От Михаил Лукин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.06.2002 01:48:41 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Шпионские процессы в "демократической" России

Справочный вынос из респектабельного буржуазного Ж. Писал догадайтесь кто. :-) По-моему, любопытные тенденции.
Написано не про всех, места не хватило :-( Но основные есть.


Новейший отечественный секретовыноситель

Судя по сообщениям СМИ, "шпионских процессов" стало заметно больше. "Власть" публикует перечень наиболее типичных и наиболее громких "шпионских дел" 90-х годов.

Военные

В 1996 году старший офицер штаба Оренбургской ракетной армии 32-летний майор Игорь Дудник начал записывать на дискеты проходящую через него секретную информацию: дислокация стратегических ракеты, планы ядерного удара, функционирование систем управления и защиты армии. Он решил продать информацию иностранным спецслужбам за $500 тыс. (до сих пор самая крупная сумма, полученная раскрытым агентом ЦРУ, составляла $100 тыс.). На всякий случай он увез дискеты на родину -- Украину, где отдал их друзьям, честно рассказав им, в чем дело. Один из друзей честно сообщил обо всем в службу безопасности Украины. Та известила ФСБ. 13 марта 1997 года Дудник был арестован в Москве, когда встречался с каким-то иностранцем. По версии ФСБ, это был западный разведчик, но ничего передать ему офицер не успел. 23 марта 1998 года военный суд РВСН признал Дудника виновным в шпионаже и приговорил к 12 годам строгого режима с конфискацией. Он был лишен звания и всех наград.

36-летний подполковник Сергей Авраменко работал младшим научным сотрудником в 30-м ЦНИИ Министерства обороны (авиационные разработки). После очередной задержки зарплаты он решил продать иностранным спецслужбам государственные секреты. В апреле 1996 года в институтской библиотеке он взял секретные документы, касающиеся новых видов авиационного вооружения, и переснял их на семь фотопленок. 4 мая 1996 года Авраменко отправился в Ригу, где оставил пленки в автоматической камере хранения. Затем он вернулся в Москву -- искать клиентов. Арендованную Авраменко ячейку после истечения срока хранения в июне 1996 года вскрыл житель Риги. Он решил, что пленки новые, и сфотографировал на них свою семью. После проявки он обнаружил, что сквозь лица родных проступают тексты с грифом "Совершенно секретно". В июне 1997 года латвийский гражданин передал все пленки в посольство РФ. В июне 1999 года Авраменко был арестован. 12 июля 2000 года Московский окружной военный суд признал Авраменко виновным в госизмене в форме шпионажа и приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии строгого режима. Его лишили звания и медали "75 лет Вооруженным силам".

В июле 1996 года в честь 300-летия российского флота главную базу Балтфлота -- порт Балтийск -- посетили западные военные корабли. Один из асов радиоразведки БФ, замкомандира войсковой части по разведке Сергей Величко, исполнял в ходе визита обязанности офицера связи. Познакомившись с переводчиком Петером Енсеном, он попросил его помочь с трудоустройством после увольнения в запас. Спецслужбы Швеции проверяли Величко почти год. Лишь в ноябре 1997 года в Вильнюсе он встретился с представителем шведской разведки. За информацию о структуре и возможностях разведки Балтфлота капитан получил $3 тыс. Ему поручили устроиться референтом в информационный центр разведуправления Балтфлота. Осенью 1998 года он опять ездил в Литву, а 5 февраля 1999 года капитан, собираясь в Вильнюс, впервые взял с собой секретные документы разведуправления (ранее он запоминал всю нужную информацию). Его взяли с поличным на Калининградском вокзале. Он признал свою вину и помог раскрыть сеть шведской разведки в Прибалтике. Суд учел раскаяние шпиона и в ноябре 1999 года назначил ему наказание ниже низшего предела -- пять лет лишения свободы. Звания и наград Величко был лишен.

Капитан первого ранга Александр Никитин прослужил на атомных подводных лодках Северного флота с 1974 по 1985 год. В 1992 году он ушел в запас с поста начальника отдела эксплуатации атомных установок Минобороны РФ и стал экспертом норвежского экологического объединения Bellona. В 1995 году для ежегодного доклада этой организации он написал главу о захоронениях радиоактивных отходов АПЛ Северного флота. 6 февраля 1996 года Никитин был арестован ФСБ и обвинен в шпионаже и разглашении гостайны. Следствие доказывало, что в докладе он использовал известную ему по прежней работе информацию, составляющую гостайну. Защита утверждала, что сведения о радиационном загрязнении побережья он брал из СМИ. 29 декабря 1999 года городской суд Санкт-Петербурга признал Никитина невиновным. Прокуратура обжаловала приговор в Верховном суде, но 13 сентября 2000 года судебная коллегия ВС оставила оправдательный приговор в силе.

В середине 90-х журналист газеты Тихоокеанского флота "Боевая вахта" капитан второго ранга Григорий Пасько стал сотрудничать с японской газетой Asahi Simbun и телекомпанией NHK. Он предоставлял различные материалы за денежное вознаграждение (около $300 в месяц). В сентябре 1997 года журналист посетил совещания ТОФ по разбору учений. 20 ноября 1997 года его арестовали. В ходе обыска на квартире Пасько были обнаружены рукописные записи с совещаний ТОФ. Его обвинили в шпионаже. Сам журналист считал, что его преследуют за статьи о защите окружающей среды. В 1999 году суд ТОФ переквалифицировал обвинение Пасько на превышение должностных полномочий, приговорил журналиста к трем годам лишения свободы и амнистировал. Но он потребовал полного оправдания. Прокуратура также подала апелляцию. Летом 2001 года Пасько был уволен в запас, а 25 декабря суд признал его виновным в шпионаже и приговорил к четырем годам лишения свободы.


--------------------------------------------------------------------------------

Сотрудники спецслужб

С 1992 года Центр космической разведки ГРУ начал легально продавать фотографии с российских разведывательных спутников. Это были несекретные слайды низкого качества. Среди покупателей был официальный представитель израильской разведки "Моссад" в Москве Рувен Динель. Он познакомился с одним из лучших сотрудников центра полковником Александром Волковым. В 1993 году Волков ушел в отставку и стал одним из основателей ассоциации "Совинформспутник" (главного посредника ГРУ в торговле снимками). Он продолжал сотрудничать с Динелем. В 1994 году к бизнесу подключился уволившийся из ЦКР подполковник Геннадий Спорышев. К тому времени "Моссад" потребовались слайды высокого качества, носящие гриф "Секретно". Волков со Спорышевым достали их через своего бывшего сослуживца подполковника Владимира Ткаченко. Вместе они продали Динелю 186 снимков территорий Ближнего Востока за несколько сот тысяч долларов. В декабре 1995 года Волкова задержали при передаче Динелю десяти секретных снимков. Сотрудника "Моссада" выслали на родину, а его партнеров арестовали. Против них возбудили дело об измене родине, но задержанные заявили, что не знали о секретности снимков (слайды с рабочих материалов не имели грифов). Осенью 1997 года Спорышев был осужден на два года условно. Вина Волкова не была доказана. Ткаченко 20 апреля 1998 года был приговорен к трем годам заключения.

О деле подполковника ФАПСИ Андрея Дудина стало известно после того, как в апреле 1997 года его приговорили к 12 годам лишения свободы. Приводимые в СМИ сведения о составе преступления Дудина весьма отрывочны. Он работал в структурах ФАПСИ и в середине 90-х годов намеревался уходить со службы. Он начал переговоры с западногерманской компьютерной фирмой и, по версии Дудина, подготовил для нее ряд обзоров технического характера, чтобы подтвердить квалификацию. Органы контрразведки заявили, что Дудин контактировал с агентами германской разведки БНД и передал им шифры администрации президента РФ, СВР, ФСБ и МИД РФ. Офицера приговорили к 12 годам. Впоследствии Верховный суд снизил наказание до десяти лет. Дудин не признал себя виновным.

Подполковник ГРУ Вячеслав Баранов был завербован ЦРУ в 1989 году в Бангладеш. За сотрудничество ему предложили разовую выплату в $25 тыс. и $1 тыс. ежемесячно. Баранов согласился и для начала раскрыл ЦРУ состав и структуру резидентуры в Дакке, а затем вернулся на родину. В июне 1990 года он связался с московской резидентурой ЦРУ и ему поручили добыть данные о бактериологических препаратах, находящихся в распоряжении ГРУ. Но Баранов испытывал постоянные проблемы со связью. В апреле 1992 года он решил самостоятельно выехать за рубеж. Его арестовали в "Шереметьево-2", откуда он пытался улететь по фальшивому паспорту. Ряд СМИ уверяет, что о предательстве шпиона Баранова сообщил российский разведчик Олдрич Эймс. Еще при аресте Баранов признался в сотрудничестве с ЦРУ, но на следствии заявил, что все выданные им секреты давно устарели. В декабре 1993 года Военная коллегия Верховного суда приговорила его к шести годам лишения свободы.

Старший оперуполномоченный особого отдела военной контрразведки Западной группы войск (ГДР) майор Владимир Лаврентьев был завербован германской разведкой БНД в марте 1991 года. Он передал БНД много сведений о работе военной контрразведки, пока его не арестовали в марте 1994 года. На суде он заявил, что пошел на предательство из-за сложного материального положения семьи (от БНД он получил около DM17 тыс.). Военная коллегия Верховного суда 15 августа 1995 года приговорила его к десяти годам лагерей. Он стал первым раскрытым "кротом" за всю историю военной контрразведки.


--------------------------------------------------------------------------------

Дипломаты

Платон Обухов, сын карьерного дипломата Алексея Обухова, работал вторым секретарем департамента Северной Америки МИД РФ. По данным ФСБ, в июле 1995 года в Швейцарии Обухова завербовала британская разведка MI-6. В апреле 1996 года его арестовали. При обыске на его квартире были изъяты шифроблокнот и инструкции по сбору сведений. В 1997 году дипломату поставили диагноз "вялотекущая шизофрения", но в 1998 году суд назначил новую экспертизу, и к 2000 году доктора определили, что ранее Обухов шизофрению симулировал. 27 июля 2000 года Мосгорсуд признал Обухова виновным в измене родине и приговорил к 11 годам заключения. Но приговор был отменен Верховным судом. Новая психиатрическая экспертиза заключила, что Обухов страдает хроническим "нарушением психики". 17 мая 2002 года он был направлен на принудительное лечение и освобожден от уголовной ответственности. В СИЗО шпион написал несколько детективов.

Вечером 3 июля 1998 года заместитель директора первого департамента Азии МИДа Валентин Моисеев принимал у себя дома южнокорейского дипломата Чо Сон У. Когда кореец вышел на улицу, его задержала ФСБ. При обыске у него изъяли несколько листов с лекцией "Политика России на Корейском полуострове", которую Моисеев читал на российско-корейском семинаре. ФСБ заявила, что листы содержали гостайну. Моисеев был задержан в ту же ночь. По данным ФСБ, работая в 1992-1994 годах первым секретарем посольства России в Сеуле, он был завербован южнокорейской разведкой. Мосгорсуд установил, что с 1994 по 1998 год Моисеев провел не менее 80 конспиративных встреч с сотрудником корейской разведки, в ходе которых передавал сведения и служебные документы, представлявшие собой гостайну, получая $500 в месяц. В 1999 году его приговорили к 12 годам тюрьмы. После повторного разбирательства 14 августа 2001 года срок был сокращен до четырех с половиной лет.

В 1976 году чиновник МИД СССР Владимир Макаров во время командировки в Боливию был завербован ЦРУ. За три года Макаров успел сообщить о кадровом составе советских загранпредставительств. Но в 1979 году он уехал на родину. Десять лет спустя в Испании он восстановил связь с ЦРУ. Шпиона арестовали в 1996 году. Во время первого же допроса Макаров сознался в шпионаже и добровольно назвал имена всех работавших с ним сотрудников американской разведки. 19 августа 1997 года Мосгорсуд приговорил Макарова к семи годам строгого режима. Но ФСБ учла чистосердечное признание Макарова и впервые поддержала ходатайство к президенту РФ о помиловании шпиона, чья вина на суде была полностью доказана. 8 октября 1997 года Макаров был помилован распоряжением Бориса Ельцина.


--------------------------------------------------------------------------------

Ученые

Игорь Сутягин, заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований института США и Канады РАН, занимался проблемами разоружения, утилизации ядерных отходов. В 1998 году он издал книгу "Стратегическое ядерное вооружение России". Она прошла военную цензуру, но 26 октября 1999 года УФСБ по Калужской области возбудило уголовное дело по факту разглашения в книге гостайны. 24 июля 2000 года дело прекратили, но ученому выдвинули новые обвинения. По данным ФСБ, он сотрудничал с компанией Alternative Future. Ее учредители были кадровыми разведчиками, а сама фирма -- "крышей" для американских спецслужб. По мнению контрразведки, Сутягин собирал и передавал иностранцам сведения о АПЛ нового поколения, системах предупреждения о ракетном нападении и других новейших видах оружия. Сам Сутягин заявил, что все сведения взял из СМИ. Слабая работа следственного отдела Калужского УФСБ привела к тому, что в обвинительном заключении не было указано ни одного конкретного факта шпионской деятельности. В деле была блестящая фраза: "Сутягин... собрал из открытых печатных изданий, а также иных не установленных следствием источников аналитические сведения о России, составляющие государственную тайну, которые хранил по месту жительства и работы, а также запоминал их с целью передачи иностранной разведке для использования в ущерб внешней безопасности России". 27 декабря 2001 года Калужский областной суд направил дело на доследование. Сутягин оставлен под стражей.

Директор теплофизического центра Красноярского технического университета Валентин Данилов занимался исследованиями в области космической энергетики. В 1999 году центр подписал контракт со Всекитайской импортно-экспортной компанией. Российские специалисты обязались изготовить исследовательский стенд для изучения процессов электризации искусственных объектов в космосе. УФСБ по Красноярскому краю обвинило Данилова в том, что он из корыстных побуждений передал гражданам КНР сведения о новейших исследованиях в области космической техники и нанес ущерб безопасности России. Уголовное дело возбудили 18 мая 2000 года. Одновременно университет предъявил Данилову иск о возмещении материального ущерба. Истцы утверждают, что Данилов незаконно обналичил по контракту 466 тыс. рублей. 16 февраля 2001 года Данилов был арестован. В ходе судебного разбирательства прокуратура края настояла на расширении перечня обвинений ученому. 6 февраля 2002 года Красноярский краевой суд направил дело Данилова на доследование.

Старший научный сотрудник одного из военно-морских НИИ Санкт-Петербурга Моисей Финкель работал в оборонной промышленности с 1959 года. Он имел доступ к государственным секретам в области разработки новейших гидроакустических систем. Финкель попал в поле зрения военной контрразведки после того, как переправил своим знакомым в США и Израиле несколько писем с просьбой подыскать ему работу за границей. Свою информированность в военных секретах России он оценивал в $500 тыс. В июне 1993 года Финкеля пригласили в посольство США в Москве под предлогом предоставления ему статуса беженца. Там он согласился работать на ЦРУ. ФСБ удалось задокументировать его сотрудничество с американской разведкой и передачу ей секретных сведений о новейших гидроакустических комплексах. В августе 1994 года Финкель был арестован. 16 мая 1997 года Мосгорсуд приговорил его к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества.

Вадим Синцов работал в системе бывшего Миноборонпрома СССР и к началу 90-х годов занимал пост директора по внешнеэкономическим связям АО "Специальное машиностроение и металлургия". Он был хорошо осведомлен о перспективных разработках вооружений и военной техники. В январе 1993 года в Лондоне Синцова завербовала британская разведка MI-6. Он прошел спецобучение и в течение года за $1 тыс. в месяц собирал и передавал британцам сведения о военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами, копии правительственных и ведомственных документов. Он провел 11 конспиративных встреч в Сингапуре, Будапеште, Париже и Лондоне, передал британской разведке 2 магнитные дискеты и 18 фотопленок, в том числе содержащих сведения, составляющие гостайну. В январе 1994 года Синцов был арестован. 2 июля 1997 года Военная коллегия Верховного суда приговорила его к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Завкафедрой ракетных двигателей МГТУ имени Баумана Анатолий Бабкин не раз выступал в роли консультанта для ведущих российских конструкторских бюро, разрабатывающих силовые установки для морских и авиационных торпед. Торпедами интересовался и американец Эдмонд Поуп, до середины 90-х служивший в разведке ВМС США. В 1994 году Поуп стал работать в лаборатории прикладных исследований Пенсильванского университета, которая ведет разработки новейших ракетных двигателей. В поисках партнеров Поуп поехал в Россию, где и познакомился с Бабкиным. 18 октября 1996 года МГТУ имени Баумана и американский университет заключили соглашение, по которому к июлю следующего года МГТУ подготовил и передал Поупу четыре отчета о тактико-технических характеристиках реактивной противолодочной торпеды "Шквал". Решив заработать, Бабкин подготовил для Поупа еще один отчет, составленный на основе секретной технической литературы. За эту работу профессор получил $14 тыс. Бабкин и Поуп были задержаны 4 апреля 2000 года в момент передачи секретной информации. 6 декабря Мосгорсуд приговорил американца к 20 годам лишения свободы, но через неделю он был помилован президентом РФ. Дело Бабкина выделено в отдельное производство. Следствие уже завершено, обвиняемый знакомится с материалами дела.

С уважением, Лукин, http://www.kommersant.ru/