|
От
|
Venik
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.07.2002 21:25:36
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Еще пару слов о столкновении Ту-154 с Боингом
Мое почтение!
Немного оффтоп, но рискну...
Перечитал все на форумах airdisaster.com, на Usenet-е и т.д. Порылся в библиотеке Боинга и разговаривал с пилотом грузового Б-757. И представляется такая возможная картина:
1) Выдвигать обвинение пока рано - к катастрофе привела цепь событий и многие факты пока доступны только спецам ведущим расследование.
2) В техническом плане и тушка и Боинг были скорее всего тип-топ. Во всяком случае пока ни о каких проблемах этого рода не упоминалось.
3) Экипажи обоих самолетов имели необходимую квалификацию и опыт. Русские не пили и не крутили петлю Нестерова, англичанин с канадцем не гоняли чаи и не играли в гольф в грузовом отсеке.
4) Не земле у швейцарцев была отключена система предупреждающая о столкновениях - то-ли запланированное обслуживание компьютеров то-ли нештатная ситуация. Пока не известно но это по крайней мере один технический фактор.
5) Опять-же на земле было два диспетчера на дежурстве, в момент аварии один отливал в сортире. В небе было пять рейсов - ночь была спокойная.
6) Самолеты сближались под углом около 90 градусов, скорость сближение более 9 миль в минуту, посадочные фары потушены, как и требуется по правилам на этой высоте, оба самолета имели TCAS II но возможно разных версий (ходят слухи что тушка имела "Mode-C" a Боинг - более новый "Mode-S", что, однако, не представляет проблемы).
7) Первое указание с земли пилоту Ту-154 поступило за 50 сек. (не 90 сек.) до столкновения. Пилот отреагировал на второе (не на третье) указание, которое последовало за 30 сек. до столкновения.
Ну и основная версия:
Почему и каким образом самолеты оказались на пути к столкновению - дело пока темное. TCAS только дает приказ "вниз" или "вверх" - горизонтальный маневр исключается. В процессе маневра TCAS отслеживает изменения в окружающей ситуации и дает корректирующие указания. Это небходимо на случай если другие самолеты не оборудованы TCAS или по какой-то причине не следуют указаниям системы.
Куда TCAS направляет самолет зависит от уникального серийного номера транспондера. TCAS также определяет конкретную частоту снижения или набора высоты. Эта частота также определяется серийным номером транспондера во избежание взаимно-исключающих маневров самолетов.
Если капитан Боинга получил команду от TCAS на снижение то в тот-же момент капитан тушки получил команду "вверх". TCAS на обоих самолета работали синхронно и давали предупреждения пилотам одновременно. Эскалация действий TCAS на обоих самолетах от "предупреждения" к "указанию" происходило также одновременно. Во всяком случае если системы были исправны, в чем пока сомнений нет.
По правилам пилот должен следовать указаниям TCAS точно и немедленно, без предварительного согласования с диспетчером. Но тут есть одно большое "НО" - определенных правил действия на случай конфликтующих указаний TCAS и диспетчера не существует. Пилоту предстоит сделать выбор кому довериться - бортовому компьютеру и орущему с земли диспетчеру.
По правилам, диспетчер не должен давать указания пилотам если их действия уже находятся под контролем TCAS. Диспетчер ЗНАЕТ какой TCAS на борту о какого самолета, ЗНАЕТ какой серийный номер, ЗНАЕТ какой самолет будет направлен этой системой вверх а какой вниз. Все что может и должен делать диспетчер в данной ситуации это молчать.
Обычно предупреждение с земли о взможном столкновении и соответствующие указания поступают за 5-10 и более минут до возможного столкновения. В данном случае 5 минут выражается в 45 миль между Ту и Боингом. Предел дальности "зрения" TCAS - 40 миль.
Что могло произойти: швейцарцы на земле ловили ворон или какое-то их оборудование не работало. Пилот Ту и пилот Боинга получили указание от их TCAS на набор высоты и снижение, соответственно.
В этот момент диспетчер на земле спохватился и необдумав ситуацию (или в попытке прикрыть задницу) дал указание пилоту "тушки" на снижение. Пилоту понадобилось несколько секунд на решение кому-же довериться - компьютеру или диспетчеру. После второго приказа с земли пилот Ту начал снижение и столкнулся с Боингом.
С уважением, Venik