От Игорь Куртуков Ответить на сообщение
К Андрей Ответить по почте
Дата 26.06.2002 02:23:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWII; Армия; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Давайте еще поцморим...

>... написал, что в том случае отсутствия карт, который описывает Резун, говорится о стрелковом корпусе (???)прибывавшем из СКВО.

Резун приводит четыре примера отсутствия карт ("В моем архиве свидетельств о дикой нехватке карт собралось более трехсот. Свидетели — офицеры, генералы, маршалы. Думаю, четырех примеров достаточно"):

1. Генерал-лейтенант Н.И.Бирюков в то время был генерал-майором и командовал 186-й стрелковой дивизией 62-го стрелкового корпуса 22-й армии. Вот его рассказ: "Единственный экземпляр карты, который мне удалось выпросить у начальника штаба 21-го механизированного корпуса, забрал у меня командир нашего корпуса генерал-майор И.П.Карманов" (ВИЖ. 1962. Н 4. С. 82).

2. Свидетель — генерал-майор Д.И.Осадчий. В то время он был старшим лейтенантом, командиром танковой роты в 3-м танковом полку 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. Это в Литве. ... Статья генерала Осадчего совсем короткая, но на отсутствие карт генерал указывает несколько раз (ВИЖ. 1988. Н 6. С. 52-54).

3. 5 августа 1941 года помощник командующего бронетанковыми войсками Красной Армии генерал-майор танковых войск В.Т.Вольский направил заместителю Наркома обороны генерал-лейтенанту танковых войск Я.Н.Федоренко доклад об использовании советских танковых войск в первые дни войны. Среди выводов: "Командный состав карт не имел, что приводило к тому, что не только отдельные танки, но и целые подразделения блуждали"

4. В ноябре 1941 года Голиков был генерал-лейтенантом, командовал 10-й армией. Кадровая Красная Армия уже погибла. У самой Москвы противника сдерживают остатки Третьего стратегического эшелона Красной Армии, а Сталин тайно сформировал десять армий из необученных резервистов и готовит контрнаступление. Но проблема остается: "Имелось лишь два экземпляра карты. Один находился у меня, другой — у начальника штаба армии" (ВИЖ. 1966. Н 5. С. 74).

Нигде не упоминается стелковый корпус, переброшеный из СКВО. Пример первый относится к стрелковой дивизии, переброшеной из УрВО. Вобщем Помогайбо несколько не разобрался.

=================================================

По примерам отметим:

1. Пример относится к территории восточнее рубежа Двина-Днепр. Как утверждается сплошняком картографирована была территория к западу от этого рубежа. Впрочем карты могли быть просто не выданы вовремя. Ср. например "Положенный по штату саперный батальон еще в апреле месяце в полном составе был отправлен для работ в пограничной зоне и к нам не вернулся. Не прибыл пока и начальник инженерной службы дивизии подполковник Хомяков. Топографических карт района вначале мы также пока не имели." (Казанцев, 18-я сд. Прибыла в р-н Орши из Приволжского округа)

2.-3. Свидетельств НАЛИЧИЯ карт в первом эшелоне - не перечесть. Вот только несколько примеров:

"Маландин встал и, раздвинув штору, занавешивавшую большую оперативную карту, обвел указкой расположение войск фронта. " (штаб ЗФ)

"Учитывая большую ширину полосы дивизии и то, что времени у нас было в обрез, решение на организацию обороны я принял по карте." (Иовлев, 64-я сд, ЗФ)

А вот про нее же из другого источника: "Иовлев с Крайневым отправились на передовую, а к нашей оставшейся группе подошел и представился начальник штаба дивизии полковник В. К. Белышев. Василий Кузьмич развернул карту с обстановкой и доложил, что для обороны соединению назначена полоса шириной 52 километра, из-за чего пришлось выдвинуть все три полка в первый эшелон, оставив в резерве всего лишь один батальон"

"Части же нашей дивизии подошли к Березине только к 12 часам. После уточнения командирами полков по карте боевых задач полки приступили к занятию обороны по восточному берегу реки на 50-километровом фронте" (Крейзер, 1-я мсд, ЗФ, Березина)

"Спокойный и неразговорчивый, комдив Магон выслушал наши доклады, подумал, молча прикинул все по карте и утвердил предложенный нами план действий. Наносить удар по противнику мы должны были с утра" (Бирюзов, 132-я сд, ЗФ)

"Таков примерно был ход наших рассуждений, когда мы с Дмитрием Ивановичем, прикрывшись плащ-палаткой, с фонариком ползали по карте." (Поппель, 8-й мехкорпус, ЮЗФ)

"Мысленно досадуя на себя за то, что затянул с отводом штаба, я приказал подразделениям саперов, связистам и всем штабным командирам готовиться к обороне, а сам вместе с генералом Рогозным стал намечать новый маршрут по карте, изученной за последние дни до мелочей" (Федюнинский, 15-й ск, ЮЗФ)

"Произведу перегруппировку и буду наносить удар правым флангом. Вот здесь, — генерал Шерстюк указал место на карте, — должен быть стык между двумя пехотными батальонами немцев" (45-я сд, ЮЗФ)

"Около четырех часов [22.6.41] мы услышали гул сильной бомбардировки к западу от Стар.Чарторийска. Майор Руденко по карте определил направление на местечко Колки" (Людников, 200-я сд, ЮЗФ)

"У города Луцка мы отбили все атаки врага. Держались до первых чисел июля. Могли бы еще постоять, но получили приказ отойти. Раскрываю планшетку, показываю по карте, куда направляемся." (Калинин, 131-я мсд, ЮЗФ)

"После того как представились друг другу, лейтенант раскрыл планшет, вынул карту и карандашом ткнул в перекресток дорог.
— Приказано оборонять, — сказал он" (Голушко, танковый батальон, Карелия)

А вот еще интересный фрагмент, оттуда же: "Перед командиром батальона лежала схема-карта, предназначавшаяся, наверно, для туристов либо автолюбителей. Она не давала полного представления о районе, который мы занимали. Однако ничего иного не было в распоряжении комбата. Подразделение давно ушло из района, для которого имелась военная топографическая карта." Т.е. карты были выданы, но подразделение отступило за границы раёна карты, а новых не получили.

Последний пример Резуна относится к зиме 1941, битве за Москву. Непонятно как это может служить доказательству олтсутствия карт летом 1941.