От Дмитрий Кобзев Ответить на сообщение
К Глеб Бараев Ответить по почте
Дата 27.06.2002 08:30:38 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Обьявление состояния войны равносильно обьявлению войны

Привет!

>Поскольку Рижский договор был мирным договором, то польское правительство в изгнании константировало, что одностороннее расторжение этого договора советским правительством де-факто означало объявление войны Польше со стороны СССР

Т.е. польское правительство однозначно считало себя и свою страну в состоянии войны с СССР, которую, по мнению польского правительства, начал СССР.

С моей точки зрения, обьявление о состоянии войны равносильно обьявлению войны, разница между этими определениями - в том, что первое описывает обьявление войны _в ответ_ на фактическое начало войны другой стороной (или пытается представить свои действия вынужденными в глазах общественного мнения). Плюс - первое, если можно так выразится, дипломатический оборот, а второе - общеупотребительный.

Кстати, в реальных обьявлениях войны в нотах обычно так и пишут -
не "обьявляю вам войну", а именно "считаем себя в состоянии войны" (выделение мое):

"После третьего отказа Пурталес вынул из кармана ноту германского посольства, кото-рая содержала обьявление войны. Там указывалось, что мобили-зация в России сорвала посредничество, которое вёл германский император по просьбе российского. Так как Россия отказыветсяотменить эти меры, германский император, принимая вызов, отимени империи заявляет, что считает себя в состоянии войны с Россией. Так началась война. "
http://anatoly2.chat.ru/history/hisw1.htm

Как видим, эти обороты "обьявление войны" и "считаем себя в состоянии войны", употребляются как синонимы.

Бывает, что стороны обходятся в нотах вообще без употребления слова 'война'.

В ноте от 21 июня 1941 года германское правительство вообще не обьявляло войны и не обьявляло о состоянии войны, а ограничивается констатацией
"ФЮРЕР ОТДАЛ ПРИКАЗ ГЕРМАНСКИМ ВООРУЖЕННЫМ СИЛАМ ВСЕМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОТВЕСТИ ЭТУ УГРОЗУ"

Сравните с нотой советского правительства польскому правительству от 17 сентября 1939 года:
"Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность Польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава, как столица Польши, не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам "
http://www.history.machaon.ru/all/number_12/pervajmo/pronin/part3/p3/

В обеих нотах не содержится формально фразы "считаем себя в состоянии войны", однако одну мы считаем за обьявление войны, а другую - нет (хотя польское правительство, видимо - считало).
В чем разница?
Опять в пресловутом "международном мнении"? Однако "международное мнение" в лице Англии и Франции скорее признавало эту войну войной, чем нет - "19 сентября в Москве была получена англо-французская нота, в которой требовалось прекратить продвижение и вывести советские войска из Польши. В противном случае, говорилось в ноте, в соответствии с польско-французским союзническим договором объявление войны Советскому Союзу может произойти автоматически"
http://angriff.narod.ru/inform/inform19_polskvop.htm

И поляки, видимо, пытались подтолкнуть правительства Англии и Франции обьявить войну СССР, так как они это обещали в своей ноте чуть ранее.

То есть, даже ноты, не содержащие слова 'война' зачастую трактуются как обьявление войны, что уж говорить, если целенаправленно обьявляется состояние войны, как это сделало польское эмигрантское правительство.

Так что у СССР были все основания всерьез воспринимать 'политические демарши' польского эмигрантского правительства, которое, обьявив войну СССР, автоматически перевело своих военнослужащих, интернированных на территории СССР, в статус военнопленных. И как бы советское правительство не относилось к польскому - благодушием оно отнюдь не страдало и поступило так, как того требовала обстановка.

WBR Дмитрий Кобзев