Надеюсь, Дмитрий, Вы не заставите меня отвечать на вопросы типа "Ездят ли фашисты на бронепоездах и где именно они рисуют свастику?" :-))
Статейки хиловатые, но некоторое представление о применяемых типах можно получить.
Красная звезда, Москва, 8 июля 1997
БРОНЕПОЕЗД "ЖЕЛЕЗНЫЙ ВАЛЕНТИН"
Автор Анатолий КРИЧЕВЦОВ, Аркадий ПИНЧУК, Владимир ГУНДАРОВ, Виктор ВИНОГРАДОВ
Слышал, что в военных действиях в Чечне активное участие принимал и бронепоезд времен первой мировой войны. Расскажите, пожалуйста, о нем и о тех, кто служил на этом уникальном объекте.
Лейтенант Олег СМИРНОВ.
Брянск.
Действительно, такой бронепоезд был задействован во время чеченской кампании. Оговоримся при этом, что это бронепоезд не времен первой мировой, а его аналог, изготовленный по чертежам бронепоезда того времени. Вот как описывает этот объект капитан медицинской службы Дмитрий Саранцев, назначенный после Военно-медицинской академии в 1994 г. начмедом бронепоезда:
- Основная часть поезда локомотив, расположенный между платформами с низкими бортами, на них - мешки с песком. За этой "бронью" и укрывался личный состав десантников.
Командовал бронепоездом офицер-воспитатель 21-й отдельной воздушно-десантной бригады полковник Валентин Полянский. Характер у него, по словам Саранцева, был поистине железный, стоический. Отсюда и пошло название бронепоезда - "Железный Валентин".
А у Дмитрия Саранцева служба только начиналась. Неоднократно вместе с сослуживцами он принимал участие в разведывательных рейдах по горам Чечни, других боевых операциях. Награжден орденом Мужества.
Сегодня капитан медицинской службы Дмитрий Саранцев - врач-ординатор одной из клиник Военно-медицинской академии, готовится к защите кандидатской диссертации.
Анатолий КРИЧЕВЦОВ, Аркадий ПИНЧУК, Владимир ГУНДАРОВ, Виктор ВИНОГРАДОВ.
Молодость Сибири, Новосибирск, 20 июля 2000
ГДЕ СТОИТ НАШ БРОНЕПОЕЗД?
Репортаж корреспондента "МС" с бронепоезда, аналогичного тому, что недавно подорвали чеченские боевики
Сухопутный броненосец перевозил молодое пополнение в части, выполняющие боевые задачи в Чечне, но на одном из перегонов под ним одновременно взорвались четыре радиоуправляемых фугаса. Очевидно, боевики сами не рассчитывали на то, что в их сети попадется такой огромный стальной монстр, мощность взрывчатого вещества оказалась явно недостаточной, и в результате взрыва погибла лишь женщина-повар. Вышедший на подмогу первому, второй бронепоезд также был поврежден: бандиты умудрились подбить его тепловоз из гранатомета. Редакция "МС" поручила своему корреспонденту изучить это почти забытое ныне военное чудо-юдо. Репортаж корреспондента "МС" с бронепоезда, аналогичного тому, что недавно подорвали чеченские боевики
Отсутствие бронепоездов в русской армии во время русскояпонской войны 1904-1905 годов позволило японцам быстро продвигаться вдоль маньчжурской ветки Транссиба. А массовое использование стальных крепостей на колесах началось в первую мировую войну.
Поскольку в качестве локомотивов в бронепоездах использовались паровозы, а внутри бронированных вагонов имелось бесчисленное множество острых углов, о которые мгновенно рвалось обмундирование, то команда такого состава скорее походила на чертей, вышедших из ада, нежели на военнослужащих.
Сильнейший толчок развитию бронепоездов дала гражданская война в России: в условиях отечественной распутицы железные дороги были единственным видом транспорта, способным обеспечивать потребности не только воюющих армий, но и всей страны в целом. Поэтому решающие сражения развертывались, как правило, в районах узловых и крупных железнодорожных станций. Но если белогвардейские бронепоезда были "фирменными", то есть изготовленными на заводах, у Красной Армии вначале их роль выполняли простые платформы с установленными на них обычными полевыми орудиями. Команды красных бронепоездов состояли в основном из матросов, и поэтому на них отбивали "склянки" и пользовались богатейшим морским словарным запасом.
Во время Великой Отечественной войны бронепоезда использовали как в Красной Армии, так и в вермахте. За двадцать лет их облик претерпел значительные изменения: стальные махины обзавелись зенитными пушками, а в качестве среднекалиберной артиллерии (от 75 до 100 мм) стали использовать обыкновенные танковые башни со штатными орудиями. Кроме того, на поезда устанавливали большие "линкоровские" орудия калибром 203 и даже 305 миллиметров. В наших войсках существовали отдельные бригады морской артиллерии на железнодорожной тяге, которые прославились вначале при блокаде Ленинграда, а затем штурмовали Кенигсберг. Крупповская сталь дотов и фортов не выдерживала ударов мощнейших орудий, что позволяло быстро выводить их из строя, снижая таким образом потери нашей пехоты.
Историю бронепоездов я изучал по дороге в Читу, где на одном из глухих полустанков стоят в тишине несколько бронепоездов. Они тщательно замаскированы и готовы к бою. Современные бронепоезда совершенно не похожи на своих славных предшественников времен гражданской войны. Кроме привычных артиллерийских орудий и пулеметов, различные их модификации вооружены не только ракетными системами залпового огня, но и ракетами класса "земля-воздух" и малокалиберными зенитными орудиями.
На некоторых бронепоездах размещаются даже оперативно-тактические ракеты типа "Точка-У", способные на расстоянии в 100 километров попасть в 10-метровую мишень.
Таким образом, подобное сооружение на колесах вполне способно оказывать эффективную огневую поддержку своим войскам, находясь на значительном удалении от противника. И хотя бронепоезда хорошо бронированы и именно поэтому потери несколько дней назад оказались столь незначительными, однако эти железные крепости самостоятельно - без прикрытия - не способны противостоять пехоте с гранатометами: как показал последний случай, их очень легко лишить подвижности.
Внутри стальных стен царит чистота и порядок, личный состав, который обслуживает бронепоезд, живет очень неплохо: есть столовая, прекрасные спальные помещения, комната досуга и даже мини-баня, и все это под слоем толстой брони. Сухопутные линкоры оборудованы новейшими системами связи и наблюдения. Их орудия, как и на настоящих кораблях, могут управляться централизованно с командного поста. И вообще, сходство у бронепоездов с кораблями поразительное: почти одинаковые системы внутренней связи, телескопы, дальномеры и даже машинный телеграф. Личный состав, которому доверили служить на бронепоездах, твердо уверен в том, что списывать крепости на колесах со счетов еще рано, они вполне способны успешно выполнять задачи в современной войне, в частности, осуществлять береговую оборону страны, быстро и оперативно перемещаться в любую точку, где есть железные дороги. Да и средства противовоздушной обороны у них мощные, так что с воздуха поразить подобный поезд непросто.
В новейшей истории России впервые бронепоезда попытались использовать во время межнационального конфликта в Баку. Однако пока два бронепоезда добирались до Азербайджана из-под Читы, конфликт успел закончиться. Затем железные крепости на колесах участвовали в первой чеченской войне и не понесли там никаких потерь. Сейчас, к сожалению, этот печальный счет уже открыт, однако если бы не надежная броня, прикрывшая наших ребят, то потери были бы гораздо больше...
P.S. Великобритания направляет в Косово 4 бронепоезда времен англо-бурской войны 1899-1901 гг., где они тоже будут охранять железные дороги.
Юрий КАРНОВСКИЙ.
Российская газета, Москва, 4 августа 2001
Бронепоезд отправляется в Гудермес
ЗАВТРА - ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА, ПОСЛЕЗАВТРА - ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Командующий ЖДВ генерал-полковник Григорий КОГАТЬКО рассказывает:
- Говорят, у вас на вооружении есть бронепоезда.
- Мы называем их спецпоездами. В Чечне 4 таких поезда. Платформы и вагоны защищены, на них установлены зенитные орудия и бронетехника. Одно время боевики объявляли охоту на спецпоезда, несколько раз подрывали, но цели своей они так и не достигли.
Гудок, Москва, 27 апреля 2001
"КОЗЬМА МИНИН" ИЗ 75-Й ШКОЛЫ
Автор Евгений АБРАМОВ
БРОНЕПОЕЗД ГОРЬКОВСКОЙ МАГИСТРАЛИ ВТОРОЙ ГОД ВОЮЮТ В ЧЕЧНЕ
Только молодые не помнят популярную прежде песню о бронепоезде. Казалось бы, эта боевая техника времен Гражданской и Великой Отечественной навсегда должна была остаться в прошлом. Сформированный в депо Горький-Московский бронепоезд "Козьма Минин", который дошел до Берлина, сейчас в Нижнем Новгороде на вечной стоянке у Дворца культуры железнодорожников. Увы, и в начале нынешнего века, как сто лет назад, без бронированных поездов Россия обойтись не может. У легендарного "Козьмы Минина" появился "внук", который и ныне воюет. Суждено ли нынешнему "Козьме" стать памятником? Вопрос непростой. Но расскажем о нем: он, поверьте, заслуживает того, чтобы о нем знали.
Как в грозном 41-м, новый бронепоезд стали строить не от хорошей жизни. И времени для этого также было в обрез. Сформировали его год назад, когда вторая война в Чечне была в самом разгаре, всего за две недели горьковские железнодорожники и бойцы ОМОНа Волго-Вятского УВД на транспорте. Прямо скажем, даже до того, что был сделан шестьдесят лет назад, нынешний недотягивает. Обычные вагоны и пустые платформы укреплены досками и мешками с песком. Использована маскировочная сеть, но она, как известно, от пули не убережет. На броню средств, увы, не нашлось. И все же на одной из платформ "Козьмы Минина" она есть: там установлен бронетранспортер, который омоновцы нашли в пункте сбора металлолома.
- Спасибо еще, что хозяева пункта взяли за него с нас по-божески, да еще не деньгами, а продуктами, - рассказывает командир ОМОНа транспортной милиции Андрей Крековец. - Коробку этого бронетранспортера мы и подняли на платформу. Смотрится очень солидно. Ну, и пули, естественно, не пробивают.
На платформах - пулеметы, зенитные установки, которые оказались просто незаменимы для огневой зачистки "зеленки". То, что в Чечне идет самая настоящая война, омоновцы не сомневаются, что бы там ни объясняли нам по телевизору. И недобрым словом вспоминают "хасавюртовских миротворцев", которые в ходе первой чеченской кампании не дали добить бандитов. Этот "мир" обернулся гибелью тысяч людей, слезами матерей и жен, сделал калеками молодых и сильных ребят. Те, кто нынче воюет в Чечне, считают "гнилым делом" различные мирные инициативы и переговоры. Бандитам никто не верит, и поэтому надеются только на верность рук и зоркость глаз.
Андрей Крековец в Чечне был семь раз. Приезжал туда не на денек, как некоторые российские политики. Например, последняя командировка нижегородского отряда милиции продолжалась три месяца. За это время бронепоезд "Козьма Минин" почти тридцать раз сопровождал эшелоны в различные пункты назначения от Моздока до Ханкалы. Участок небольшой - меньше двухсот километров. А преодолевали его даже без чрезвычайных происшествий за семь-восемь часов. Тут не разгонишься, в Чечне надо ухо держать востро. Из Моздока бронепоезд с эшелоном уходил всегда утром, чтобы добраться засветло. Ведь ночью запросто можно налететь на мину или фугас. Кстати, миноискатель на железнодорожных путях из-за рельсов не срабатывает, так что вся надежда только на "визуальный осмотр". А значит - глядеть в оба. Углядеть "ловушку" нелегко. Это в первую войну чеченские террористы разбирали рельсы. Теперь у них есть штучки поковарнее. У российских же солдат и нынче в боевом арсенале негусто. Например, бойцы бронепоезда мечтают о генераторе, подавляющем работу радиовзрывателей. Оборудование, в общем-то, не очень сложное, да и, видимо, не особо дорогое. Но, увы, денег на него нет. Куда, оказывается, проще найти средства на восстановление Чечни. А солдатикам (российские милиционеры в Чечне относят себя к ним) приходится тем временем строить бронепоезда из подручных средств и ездить по дорогам, на которых чуть ли не каждый день гремят взрывы.
Самый опасный участок на железной дороге - от Гудермеса до Ханкалы. Надтеречный район считается спокойнее, однако и там бойцам бронепоезда довелось снимать фугасы. А в Аргуне бандиты пропустили "Козьму Минина", а шедший вслед за ним воинский эшелон подорвали. Взорвали террористы и состав с нефтью, и поезд с гуманитарной помощью. Как рассказали омоновцы, в Российской армии есть и тяжелые бронепоезда, оснащенные всем необходимым, но они в Чечне не используются. Знающие люди говорят: в случае схода с рельсов такой исполин просто невозможно будет поднять.
"Козьму Минина" судьба пока бережет. Хоть и без бронированных плит, а дело свое он делает. За подрыв бронепоезда командиры боевиков обещают 200 тысяч долларов. Однажды, когда "Козьма Минин" сопровождал состав с нефтью, террористы готовили взрыв - кроме мощного фугаса заложили еще и несколько пластиковых бутылок с напалмом. Сапер Вадим Захаров обезвредил этот "подарок", за что представлен к ордену Мужества. Наградами транспортные милиционеры не обижены. И есть за что. Кандидатов в экипаж бронепоезда отбирают строго. Показывают прежде всего первый простреленный флаг отряда. Это впечатляет. Бойцы ОМОНа Волго-Вятского УВД на транспорте о чеченских командировках говорят как о тяжелой работе. Не кичатся наградами и званиями. Хотя у того же Андрея Крековца есть и медаль "За отвагу", и орден Мужества. Начинал воевать еще в "первую чеченскую" - в 94-м. Был тогда старшим лейтенантом. Сейчас - подполковник. Его заместитель Валерий Мишинов за шесть лет командировок в Чечню сменил сержантские погоны на капитанские. Омоновцы, а среди них и саперы, и снайперы, и пулеметчики, и связисты, свою работу делают добротно. Стрелять приходится часто. В том числе и с бронепоезда. И минная война в Чечне идет непрерывно.
Новый "Козьма Минин" вряд ли встанет рядом с легендарным бронепоездом времен Великой Отечественной. Неказистый он, да и своими мешками с песком и досками будет скорее всего укором миротворцам и политикам. Но омоновцы бронепоездом гордятся, рассказывают о нем с теплотой и любовью.
- Впереди тепловоза есть еще платформа с песком - на случай подрыва. В поезде у нас - столовая, самодельный спортзал и даже баня: мы ее соорудили в обычном вагоне. Есть телевизор, видик, холодильник и даже стиральная машина.
А еще рассказали омоновцы о своих друзьях - школьниках из нижегородской школы N 75, что расположена недалеко от депо, в микрорайоне Сортировка. Эта дружба началась с неожиданно пришедшей посылки с подарками, которую школьники прислали омоновцам в Чечню. А теперь на башне единственной бронированной платформы, той самой, что сделана из старого бронетранспортера, красуется надпись "Школа N 75". Вот такой необычный "талисман".
Ханкала.