От Алексей Ответить на сообщение
К Venik Ответить по почте
Дата 03.07.2002 21:57:45 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: Дак признали Швейцарцы свою вину...


>Мое почтение!

Добрый день,

В том смысле, что система автоматического предотвращения столкновений - была ими выключена ( якобы на профилактике была)

>Немного оффтоп, но рискну...

>Перечитал все на форумах airdisaster.com, на Usenet-е и т.д. Порылся в библиотеке Боинга и разговаривал с пилотом грузового Б-757. И представляется такая возможная картина:

>1) Выдвигать обвинение пока рано - к катастрофе привела цепь событий и многие факты пока доступны только спецам ведущим расследование.

>2) В техническом плане и тушка и Боинг были скорее всего тип-топ. Во всяком случае пока ни о каких проблемах этого рода не упоминалось.

>3) Экипажи обоих самолетов имели необходимую квалификацию и опыт. Русские не пили и не крутили петлю Нестерова, англичанин с канадцем не гоняли чаи и не играли в гольф в грузовом отсеке.

>4) Не земле у швейцарцев была отключена система предупреждающая о столкновениях - то-ли запланированное обслуживание компьютеров то-ли нештатная ситуация. Пока не известно но это по крайней мере один технический фактор.

>5) Опять-же на земле было два диспетчера на дежурстве, в момент аварии один отливал в сортире. В небе было пять рейсов - ночь была спокойная.

>6) Самолеты сближались под углом около 90 градусов, скорость сближение более 9 миль в минуту, посадочные фары потушены, как и требуется по правилам на этой высоте, оба самолета имели TCAS II но возможно разных версий (ходят слухи что тушка имела "Mode-C" a Боинг - более новый "Mode-S", что, однако, не представляет проблемы).

>7) Первое указание с земли пилоту Ту-154 поступило за 50 сек. (не 90 сек.) до столкновения. Пилот отреагировал на второе (не на третье) указание, которое последовало за 30 сек. до столкновения.

>Ну и основная версия:

>Почему и каким образом самолеты оказались на пути к столкновению - дело пока темное. TCAS только дает приказ "вниз" или "вверх" - горизонтальный маневр исключается. В процессе маневра TCAS отслеживает изменения в окружающей ситуации и дает корректирующие указания. Это небходимо на случай если другие самолеты не оборудованы TCAS или по какой-то причине не следуют указаниям системы.

>Куда TCAS направляет самолет зависит от уникального серийного номера транспондера. TCAS также определяет конкретную частоту снижения или набора высоты. Эта частота также определяется серийным номером транспондера во избежание взаимно-исключающих маневров самолетов.

>Если капитан Боинга получил команду от TCAS на снижение то в тот-же момент капитан тушки получил команду "вверх". TCAS на обоих самолета работали синхронно и давали предупреждения пилотам одновременно. Эскалация действий TCAS на обоих самолетах от "предупреждения" к "указанию" происходило также одновременно. Во всяком случае если системы были исправны, в чем пока сомнений нет.

>По правилам пилот должен следовать указаниям TCAS точно и немедленно, без предварительного согласования с диспетчером. Но тут есть одно большое "НО" - определенных правил действия на случай конфликтующих указаний TCAS и диспетчера не существует. Пилоту предстоит сделать выбор кому довериться - бортовому компьютеру и орущему с земли диспетчеру.

>По правилам, диспетчер не должен давать указания пилотам если их действия уже находятся под контролем TCAS. Диспетчер ЗНАЕТ какой TCAS на борту о какого самолета, ЗНАЕТ какой серийный номер, ЗНАЕТ какой самолет будет направлен этой системой вверх а какой вниз. Все что может и должен делать диспетчер в данной ситуации это молчать.

>Обычно предупреждение с земли о взможном столкновении и соответствующие указания поступают за 5-10 и более минут до возможного столкновения. В данном случае 5 минут выражается в 45 миль между Ту и Боингом. Предел дальности "зрения" TCAS - 40 миль.

>Что могло произойти: швейцарцы на земле ловили ворон или какое-то их оборудование не работало. Пилот Ту и пилот Боинга получили указание от их TCAS на набор высоты и снижение, соответственно.

>В этот момент диспетчер на земле спохватился и необдумав ситуацию (или в попытке прикрыть задницу) дал указание пилоту "тушки" на снижение. Пилоту понадобилось несколько секунд на решение кому-же довериться - компьютеру или диспетчеру. После второго приказа с земли пилот Ту начал снижение и столкнулся с Боингом.

>С уважением, Venik