заморин и Хрущев, все остальные семь на различных высотах и районах вели воздушный бой с истребителями противника ... Гвардии майор Голубов... гвардии полковник Вышинский.
Так отражает бой первый секретный документ. А вот что дополнительно сообщает другой секретный лист (исходящий N 0164 от 283.43). <
> В момент, когда производил атаку Заморин, один ФВ-190 зашел в хвост Хрущеву. Заметив это, Заморин пошел на помощь Хрущеву и дал очередь с дистанции 200 м т атакующему ФВ-190. Самолет противника отвалил и ушел со снижением. Хрущев в этот момент тоже с резким снижением 65 - 70 гр. пошел вниз в районе Мужетенский. Заморин, преследуя атакующий ФВ190, потерял Хрущева. "..." Наши потери: не вернулся летчик ст. лейтенант Хрущев... подполковник Аристов... начальник опер. разведывательного отделения майор Бармотунов.
Именно с этих двух секретных документов началась неразбериха, которая до сих пор порождает споры. Разгадку случившегося есть смысл начать с письма члену Военного Совета Воронежского фронта генерал-лейтенанту Хрущеву.
Дорогой Никита Сергеевич! С глубоким прискорбием сообщаю Вам печальную весть. Ваш сын... Леонид Никитич Хрущев 11 марта 1943 года не возвратился с боевого задания. Отважный сталинский сокол, он на протяжении всей Отечественной войны храбро сражался против немецких захватчиков. "..." В боях получил тяжелое ранение... После выздоровления... Леонид Никитич Хрущев настойчиво просил направить его для переучивания на истребителя. "..." Еще до войны его шлет равнялся 1268 часов... Программу переучивания... окончил 03.11. 1942 г. с оценкой "отлично"...
Мною и начальникам штаба армии было предложено Вашему сыну перенят на работу в Управление Воздушной армии, но он пожелал остаться в боевом полку и от предложения отказался. 4.12.42 г.... был проверен по технике пилотирования. Командир а/э 18 ГИАП гвардии капитан Мазуров дал общую оценку "хорошо". Для обучения воздушному бою к Вашему сыну был прикреплен лучший боевой летчик палка старший лейтенант Заморин, имевший на своем счету 13 лично им сбитых самолетов противника. "..." На неоднократных поверках... Леонид Никитич Хрущев неизменно показывал отличные результаты, мастерство, напористость и отвагу, свойственные талантливым летчикам-истребителям. И все же, несмотря на это, командование полка продолжало дальнейшую его тренировку, под разными предлогами удерживая от боевой работы.
Настойчивые просьбы Вашего сына, который очень обижался, почему "так долго возятся", и блестящая техника пилотирования, умение вести себя в воздушном бою послужили... основой для разрешения... Хрущеву выполнять боевые задания в составе группы из 6 - 9 самолетов под наблюдением и контролем... Заморит. "..." Заморин в первых совместных воздушных схватках сам боя не вел, а охранял своего ученика и наблюдал за его поведением. (А таких боев было аж три, да и те в один день! - Авт.) По его докладу Наш сын атаковал врага смело, преследовал неотступно, направленно использовал освещение облачностью, умело маневрировал, словом, вел бой грамотно и решительно. ... Хрущев произвел 6 боевых вылетов... Участвовал в трех воздушных боях. Возвращаясь после воздушного боя, Ваш сын буквально ликовал, вспоминая подробности схватки и бегство "фрица", которому он зашел сзади в хвост и, преследуя, расстреливал почти в упор.
"Расстреливал почти в упор..." Выходит, расстреливая даже в упор, не смог сбить. А что если это свидетельство о чрезмерном завышении оценок за полеты и свидетельство восприятия Л. Хрущевым происходящего как игры в войну? Все эти бесплодные детские ликования вокруг несбитого "фрица", к сожалению, наводят на такие нехорошие мысли. Создается впечатление, что это письмо переделывалось, а быть может, и дописывалось в ходе пересмотра "Личного дела" после войны. Слишком много косвенных славословий в адрес самого Н. С. Хрущева, что больше соответствует не временам Сталина, а временам Хрущева, хотя, впрочем, всякое бывает... Вместе с тем это показатель того, как даже в Великую Отечественную войну создавались особые тепличные условия детям и родственникам высокопоставленных лиц. Особое отношение было и в мирное время, тем более когда об этом просили или этого прямо хотели наверху. Поэтому наблюдаемое здесь угодническое послевоенное улучшение "Личного дела" сына Н. С. Хрущева делает мое предположение об особых условиях для летчика с "царской" фамилией - небезосновательным, что еще определеннее проявится в документах чуть дальше и Степан Микоян отказывается верить в предательство своего бывшего друга Л. Хрущева...
ЧТО Я ВЫДЕЛЯЮ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ.
К сожалению, выделенные слова наводят на мысль, что, возможно, не такая уж "блестящая техника пилотирования" была у Л. Н., если его опасались выпускать без группы поддержки в 6 - 9 самолетов, да еще и личной охраны со стороны лучшего летчика полка, который в это время, вместо того чтобы воевать, должен был обеспечивать безопасную "игру в войну" для сына (выражаясь словами "Комсомольской правды") "золотого папы", что для такого аса, как Заморин, могло быть просто головной болью. И надо же было такому случиться: стоило им (Заморину и Хрущеву) остаться вдвоем против двух ФВ-190, как произошло то, чего больше всего боялись: Хрущева не то сбили, не то сам разбился, благодаря такой "блестящей технике пилотирования", что "перетянул ручку и сорвался в штопор", из которого, судя по всему, не вышел... И если не разбился сам, то разбил самолет, а сам мог попасть в плен, хотя, впрочем, из-за дымки и так как горючее было на исходе мог посадить самолет и на немецкой территории. Ведь бой был чуть ли не в тылу гитлеровцев. А дальше - опять-таки плен... Кстати, на обстоятельство, что в тот роковой день стояла плотная дымка высотой до 2000 метров, никто тогда чрезвычайного внимания не обратил. А ведь именно в этой дымке мог заблудиться не имевший опыта полетов без штурмана Л. Хрущев. Однако вернемся к печальному письму.
"..." Заморин и Леонид Никитич Хрущев вступили в поединок против двух ФВ-190, постепенно оттесняя их на территорию противника. .. Заморин атаковал и огнем с дистанции 50 - 70 метров сбил одного ФВ-190 ... Хрущев в это время летел справа, охраняя хвост ведущего, и в свою очередь был атакован вторым ФВ-190. ... Заморим немедленно бросился к своему ученику на выручку и огнем отогнал противника, продолжая его преследовать.
Он видел, что самолет Вашего сына с переворота под углом 55 - 7о гр. пошел к земле...
Закончив воздушный бой, Заморин вернулся в район, где оставил... Хрущева, т не обнаружил его. Увидев в стороне свои самолеты и полагая, что... Хрущев находится среди них, он присоединился к общему строю и прилетел на свой аэродром.
"... > Из состава наших истребителей не возвратился Ваш сын... Организованные мною тщательные поиски с воздуха и через партизан пот не дали результатов. (Эта фраза может свидетельствовать, что после войны данное письмо не только копировалось, но и подвергалось доработке с внесением дополнений. - Авт.) В течете месяца мы не теряли надежды на возвращение Вашего сына, но обстоятельства, при которых он не возвратился, и прошедший с того времени срок заставляют нас сделать скорбный вывод "..." Сообщая Вам эту тяжелую весть, прощу принять мое искреннее соболезнование... генерал-лейтенант Худяков.
Загадочно, что дата написания этого письма на копии не указана, как не указано и время изготовления копии, хотя из других источников известно, что оригинал письма датировали якобы 11.04.1943 г. Это тоже может свидетельствовать, что при составлении копии имела место послевоенная доработка оригинала. Но этот вопрос могут прояснить только майор Шалаев, его помощники, его близкие, ну и, конечно, те, кто приказывал ему заняться вдруг этим "больным вопросом"... спустя много лет после войны. В пользу того, что поначалу данное письмо не было столь категоричным в утверждении гибели Л. Хрущева, говорит и информация (если она, конечно, соответствует действительности) о том, что вскоре после того рокового дня был приказ о награждении пропавшего без вести летчика орденом "Отечественной войны I степени". Причем, слово "посмертно" в приказе якобы отсутствовало. В пользу этого предположения свидетельствует и секретный "Приказ Главного управления по формированию и укомплектованию войск Красной Армии N 0363/ПР от 27 апреля 1943 г.", то есть через 16 дней после отправки упомянутой "похоронки" на сына в адрес Н. С. Хрущева. В этом приказе прямо говорится, что Хрущев Леонид Никитович "пропал без вести 11.343", и поэтому "исключается из списков Красной Армии".
ТРИ "ПРИЗНАНИЯ" ЗАМОРИНА
Первое "признание" Заморина отражено в предшествующих документах. Второе "неожиданно" появилось через 17 лет после загадочного боя.
"..." Доклад об обстоятельствах гибели в воздушном бою ст. лейтенанта Хрущева Леонида Никитовича 11 марта 1943 г.
"..." В соответствии с графиком боевых вылетов в первой половине дня было произведено... два вылета. "..." Во второй половине дня мы подготовились к выполнению 3-го боевого вылета. Во всех трех вылетах участвовал ст. лейтенант Хрущев Л. Н.
Напоминаю. На счету у Л. Хрущева было всего три боевых вылета и, как теперь выяснено, все в один день, что не случайно "упускали из виду" все предыдущие составители хрущевских документов, и на что я вынужден обратить впервые и особое внимание. Выходит, сбили Хрущева в первый же по-настоящему боевой день. Это свидетельствует, что начальники не зря так опасались и так не хотели выпускать его в небо, очевидно, между собой прекрасно зная истинную цену его "отличным" отметкам за учебные полеты. Л. Хрущев в их глазах и близко не был новым Чкаловым, несмотря на лицемерные утверждения о настоящем таланте... И все же это не умаляет Л. Хрущева как человека, рвавшегося ценой жизни защищать Родину, а не отсиживаться в теплом месте какого-нибудь военного управления. Что ж, продолжим второе "признание" Заморина.
"..." на высоте 3000 метров я увидел справа сверху пару ФВ-190 и передал породно: "Справа сверху два "фокке-вульфа"... Хрущев ответил: "Вижу!" Уходя из-под удара, мы с ним развернулись на противника и стали в левый вираж. ... Хрущев прикрывал меня в этой атаке. На вираже я зашел в хвост ведомому "фокке-вульфу" и с дальности 70 - 100 метров открыл по нему огонь. Самолет противника перевернулся вправо и начал падать или уходить из боя. За ним я не стал следить и продолжал на вираже сближение с ведущим ФВ-190. В это время ведущий ФВ-190 приближался к хвосту самолета Хрущева. Я увидел, как ФВ-190 открыл огонь по нему, но снаряды, трассирующие, прошли сзади и правее самолета. Я уже достаточно сблизился с противником и открыл по нему недостаточно прицельный огонь, так как спешил ликвидировать создавшуюся опасность для моего ведомого. В момент моей атаки... немецкий летчик сделал резкий левый переворот, включил форсаж и пикированием начал уходить от моей атаки. Самолет-Хрущева находился в это время в левам вираже. Преследуя противника... я дал по нему еще 2 - 3 очереди и, видя, что т уходит, сделал левый боевой разворот в сторону своего ведомого, но его я не обнаружил. Начал вызывать по радио, но ответа не последовало. Видя вдали воздушный бой самолетов нашей группы с группой самолетов противника ФВ-190 и полагая, что там и мой ведомый, я подошел и вступил в воздушный бой в этой группе. "..." Собрав группу после воздушного боя, я не обнаружил в ней моего ведомого. Поиски и неоднократные вызовы породно не дали никаких результатов, а так как горючее было на исходе мы возвратились на аэродром. .. Хрущев не вернулся из этого воздушного боя. В дальнейшем были организованы поиски... но они... не дали положительных результатов. Тогда мы пришли к выводу, что... Хрущев... погиб... В ... бою участвовало 9 летчиков... Из них после войны остались 4 человека... Даниленко Николай Никитович... Замковский Николай Андреевич (проживает в г. Иванова)... Чихунов Михаил Никитович... Заморин Иван Александрович (в/ч 11325 - г. Куйбышев).
К сожалению, Даниленко умер в 1987 году, а совсем недавно, говорят, не стало и Заморина. О двух других ничего не известно. К счастью, у второго "признания" Заморина есть следующее продолжение.
Некоторые приметы обмундирования, снаряжения и личных вещей... Л. Н. Хрущева, находившихся при нем 11 марта 1943 года.
Л. Н. Хрущев выполнял этот полет в кожанам черном шлемофоне; в темнокоричневом кожаном реглане с каракулевым серым воротником; в храмовых сапогах, в голенищах которых были замки "молнии" (ранее раненная нога затрудняла одевание обычного сапога); на руках были темно-коричневые перчатки на меху; гимнастерка - коверкотовая, серого цвета с накладными карманами и стоячим воротникам; на гимнастерке слева орден Красного Знамени, справа гвардейский значок, погоны старшего лейтенанта - парадные; брюки - бриджи коверкотовые, одного цвета с гимнастеркой; вместо нательной рубашки носил морскую полосатую тельняшку; ремень офицерский со звездой; на ремне в желтой кожаной кобуре пистолет марки "Вальтер", а поверх реглана через плечо на ремне в деревянной кобуре пистолет "маузер"; на руке часы, кажется, марки "Лонжин"; при нем был серебряный портсигар (как будто с рисункам охотничьей собаки и дарственной надписью "В деторождения от жены"); зажигалка прямоугольной формы; небольшая записная книжка, заполненная в основном московскими адресами и номерами телефонов.
Доклад составил из личных воспоминаний ... этот бой и образ боевого товарища сохранятся в моей памяти на всю жизнь... гв. полковник Заморин И. А 23 ноября 1960 года.
И наконец, третье "признание" Заморина. Впервые я прочел его лет 10 назад, и вот теперь его повторяет "Комсомольская правда", где сообщается следующее: "Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева Заморин послал на имя маршала Устинова покаянное письмо, в котором признался: "Я в рапорте умолчал о том, что, когда немецкий "ФВ-190" рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу "фоккера". После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более что искать начальство приказало не сразу..."
Все это позволяет предположить, что письмо Устинову действительно было, хотя и не попало по неизвестным причинам в "Личное дело", которым располагаю я. Однако полноценность такого "признания", вероятно, можно установить через министра обороны маршала Сергеева. Смалодушничал ли тогда Заморин или до своего третьего "признания" ему приходилось молчать, спасая честь мундира своих начальников, карьере которых не способствовало бы откровение о том, как они не уберегли сына члена Политбюро? Ответов на эти вопросы у меня пока нет. И пока третье "признание" кажется мне наиболее правдивым. Если письмо Устинову с безоговорочным признанием Заморина в том, что Л. Хрущев стал воздушным Александром Матросовым, действительно существует, я готов обнародовать его полностью.
И герой, и предатель?!
Молотов, как известно, долгое время был вторым человеком после Сталина. После отставки Молотова его литературным секретарем сделался Феликс Чуев, который пытался свести с Молотовым и меня, однако тот очень неохотно шел на знакомства, и поэтому встреча не состоялась. Но вот что неоднократно рассказывал Чуев...
Хотя Молотов, как никто знавший государственные тайны, откровенничал с ним, однако предпочитал делать это, как старый сталинский конспиратор, без посторонних и чаще всего во время прогулок в дачном лесу Поэтому о согласии на магнитофонные записи бесед не могло быть и речи. Но как докажешь, что все это узнал от Молотова? "И тогда, - говорил Чуев, - я решился на хитрость. Так как ходил в гости с портфелем, в котором приносил новые нашумевшие книжки, то и на наши прогулки для разговоров с глазу на таз стал ходить с портфелем, который для усыпления бдительности раз за разом открывал. И когда Молотов привык к этому, я пристроил в портфель маленький магнитофон и с тех пор начал записывать все молотовские воспоминания и мнения. А что оставалось делать, если карманных диктофонов еще не было?"
К чему такой длинный рассказ на отвлеченную тему? Да к тому, что теперь я дословно процитирую слова Молотова о Хрущевых, которые подтверждаются чуевскими магнитофонными записями с указанием дат.
15.08.1972. и 08.01.1974. Молотов:
"Хрущев в душе был противником Сталина, Сталин - все и вся, а в душе другое. Личное озлобление его на любые шаги толкает. Озлобление на Сталина за то, что его сын попал в такое положение, что его расстреляли. После такого озлобления он на все идет, только бы запачкать имя Сталина". Чуев: "Никита от сына отказался, да?" Молотов: "Да".
30.06.1976. и 30.10.1980. Молотов:
"У него сын был вроде изменника. Это тоже о нем говорит. Хорош политический деятель, у которого даже сын и тот..."
16.06.1977. и 09.12.1982. Молотов:
''Сталин сына его не хотел помиловать. Хрущев лично ненавидел Сталина. Это добавилось. Но не это главное. Он не революционер. В 1918 году только в партию вступил - такой активный! "..." Какой же это у нас лидер партии оказался! Это абсурд. Абсурд.
06.06.1973. Чуев: "Хрущев попросил бывшего председателя КГБ Семичастного найти ему все документы, касающиеся его пребывания на Украине. Причем, это было в разгар кампании против Сталина". Молотов: "Наверно, принял меры, чтобы уничтожить подписанные им документы по репрессиям на Украине..."
Эти документальные свидетельства заставили меня задуматься над личностями отца и сына Хрущевых, причиной чему являлось и обнаруженное мною разорение "Личного дела" Л. Хрущева. Между тем здесь, для сравнения, очень кстати дать интервью с его братом, то есть Сергеем Никитичем, ныне тем самым верноподданным США, о котором писалось в первой части. "Слухи о том, что мой брат не погиб, выполняя свой воинский и патриотический долг, а якобы сдался в плен, выдал врагу военную тайну и что после войны он "попал в наши руки" и его ждала "заслуженная кара", - были явно выдуманы. Для чего? Это становится понятным из имевшей хождение версии о том, что, дескать, Хрущев пошел к Сталину вымолить снисхождение к преступнику, даровать сыну жизнь. И "благородный вождь", дескать, с презрением отверг недостойного, говоря: "Я не стал помогать своему сыну-герою, а твой трус должен получить по заслугам". Ясно, кого тем самым хотели возвеличить, а кого принизить и опорочить".
Сильные слова! Которые тоже производят впечатление и ставят под вопрос данные, хотя и лучше всех информированного, но больно уж древнего старика Молотова. Однако достоверность воспоминаний Молотова подтверждают и другие более надежные источники, которые уже в войну были известными людьми, тогда как восьмилетний Сергей Никитич в 43-м, видимо, только-только перестал пешком под стол ходить... В самом деле, неужели вхожий при всех (после Ленина) советских правителях в самый высокий кабинет Кремля и, стало быть, информированный из первых рук нобелевский лауреат Михаил Шолохов знал меньше, нежели сын одного из самых главных, но и самых нечестных наших руководителей... Так вот, Шолохов придерживался тех же данных: дескать, "Хрущеву было чего опасаться - ведь он один из главных виновников массовых репрессий, да и сын, попавший в плен и начавший работать на немцев, расстрелян как предатель..."
Присоединяется к ним и один из главных полководцев и знатоков той войны Главный маршал авиации А. Е. Голованов. Еще больше об этом рассказывал зам. начальника Управления кадров Министерства обороны Герой Советского Союза генерал-полковник И. А. Кузовков, о чем известил меня историк авиации А. Симонов.
Многое мог бы прояснить и В. Семичастный, с которым как с бывшим вожаком комсомола СССР "Комсомольская правда" поддерживает уважительные отношения. В последние годы правления Хрущева он был шефом КГБ и, наверное, кое-что знает... он-то уж скорее всего скажет: а был ли суд над хрущевским сыном-летчиком и где находятся нужные документы.
Да и О. П. Темушкин, работая в органах Прокуратуры СССР, в 50-х годах принимал непосредственное участие в деятельности по реабилитации лиц, незаконно репрессированных в сталинские годы, и, значит, держал в руках ту самую "папку коллегии военного суда", которая осталась после расследований комиссии с его участием и которую лично читал писатель Стаднюк. Кстати, в какие только государственные органы я не обращался, никто ничего об этой папке даже не слышал, хотя при моей встрече с близким другом Л. Хрущева СА. Микояном 21.06.2000 г. выяснилось, что Л. Хрущев действительно во время страшной пьянки убил человека и был осужден на восемь лет с отбытием срока на фронте. Однако это была не девочка с яблоком, а моряк с бутылкой на голове... Итак - новая версия? Или на этот раз судебные документы могут найтись где-нибудь в бывшем г. Куйбышеве? Впрочем, этот суд не за предательство! Значит, был еще один суд?
Можно надеяться, что не откажет в помощи "Комсомольской правде" и немецкое посольство, подтвердив или опровергнув пленение в годы Второй мировой летчика Л. Хрущева. Ведь, если меня не обманули, в Германии составляли и уточняли списки советских военнопленных.
Поисковики из экспедиции "Комсомолки", быть может, и найдут сбитый самолет Л. Хрущева, но вот его останки, судя по всему, покоятся совсем в другом месте, то есть там, где он был расстрелян за предательство Родины, точнее за то, что, попав в плен, работал на фашистов в качестве агитатора...
Что же это получается: Л. Н. Хрущев - и герой, и предатель одновременно? Ведь скорее всего и Заморин говорит правду, но и Молотов с остальными не искажают того, что было, а именно: в самолет Л. Хрущева действительно попал "ФВ-190", и он рассыпался на части, приняв на себя удар, предназначенный командиру (что соответствует данным Заморина); однако затем выбросившийся с парашютом и спасшийся благодаря той самой дымке сын Хрущева попал в плен и работал на немцев, за что и был расстрелян, а это уже соответствует воспоминаниям Молотова и других заслуживающих внимания людей. Предательские двуликие, двойственные гены отца, видимо, сказали свое и в сыне. Стало быть, Л. Н. Хрущев - герой, потому что спас командира, и предатель, потому что изменил Родине! Военная трагедия...
Так обстоят дела с ответом на вопрос: "Предатель или герой?" И все-таки я буду первым, кто выступит за присвоение летчику Л. Н. Хрущеву звания Героя Советского Союза, если кому-то удастся документально опровергнуть то, что узнал я.
Завершить эти исследования помогает мне И. Н. Антонова - свидетельница привычного явления тех лет. Случилось оно в Москве, в районе Ленинградского проспекта. Пошла она гулять. И вдруг... незабываемая картина: могучие русские ребята почти несли под руки совершенно пьяного главного руководителя СССР Хрущева Никиту Сергеича из ресторана гостиницы "Советская", а следом сама, своим ходом, шла Нина Петровна, его неотъемлемая половина. Однако больше всего бросались в. глаза перекрученные фиолетовые чулки, которые "съезжали" с ее ног... И эти люди задавали тон в нашем государстве. Ох, если бы хоть что-то изменилось теперь!!!

02\06\00
Комсомольская правда
ТАЙНА ГИБЕЛИ СЫНА ХРУЩЕВА ВСЕ ЕЩЕ ЗАКОПАНА В КАЛУЖСКИХ ЛЕСАХ! АНДРЕЙ ПАВЛОВ, ВАДИМ ЧЕРНОБРОВ
САМОЛЕТ Леонида Хрущева пока мы не нашли. Был самолет, да не тот! Вместо истребителя Як-7Б, на котором воевал гвардии старший лейтенант Леонид Никитич Хрущев, в лесу на границе Брянской и Калужской областей мы откопали бомбардировщик Ил-4.
Будем лить слезы? Да ни за что! И прежде всего потому, что сами поиски-то не закончились... Кожаный шлем и железный костыль...
После начала наших полевых изысканий возникло сразу несколько версий - какие из многочисленных обломков имеют отношение к самолету сына Хрущева. Это, во-первых, найденный нами поблизости от места падения Ил-4 истребитель. Напомним: единственное, что, возможно, осталось от летчика, - это кость, которую сейчас изучают медики, и два уха от кожаного шлемофона. Последняя находка может оказаться очень важной. Леонид Никитич летал не в стандартном советском шлемофоне, а в американском, из очень хорошей кожи. Внимание: мы ищем хорошего эксперта-кожевенника! Кто может помочь, звоните.
Есть еще два самолета, лежащих в глухой чаще, о которых на днях нам рассказали местные жители. Проверить эти сведения мы просто не успели.
Наконец, о своей находке сообщили жиздринские поисковики. Самолет - вероятнее всего Як - лежит на дне реки, в июне его будут доставать. Как все пройдет, расскажем обязательно.
- Ребята, да вы нашли больше, чем экспедиция 60-го года! - воскликнул историк Андрей Сухомлинов, разыскивающий следы сына Хрущева в российских архивах. Как сбили Героя Советского Союза
Мы опрашивали местное население в близлежащих селениях. Хотя обычно это дело малоперспективное - много ли живых очевидцев осталось с тех военных лет! - в одной из деревень повезло.
- А рядом с нами, километрах в двух, сбили самолет, - рассказал дедуля лет семидесяти. - Я-то сам не видел, а вот сосед мой знает подробности.
Сосед-одногодок поведал: неоднократно, мол, слышал от сверстников историю, как ранней весной сорок третьего почти над самой деревней шел воздушный бой. Немецкие истребители сбили наш самолет. Из горящей машины никто не выпрыгнул, самолет с грохотом врезался в землю. Мальчишки, игравшие неподалеку, на месте взрыва увидели дымящиеся обломки, человеческие останки. Успели отыскать какие-то документы. Только спрятали их за пазуху, как подкатили на мотоциклах немцы из комендатуры и ребят прогнали.
- Мне говорили, что, когда нас освободили, пацаны эти документы передали двум советским офицерам, - заканчивает историю дед. - Те очень удивились, похвалили, но, прочитав фамилию в удостоверении, просили молчать. - Почему?
- Не знаю. Может, это и был сын Хрущева?! А место падения самолета потом запахали, чтобы концы в воду! - Как найти кого-нибудь из тех пацанов?
- Трудненько будет! Этот помер... этого немцы угнали на запад... а этот после войны уехал из деревни. - Куда? - В Москву шоферить.
Мы кинулись искать последнего уцелевшего свидетеля. Быть может, этот человек на самом деле держал в руках документы старшего лейтенанта
Хрущева!
Ни на что не надеялись, и вдруг - удача! Нашли... Причем буквально в паре километров от нашего экспедиционного лагеря! Ныне пенсионер, Петр Кондрашев всю свою жизнь действительно проработал в Москве, а на старости лет купил пустовавшую хату в деревне: родная в войну сгорела. Он-то и привел нас на место падения самолета. - Извините, ребята, но это был не тот, кого вы ищите!
По словам Кондрашева, когда они с ребятами катались на речке на самодельных коньках, то услыхали: высоко в небе воет одинокий советский бомбардировщик.
- Позже я по книгам определил - это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Вдруг из облака вынырнул фриц и дал две очереди. Тяжело нагруженный бомбардировщик пошел вниз. Взорвался. Мы, как были в коньках, - бегом к самолету! Огромная воронка дымится, мясом жареным пахнет. Помню, лежали рядом три пальца в обрывке кожаного реглана и часть черепа с русыми волосами. - Это правда, что там документы были?
- Мой сосед их нашел. Правда, позже это было, когда мы по ночам туда бегали... Фамилию летчика не помню, но точно - не Хрущев. Кстати, наш летчик Героем Советского Союза был! Я так думаю, абы кого не послали бы в одиночку бомбить Брянск. Видимо, миссия была секретная... К курсанткам не приставал!
Пока мы вели поиски, в редакцию продолжали писать и звонить люди.
- Я так благодарна газете за эту статью... Леонид не мог быть предателем!
В трубке - чуть хриплый женский голос. Надежде Ивановне Гончаровой восемьдесят четыре года, последние несколько лет она не выходит из своей московской квартиры и даже не встает с кровати: болезнь. Но память еще остра. И она прекрасно помнит своего инструктора по летной школе в Киеве, молодого, но требовательного и строгого Леонида
Хрущева.
- Я с 38-го года училась летать на У-2, первую и вторую ступень окончила с отличием. И во многом это его заслуга. Великолепный был человек и летчик. Настолько все понятно объяснял!
Из одиннадцати курсантов своего звена Надежда Ивановна в те годы была единственной женщиной. Приходилось нелегко.
- Как сейчас помню: в пять утра встаешь - и на первый трамвай. В девять начинались полеты. Леонид всегда приезжал на машине. Интеллигентный, подтянутый, всегда хорошо одевался. Сейчас читаешь иную сплетню о нем - удивляешься. Какой пьяница ? Ничего подобного! Мы, конечно, знали, кто его отец. Но при этом за его спиной не велось никаких разговоров: вот, мол, папин сынок... Он действительно летал очень хорошо, и даже немолодые инструкторы его уважали. И если некоторые приставали к молодым курсанткам, то Леня этим никогда не грешил!
Потом Хрущева перевели в Москву, Надежда Ивановна аккурат перед войной вышла замуж, родила ребенка. Муж, летчик, погиб на Ил-2 под Ленинградом. Много всего пережила, но бравого учлета Хрущева она вспоминает до сих пор. Летчика мы искали с воздуха
Увы, пока доказательств, что найдено место гибели военлета Леонида Хрущева, у нас нет. Но затеянная экспедиция не была напрасной. Мы не прогадали, пригласив читателей КП : сложился сильный поисковый коллектив - больше ста человек! - которые готовы ехать с нами снова. Прочесывание велось как с земли силами восьми отрядов, так и с воздуха - Владимир Лапин, спасатель МЧС, наладил разведку на мотопараплане. Радисты-коротковолновики Алексей Веселов и Андрей Котельников рассказывали об экспедиции коллегам всего мира: от Курска и Грозного до Австралии и архипелага Чагос в Индийском океане. Поработали очень результативно.
И под конец праздников на общем собрании мы решили, что если летние поиски самолета Хрущева закончатся неудачей, то объединенная команда Комсомольской правды и Космопоиска соберется в следующем году на майские праздники в калужских лесах, чтобы продолжить трудное, но необходимое дело.
МЫ НЕ ОСТАВЛЯЕМ надежды найти летчика, в паре с истребителем которого Леонид Хрущев отправился на свое последнее задание. Полковник ВВС Иван Леонидович Заморин, служивший в 60-х годах в летной части в Куйбышеве, откликнитесь! Присылайте письма и все, кто его знает или знал, родственники, друзья... Наш E-mail: pavlov@kp.ru

27\05\00
Весть, Калуга
ИСКАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ
Алексей САЛАХОВ
29 апреля 2000 года спокойная жизнь обитателей жиздринских лесов вновь была нарушена. Несколько десятков человек, туристского вида и полных энтузиазма, всерьез вознамерились провести очередные майские праздники в непроходимой глуши. Поставив палатки и развесив антенны коротковолновой и "Си-Би" - связи, они сочли свой лагерь вполне оборудованным и приступили к выполнению намеченной программы. Кроме московского ядра группы "Космопоиск" (а этими туристами были именно они), ожидалось прибытие ребят из Петербурга, Вологды, Рязани, Химок, Электростали, Орла, Брянска, Людинова, Жиздры и, конечно, из Калуги. Ведь инициатива организации жиздринской экспедиции принадлежит Калужскому уфоклубу. Началось все так...
ИЗ СООБЩЕНИЙ ОЧЕВИДЦЕВ. "Это было 7 октября 1996 года. Я как обычно вышел вечером прогуляться с собакой ... И вдруг на западе я увидел яркую красную звезду. Она была крупнее, чем обычная звезда. Двигалась, казалось, быстрее самолета и скрылась за домами в юго-западном направлении. Это не было похоже ни на самолет, ни на спутник".
Жители Кирова и Людинова были поражены увиденным:
"Было уже темно. И вдруг вспыхнул яркий белый свет. Было светлее, чем днем, даже смотреть больно. Дома просвечивало насквозь, и казалось, что их отодвинуло. Через несколько секунд свечение погасло, а спустя еще секунд 10-20 мы услышали взрыв". Те, кто видел такое "чудо", не забудут его долго. Но оно не дает покоя и нашим неутомимым искателям, каждый год собирающимся в путь, чтобы найти следы падения "людиновского болида".
САМОЛЁТ. Из дневников исследователей. Александр Кошелев: "С утра пораньше, плотно позавтракав, взял лопату, к ней - рюкзак и поехал..."
Исследователи выехали, несмотря на надвигающуюся непогоду и похолодание. По прогнозу метеоролога группы Александра Власенко в предстоящую ночь следовало готовиться к заморозкам на почве до минус пяти... А утром мы отдирали от этой почвы примёрзшие миски и другие предметы быта.
В первый же день группа поиска отправилась на обследование объекта "самолёт". Овальная воронка диаметром почти десять метров и глубиной около четырёх более чем на половину залита водой. Есть надежда, что, вычерпав воду ведрами и котелками, удастся исследовать её содержимое. Помимо множества мелких металлических осколков и бесформенных частей фонаря кабины пилота найдена приборная доска самолёта с куском кабеля. Однако по ним опознать самолёт сложновато. В двадцати-тридцати метрах от воронки лежат стойки шасси и консоли крыла. Все алюминиевые детали изорваны в лохмотья. Но стойка шасси представляет собой мощную стальную конструкцию.
Сергей Александров: "Точно, это наш. Сбили. Со времен войны лежит. Бомбардировщик".
По характерным деталям можно с большой долей вероятности судить о том, что сбитый самолёт - это Ил-4.
Позже со дна воронки были подняты звенья пулемётной ленты, лоскуты кожи от шлемофона и, возможно, куски лётного планшета.
ПОИСКОВИКИ. Печальные отметины войны встречаются довольно часто. Все стальное превратилось в ржавый порошок. До сих пор видны "военные" раны на деревьях. В экспедиции-2000 приняли участие и опытные поисковики. Почти всё своё свободное время эти люди отдают труду, до сих пор непонятному многим обывателям.
Тамара Карпова: "Я уже привыкла, что на меня показывают пальцами, как на сумасшедшую... но это непорядок, когда люди не похоронены по-человечески. Это надо исправить".
- В экспедицию попала случайно, прочла в газете. А когда друзья из Питера прислали ту же вырезку, я поняла, что это судьба говорит Тамара.
Две действовавшие группы поисковиков очень помогли общему делу, работа над которым преподнесла несколько сюрпризов.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Несмотря на трудности, энтузиасты ежедневно и методично прочесывали лес, выстроившись цепью. Для оперативного руководства цепь была поделена на отдельные отряды. Вооруженные рациями, командиры отрядов пытались сохранить стройность рядов своих отрядов и цепи в целом. Цепь то и дело рвалась, но народ не отчаивался. Третьему отряду хронически не везло. Ожидая, пока храбрый третий выберется из очередного бурелома, командир первого отряда Сергей Смирнов, победно поставив ногу на пенек, пояснил: "Наше генеральное направление - бурелом". Особенно теплые воспоминания оставили многочисленные буреломы, подтопленные болотцами.
Но и этот труд был вознагражден. Результатом поиска стали ещё три места падения самолётов времён войны. Они пока не обследованы, и сейчас о них невозможно что-либо сказать, но по документам в этом же районе упал истребитель Як-7Б, который пилотировал... Во время экспедиции на E-mail "Космопоиска" пришло сообщение: "О ходе работ по поиску самолёта Леонида Хрущева прошу держать меня в курсе. Никита Хрущев".
В ЛАГЕРЕ. Вечером у костра обсуждается все найденное и ненайденное. А поскольку и того и другого накопилось очень много, разговоры затягиваются далеко за полночь. Старожилы "Космопоиска" рассказывают о прошлых экспедициях. Всего их было более сорока по разным регионам - Тунгуска, Урал, Тверская, Вологодская, Московская, Калужская, Волгоградская и другие области. Обсуждаются версии падения болида, родившиеся на месте. Но чай кончился, а надвигающийся холод разгоняет всех по палаткам. После дождя палатки обледенели. Под лунным светом заиндевевший лагерь выглядел, как марсианское поселение. Заморозки до -5 С.
Утром лагерь навестил глава администрации Жиздринского района Николай Владимиров, первым делом поинтересовался: "Есть какие проблемы Больные в лагере есть" Ознакомившись с ходом работ, отметил: "У моих поисковиков тоже есть мысль, где искать Хрущева. Недавно ребята затонувший самолёт нашли. Аквалангисты осматривали, из ила хвост торчит. Похож на истребитель. В июне будем поднимать, приезжайте".
Так, борясь с холодом и избытком съестных припасов, члены экспедиции мужественно вписали очередную страницу в историю поиска "людиновского болида". На карту нанесены зоны поиска этого года и определены задачи на следующий. Спущен флаг экспедиции, на котором расписались все члены "Космопоиска" и гости, и перепуганные звери могут спокойно возвращаться в свои норы. Следующий год принесет, вероятно, новые находки, а может, и самую главную.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Из дневников исследователей. Ларион Душников:
"До дома доехал прекрасно. На работе встречали прямо как героя какого-то. С удивлением: "Неужели живой?!" Пришлось доказывать, что ничего опасного для здоровья в таких поездках нет, а, скорее, наоборот".

05\05\00
Комсомольская правда
МЫ НАШЛИ ОБЛОМКИ СРАЗУ ЧЕТЫРЕХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ!
На каком из них погиб сын Никиты Хрущева? Это еще предстоит выяснить поисковикам и экспертам
ПРОДИРАЯСЬ сквозь ельник, плетемся по лесу. Светит солнышко, птичка чирикает в ветвях, молодая зелень кидает бутылочные отблески на белую кожу берез.
- Лепота... - произносит кто-то мечтательно. - Я бы здесь с удовольствием попартизанил.
Красоты красотами, да вот смотрим мы больше не в стороны, а под ноги. Но и на земле свои нехитрые весенние радости: то потрясающий ковер беленьких цветков кислицы увидишь, то первые грибы - сморчки со строчками. Впрочем, что нам сейчас до сморчков?! Мы ищем железки. А если точнее - части от упавшего и взорвавшегося самолета. Я дежурю по обломкам
Cто тридцать четыре человека - столько собрала на майские праздники экспедиция Комсомольской правды . В леса на границе Брянской и Калужской областей приехали местные поисковики, ребята из Химок и Электростали, Рязани, Питера, Орла, Тульской и Волгоградской областей. Прилетели даже десять человек из Мурманска и Воркуты. Все они приняли участие в поисках самолета Леонида Хрущева. - Эй, потонешь! - орет парень лет четырнадцати своему сверстнику.
Тот пытается ногой в болотном сапоге промерить глубину озерца в воронке. Правильной формы углубление в земле диаметром двенадцать и глубиной около четырех метров сильно залито грунтовыми водами. Пятьдесят семь лет назад сюда врезался самолет. Взрывом его части раскидало далеко по округе.
- Так, требуется дежурный по обломкам! - доносится крик из березовой рощицы.
В первый день мы занимаемся тем, что прочесываем окрестности в поисках новых воронок, кусков металла. И диву даемся. Земля просто засеяна мелкими железяками. Их пронумеровывают, описывают, тащат в одну кучу. Находим куски авиационного кабеля, осколки самолетного фонаря. Едва копнув слой дерна в заросшей главной воронке , обнаруживаем увесистую штуковину, в которой наш главный эксперт Сергей Александров, сотрудник Института истории естествознания и техники, опознает приборную доску самолета.
Человек шесть становятся цепочкой и ведрами, котелками отчерпывают воду из озерца в воронке. Народ ворчит: воды много, мартышкин труд...
- Смотри, откуда падал самолет! - показывает куда-то в небо парень, одетый в камуфляж. Там, на юго-запад от воронки, видны сбитые верхушки деревьев.
Наши люди
- Я раньше очень сильно реагировала на патетику, на сильные слова - долг, Родина... А сейчас просто говорю себе так: это непорядок, когда люди не похоронены по-человечески, и это надо исправить.
Беленькую худенькую девушку в очках зовут Тамара Карпова, и за ней всю экспедицию толпами ходил народ. Не подумайте плохого, просто эта не по годам опытная дама-поисковик - ей около тридцати - обладательница чувствительнейшего английского миноискателя. Кто что наживает в своей жизни...
- Я уже привыкла, что на меня часто показывают пальцами, как на сумасшедшую, - усмехается Тамара.
И то: люди летом на отдых, а она - на кладбища под открытым небом - в район Ржева, Новгорода, Питера. Астроном по образованию, сейчас Тамара Карпова работает бухгалтером. С поисковиками ходить начала еще в Казанском университете. Сейчас в поле выезжает, как правило, в одиночку. Характер бойцовский.
- Когда в Москве пошли взрывы и нас начали запугивать, мол, не трогайте бесхозные предметы, я своему одиннадцатилетнему сыну сказала: трогай. Только сначала петлю веревочную сделай, отойди за угол и потяни. Если ты этого не сделаешь, кто-то другой может запросто взлететь на воздух.
В экспедицию попала случайно. Прочла в Комсомолке , что ищут самолет Хрущева. А через неделю друзья из Питера прислали эту же вырезку. И я поняла, что это судьба...
Зря копали?
На третий день воду из воронки почти вычерпали, осталось грязное месиво. Все ходят возбужденные: скорее всего, летчик в яме, надо только произвести раскопки. Но попробуй разгреби то, что осталось... Ребята граблями и лопатами месят серую кашу. Есть! Что это? - Пулеметная турель с лентой! - важно объясняют спецы.

Время идет, но ни личных вещей, ни самого летчика пока нет. Еще находка! Покрытая грязью, поднимается наверх стойка шасси и гидроамортизатор. На последнем - огромная пробоина. Самолет сбит снарядом калибром не меньше чем 60 миллиметров.
И тут экспедицию настигает страшный удар. Сергей Александров уже с час хмурится, рассматривая найденные железяки. Потом подходит к группе поисковиков и грустно объявляет: Ребята, это не самолет Хрущева, это бомбардировщик Ил-4!
Чья кость?
Вечером в лагере подавленное настроение. Лишь два радиста-коротковолновика, Леха с Андрюхой, веселятся, слушая эфир. Их дело - связь с Москвой, но они нарвутся то на коллегу из Чехии, то на немца, а сейчас вот со своим восьмиваттовым радиопередатчиком умудрились поговорить аж с Австралией.
- Ребята, новые обломки нашли! Говорят - Як ! - бежит к нам паренек с другого конца лагеря. Это вернулась одна из поисковых групп. Мужики рассказывают скупо. Да, буквально в сотне метров от упавшего бомбардировщика нашли выхлопной патрубок от двигателя водяного охлаждения. Это обломок истребителя. Поработали граблями, нашли еще несколько мелких деталей. А потом нашли и обломок кости. Человеческая? Кость идет по рукам. Врач экспедиции, студент-медик Дима Чмиль, прячет находку в свою сумку. - Покажу специалистам... Ищите, братцы, ищите...
На следующий день ребята идут на новое место поисков, а мы отправляемся в Москву, передать репортаж в газету.
- Звоните, новости будут! - ухмыляется на прощание брянский поисковик Валерий Кондрашов, крупный мужик лет пятидесяти с лишним. Самолеты он ищет аж с 72-го года. У Валерия Викторовича отец воевал на Ил-2 стрелком-радистом. Начал еще в финскую, а потом и всю Великую Отечественную прошел... пролетал, конечно.
- Когда-то я думал, что в наших краях войны не было, только партизаны, - басит Кондрашов. - А как поплутал по лесам, понасмотрелся на кости... Три армии здесь полегли!
Нас провожает и подъехавший в лагерь глава Жиздринского района
Николай Владимиров.
- У моих поисковиков тоже есть мысль, где искать Хрущева... - говорит он дружелюбно. - По документам, его самолет упал в районе Акимовки, Мужитинского, Зикеевки. А недавно ребята в районе Зикеевки затонувший самолет нашли. Аквалангисты осматривали, из ила торчит хвост. В июне будем поднимать, приезжайте... Предварительные выводы экспедиции:
1. Найденный самолет, который первоначально мы приняли за самолет Хрущева, - погибший советский бомбардировщик Ил-4.
2. В районе поисков найдены обломки еще трех самолетов, Один из них может оказаться тем самым Як-7Б, который пилотировал старший лейтенант Леонид Хрущев. На местах падения самолетов сейчас продолжается поисковая работа.
3. Параллельно с поисками самолета Хрущева будут вестись раскопки и на месте падения Ила - нам важно знать, кто там погиб.
4. Когда верстался номер, позвонил медик экспедиции: профессор Второго медицинского института, завкафедрой анатомии Иван Новиков пока не смог однозначно сказать, принадлежит ли найденная кость человеку: Необходим анализ компактного слоя кости...
Андрей ПАВЛОВ, Вадим ЧЕРНОБРОВ. Калужская область.

28\04\00
Московская правда
АУ!
Екатерина ГОЛОВИНА.
Пора не пора, я иду со двора...
В очередную облаву на небесного пришельца отправились сегодня поисковики из научно-исследовательского центра "Космопоиск". Впервые со времен Кренкеля и Папанина все перипетии героического рейда смогут отслеживать радиолюбители.
Что касается пришельца, то его, высунув языки, ищут уже четвертый год. О чем "МП" вам периодически и сообщает. Для тех, кто не в курсе: в октябре 1996 года в небесах над Калужской областью раздался взрыв. По спутниковым и сейсмоданным, там должен был упасть метеорит, претендующий на роль самого большого в мире. Показания приборов подтвердили и рассказы очевидцев, которых опросили по свежим следам местные уфологи (последние надеялись, конечно же, на падение тарелки).
Район поисков был определен специалистами Комитета по метеоритам в пределах "плюс-минус сотни километров". Денег на поиски у бюджетной конторы не было, и помочь нищей российской науке вызвались добровольцы. В мае 1997 года энтузиасты "Космопоиска" отправились под Калугу. Залетного гостя искали, как беглого зека: живая цепочка шла напролом сквозь поля, болота и овраги, прочесывая местность пядь за пядью. На все про все ушло два года. В этом планируют "добить" остаток леса и окончательно снять (а может - чем черт не шутит - и поставить) метеоритный вопрос.
За два года майских поисков (а искать каменюку отправляются исключительно по весне, пока не затянулась травкой голая природа) были найдены: пара-тройка старых блиндажей, масса заросших, но явно не метеоритных воронок, камень-артефакт, взбаламутивший не один десяток научных лабораторий, и несколько килограммов ржавого военного железа. В числе последнего - дюралевые детали самолета, сбитого когда-то над калужским лесом. В нем-то и видят поисковики вторую цель своего рейда.
Дело в том, что над тем же самым лесом 11 марта 1943 года пропал без вести летчик Леонид Хрущев - сын небезызвестного Никиты Сергеевича. В свое время поговаривали, что он добровольно сдался немцам, приземлившись на раненом самолете на оккупированную территорию. Однако факты, обнародованные не так давно однополчанином Хрущева, говорят о том, что предателем тот стал по оговору. Так или иначе, но боевой ЯК-7Б никто никогда не искал - эту историческую брешь и хотят заделать добровольцы, решившие вывезти из леса остатки найденного в прошлом году самолета. Окажется ли он машиной Хрущева или какого-нибудь другого летчика, установит уже экспертиза.
Кстати, все перипетии поисков смогут отследить в прямом эфире радиолюбители. Первый и последний раз подобную акцию болельщиков проворачивали аж в 1937 году, когда вся страна могла связаться с сидящими на льдине папанинцами. Для тех, кто может отличить приемник от передатчика и считает радио самым главным изобретением человечества, сообщаем позывные лагеря: RX3APL (Алексей) и RU3ABO (Андрей). Кроме того, просьба ко всем остальным при наличии в эфире позывных RK3ABI (Борис) и UA3AJT (Евгений) давать им "зеленую улицу". Выходить на связь можно с 29 апреля по 9 мая с 11 до 16 часов - на волне 20 м, с 21 до 24 часов - на волне 160 м. Для тех же, кто предпочитает кириллицу азбуке Морзе, сообщаем, что непременно расскажем о результатах героического поиска в газете. (Новость крупным планом)

14.04.00
Комсомольская правда
СЫН ХРУЩЕВА НЕ БЫЛ ИЗМЕННИКОМ РОДИНЫ!
Автор АНДРЕЙ ПАВЛОВ, ВАДИМ ЧЕРНОБРОВ
За доказательствами подвига летчика Леонида Хрущева
мы вместе с читателями КП отправляемся
в калужские леса
Май 1998 года, Калужская область, Жиздринский район. Экспедиция
Космопоиска , в составе которой находился один из авторов этого
материала, искала метеорит. Майские праздники были на исходе, и мы
сворачивали поиски. Была переделана уйма всякой побочной работы:
разведали древнее городище, нашли множество военных трофеев - корпуса
мин и гранат, гильзы, каски, которые позже передали в музей. Также
поисковики обнаружили затонувший танк времен Великой Отечественной. А
вот с тем, ради чего и были затеяны поиски, не повезло - Жиздринский
метеорит как в болото канул.
...В то утро мы успели прочесать около трех квадратных километров
леса. Вадим Чернобров осмотрел подозрительную воронку и побежал догонять
ребят, которые не спеша шли по лесу цепью. И вдруг он едва не споткнулся
о длинную изогнутую железяку. То, что это обломки самолета, сомнений не
было никаких: деталь из дюраля - металла, который, кроме авиации, раньше
нигде не применялся, да и вид у нее вполне авиационный . Поскольку в
тот момент было не до разглядывания самолетных внутренностей, Вадим
запомнил расположение находки и поспешил дальше.
Когда приехали в Москву и систематизировали находки, обратились в
архивы с вопросом: что за самолет сбит в этом районе? И всплыл
неожиданный факт. Как раз над здешним лесом 11 марта 1943 года пропал
без вести боевой летчик Леонид Хрущев, старший сын (от первого брака)
Никиты Сергеевича Хрущева!
Тунеядец, хулиган, алкоголик...
О последнем бое гвардии старшего лейтенанта Хрущева до сих пор
ходит чересчур много легенд. Вот только две версии. Согласно первой -
его подбили, он выкинулся с парашютом, приземлился на оккупированной
немцами территории и сдался в плен. По второй - он даже не был сбит, а
просто добровольно перелетел на вражеский аэродром.
Почти столько же мифов существует и о всей его жизни. Самым
заслуженным мифотворцем следует признать Серго Берия, который в книге
Мой отец - Лаврентий Берия написал, что сын Хрущева еще до войны
связался с бандой уголовников, его подельников расстреляли, а самому
Леониду по блату дали десять лет отсидки. Писали также, что золотой
сынок безбожно закладывал за воротник, и в пьяном угаре застрелил
майора Красной армии, что потом, предав своих, был агитатором у
фашистов, что расстреливал красноармейцев, отказавшихся сотрудничать с
немцами.
Самый добросовестный исследователь, полковник юстиции в отставке
Андрей Сухомлинов, отыскал личное дело Леонида Никитича Хрущева,
переговорил с десятками свидетелей и пришел в выводу: во всех этих
слухах ни капли правды. Сын Никиты Хрущева жил, сражался и умер как
герой. Единственная сложность в том, что неизвестно достоверно, как он
погиб.
То ли дождик,
то ли снег, то ли падал, то ли нет
В последнем бою Хрущев на своем Як-7Б был ведомым. Ведущий, гвардии
старший лейтенант Заморин, дает три версии, касающиеся рокового боя, и
все разные! Почему? Как позже признался сам Заморин, было страшно. И он,
и командование полка боялись наказания за то, что не уберегли сына члена
Политбюро. И вот в первом рапорте Заморин пишет, что самолет Хрущева
сорвался в штопор, во втором - что в горячке боя вообще не заметил, что
там стряслось с его ведомым.
Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР
Никиты Сергеевича Хрущева Заморин послал на имя маршала Устинова
покаянное письмо, в котором признался: Я в рапорте умолчал о том, что,
когда немецкий ФВ-190 рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу
под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой
самолет наперерез огневому залпу фоккера . После бронебойного удара
самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на
земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более
что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над
территорией, оккупированной немцами .
В письме Заморина одно бесспорно - бывший ведущий изо всех сил
старается спасти репутацию погибшего ведомого. О том, что самолет
буквально рассыпался , он пишет впервые. Почему? Скорее всего,
бесхитростный ветеран попытался защитить напарника от обвинений в
предательстве и объяснить, почему на земле ничего не нашли. Но объяснять
и не надо. Найти его в глухом лесу - если вообще искали - практически
невозможно. Взрывом обломки разметало между деревьев. Лес в округе
смешанный, даже зимой земля надежно прикрыта с воздуха еловыми лапами, а
если искать начали не сразу , то ко времени поисков уже распустилась
листва. Можно было пролететь в ста метрах над воронкой и ничего не
заметить.
Успел спастись?
На следующий год мы долго искали останки самолета. Школьник из
Людинова Паша Фандеев первым наткнулся на ту же самую деталь, потом
нашли заросшую травой воронку, из воды извлекли ржавую железяку. Вот
оно!
Измерили воронку, образовавшуюся от падения. Получилось шесть
метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили,
что самолет падал с севера и вошел в землю под углом около 45 - 50
градусов. Он взорвался сразу после падения, это видно по раскиданным во
все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки
шасси и обода колес, резина на которых сгорела. На патрубках двигателя
хорошо сохранились следы пуль. Значит, самолет был сбит, причем стреляли
по нему практически в упор - пули легли кучно в двигатель. Если очередь
прошла по самолету только раз, есть надежда, что кабину она не достала.
То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик был
еще живой. Вполне возможно, что он успел выбраться и позже умер от
полученных ран. Плен исключается: ни один документ из наших и немецких
архивов не подтверждает эту гипотезу.
Костей, останков одежды в прошлогоднюю экспедицию мы не нашли. Хотя
это вовсе не означает, что их там нет вовсе. Не нашли также никаких
отличительных признаков. Чей же это самолет? Неужели Хрущева?
Ищем сына Никиты Хрущева
Итак, в конце апреля начинаются широкомасштабные поиски в районе
падения неизвестного самолета. Надо перекопать и просеять не один
кубометр грунта на месте воронки, прочесать лес в ее окрестностях.
Вполне может оказаться, что мы найдем не то, что ищем. Но и это
результат: будет названо еще одно имя героя Великой Отечественной.
Но если мы найдем какую-либо деталь, по которой сможем
идентифицировать обломки, и докажем, что здесь погиб сын Никиты Хрущева,
то сделаем великое дело. Боевой летчик, виновный лишь в том, что у него
был золотой папа , окончательно отмоется от гаденьких и ни на чем не
основанных обвинений в предательстве.
P. S. Все, кто прислал заявки на участие в экспедициях КП - а это
десятки читателей Комсомолки - и кто живет недалеко от Москвы! У вас
есть возможность проверить себя в настоящем деле. Команда Комсомольской
правды отправляется на поиски самолета Хрущева 28 апреля в 23.00 от
штаба экспедиции на улице Нагатинская, 19 А (три остановки на любом
трамвае от ст. метро Коломенская ). Условия участия в экспедиции на
http://kosmopoisk.null.ru
Внимание! Все присланные ранее заявки надо подтвердить по телефону:
257-59-85 в рабочее время либо скинуть информацию на пейджер: 788-00-88
для аб.131531 или на электронную почту по адресу: pavlov@kp.ru