|
От
|
Романов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
26.01.2025 23:15:44
|
|
Рубрики
|
Армия;
|
|
В продолжение дискуссии
Записка Н.Р. Миронова в ЦК КПСС о недостатках в планировании
и подготовке офицерских кадров в военных учебных заведениях
30 мая 1964 г.
ЦК КПСС
В порядке контроля за ходом выполнения постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы с военными кадрами» Отдел административных органов ЦК КПСС ознакомился с некоторыми вопросами планирования и подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Советской Армии и Военно-Морского Флота.
За последние годы Министерством обороны в связи с изменениями в военном деле, оснащением армии и флота новейшим оружием и боевой техникой проведена значительная работа по совершенствованию системы подготовки командных, политических и инженерно-технических кадров, созданы учебные заведения по подготовке кадров для новых видов Вооруженных Сил и родов войск, пересмотрены учебные планы и программы.
В настоящее время офицерские кадры готовятся в 18 военных академиях, 41 высшем и 63 средних военно-учебных заведениях и на 3 военных факультетах при гражданских вузах. Переподготовка офицерских кадров проводится на курсах, в учебных центрах и в офицерских классах.
Военно-учебные заведения располагают необходимой учебно-лабораторной базой и квалифицированными кадрами профессорско-преподавательского состава. В высших военно-учебных заведениях сосредоточена основная часть научных кадров Министерства обороны. Помимо подготовки офицерских кадров, высшие военно-учебные заведения проводят значительную научно-исследовательскую работу. Военно-учебные заведения готовят кадры, обладающие высокой политической и военно-технической подготовкой, способны успешно решать задачи, стоящие перед Вооруженными Силами.
Вместе с тем, как показала проверка, в планировании и организации подготовки офицерских кадров имеются существенные недостатки. Существующая практика планирования подготовки кадров еще недостаточно учитывает потребности в специалистах и перспективы развития родов войск, что приводит к частым изменениям емкости военно-учебных заведений и профиля подготовки кадров в них, использованию части выпускников военно-учебных заведений не по специальности, не всегда обоснованным призывам в Вооруженные Силы специалистов из народного хозяйства, направлению на переподготовку офицеров, только что окончивших военные учебные заведения, к дефициту одних и избытку других военных специалистов. В армии и на флоте по ряду специальностей (танкисты, связисты, артиллерийские техники, военные строители, сантехники, теплотехники, радиотехники, войсковые врачи и др.) наблюдается в течение ряда лет хронический недостаток младших офицеров. В то же время по некоторым специальностям (командно-технический состав зенитных и ракетных войск Сухопутных войск, инженеры-метеорологи, инженеры-космофизики, летчики вертолетов и др.) кадры излишествуют.
В Министерстве обороны нет научно обоснованного соотношения подготовки специалистов с высшим и средним образованием. Имеющиеся военно-учебные заведения с учетом обучения офицеров на заочных отделениях гражданских вузов готовят кадры с высшим и средним образованием в соотношении, примерно, 1:1.
Все учебные заведения Военно-Морского Флота готовят офицеров только с высшим образованием. Наблюдается тенденция к увеличению подготовки инженеров и сокращению подготовки техников, что, по мнению многих начальников военно-учебных заведений и командиров, не вызывается необходимостью. В ряде случаев инженеры используются на таких должностях, которые могут быть замещены специалистами со средним техническим образованием.
Со стороны командования видами Вооруженных Сил проявляется не всегда обоснованное стремление готовить кадры по большинству специальностей только в подчиненных им учебных заведениях без учета подготовки кадров по аналогичному профилю в военно-учебных заведениях других видов Вооруженных Сил. Это приводит к созданию параллельных учебных заведений, малочисленных факультетов и отделений, распылению научно-педагогических сил и удорожанию подготовки офицерских кадров.
В настоящее время кадры инженеров-ракетчиков готовятся в военно-учебных заведениях Сухопутных войск, Военно-Морского Флота и Ракетных войск стратегического назначения. Кадры летчиков-истребителей, техников по радиолокационному, радионавигационному и электроприборному оборудованию самолетов и другими авиационным специальностям готовятся в военно-учебных заведениях ВВС и ПВО страны. Специалисты по электронно-вычислительной технике и автоматическим системам управления готовятся в военно-учебных заведениях ВВС, ПВО страны, Ракетных и Сухопутных войск. Кадры военных строителей готовятся в военноучебных заведениях Сухопутных и Ракетных войск.
Ранее на командном и штурманском факультетах Военно-воздушной академии готовились кадры и для авиации ВМФ. В последнее время командование Военно-Морского Флота стало готовить эти кадры в Военно-морской академии, создав для этого авиационное отделение с выпуском всего лишь 10-15 человек в год. Между тем Военно-воздушная академия, имеющая большой опыт подготовки авиационных кадров и хорошую учебно-материальную базу, не загружена и выпускает около 100 специалистов в год (в 1961 году она выпускала около 250 человек). В Военно-воздушной академии также готовятся офицеры тыла и связи с ежегодным выпуском соответственно 13 и 20 человек, в то время когда в Министерстве обороны имеются специальная академия связи и академия тыла и транспорта. Инженеры по жидким ракетным топливам готовятся в Военной академии химзащиты и в Военной инженерной академии им. Дзержинского.
Даже в одном виде Вооруженных Сил — в Сухопутных войсках — недостаточно рационально используются возможности военно-учебных заведений. Так, подготовка командных кадров с высшим военным образованием по существу одного и того же профиля для мотострелковых и танковых частей и соединений осуществляется в Военной академии им. Фрунзе и в Военной бронетанковой академии.
В некоторых военно-учебных заведениях Министерства обороны готовятся кадры, потребность войск в которых крайне ограничена, и имеется возможность удовлетворить ее за счет выпускников гражданских вузов, где затраты на подготовку специалистов значительно ниже, чем в военных вузах. Например, Военная академия тыла и транспорта ежегодно выпускает 10 инженеров по пищевым продуктам и войсковому питанию, 5 инженеров по военной одежде, обуви и снаряжению, 5 инженеров по строительству и восстановлению автомобильных дорог. Для подготовки этих инженеров в академии созданы специальные кафедры и лаборатории. В отдельных случаях лекции крупными специалистами читаются для 5-10 слушателей. Характерно, что значительная часть офицеров, оканчивающих академию по указанным профилям, используется не по назначению. Так, в 1963 году все выпускники-инженеры по военной одежде, обуви и снаряжению были назначены на должности, не подлежащие комплектованию офицерами с высшим образованием, около 40% выпущенных за последние 3 года инженеров по пищевым продуктам и войсковому питанию используются не в соответствии с полученной квалификацией.
Вызывает также сомнение целесообразность подготовки в академии тыла и транспорта инженеров по эксплуатации железнодорожного и водного транспорта, по строительству и восстановлению железных дорог, строительству и восстановлению мостов на железных дорогах, эксплуатации и ремонту строительных машин, так как войска комплектуются этими специалистами в основном за счет выпускников гражданских вузов. За последние 3 года академия выпустила по этим специальностям около 70 человек, а призвано в армию после окончания гражданских железнодорожных институтов 330 человек, большинство из них успешно справляются со своими обязанностями.
Следует отметить, что в ряде военно-учебных заведений для подготовки специалистов установлены излишне удлиненные сроки обучения и некоторые группы офицеров затрачивают на учебу значительную часть своей воинской службы.
Офицеры, оканчивающие Военную академию Генерального штаба, в общей сложности за время службы находятся на учебе в военно-учебных заведениях 8-10 лет.
В Военно-Морском Флоте значительная часть офицеров после окончания высших командно-инженерных и инженерных училищ обучается в высших офицерских классах, а затем в Военно-морской академии, затрачивая на учебу до 9 лет. При этом инженеры после окончания Военно-морской академии получают второй диплом инженера общесоюзного образца. Такой практики, чтобы специалист получал два инженерных диплома практически по одной специальности, нет ни в одном другом виде вооруженных сил и ни в одной отрасли народного хозяйства. Ознакомление с программами высших военно-морских инженерных училищ и инженерных факультетов Военно-морской академии показывает, что они в среднем на 2/3 повторяются.
На морском отделении в Военной академии тыла и транспорта, в Военной командной академии ПВО, в Военной инженерной академии им. Можайского, в ВПА им. Ленина обучается часть офицеров, которые ранее окончили высшие военно-морские училища. В войсках высказывается мнение о том, чтобы офицер оканчивал одно высшее военное учебное заведение, а перед назначением на высшую должность или в связи с изменением профиля работы в необходимых случаях проходил переподготовку на соответствующих курсах.
Столь длительные сроки обучения офицеров в значительной мере являются следствием того, что в Министерстве обороны не организована разработка научного обоснования объема знаний, необходимых специалисту, ряд разделов программ средних и высших военно-учебных заведений повторяются.
Серьезные недостатки допускаются при комплектовании военно-учебных заведений. В настоящее время на командных и командно-инженерных факультетах военных академий предусмотрена подготовка кадров руководящего состава полкового и дивизионного звена. В связи с этим для обучения в академии должны приниматься перспективные офицеры, имеющие необходимый опыт командной работы. Однако, как показывает анализ, за последние годы на командные и командно-инженерные факультеты академий, в основном в связи с установленными ограничениями по возрасту, принимается значительное количество офицеров, не имеющих необходимого практического опыта. Так, на командные факультеты Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной бронетанковой академии и Военной артиллерийской академии за последние 3 года принято свыше 10%, на командно-инженерный факультет Военной академии связи — около 30% офицеров с должностей командиров взводов и им равных. В 1963 году на командный факультет Военно-воздушной академии принято 83% слушателей с должностей командира экипажа и старшего летчика. Аналогичное положение и в Военно-инженерной академии имени А.Ф. Можайского.
Подобная практика комплектования военных академий приводит к тому, что значительное количество офицеров после окончания академий назначается на должности, которые не предусмотрены целевой установкой академии, или на должности, не подлежащие укомплектованию офицерами с высшим образованием. Так, за последние 3 года около 20% окончивших Военную академию имени М.В. Фрунзе и около 11% Военную бронетанковую академию назначены заместителями командиров батальонов и заместителями начальников штабов полков. Из числа окончивших за это же время Военно-воздушную академию только 3% назначены на должности, подлежащие укомплектованию офицерами с высшим образованием. При этом 55% окончивших назначено командирами звеньев и заместителями командиров авиаэскадрилий.
Вследствие недостаточно внимательного подхода к комплектованию Военной академии Генерального штаба часть ее выпускников назначается на должности, на которых не требуется высокая оперативная подготовка. Так, в Военно-Морском Флоте более 20 офицеров и адмиралов, окончивших в разное время академию Генерального штаба, занимают должности, не подлежащие укомплектованию лицами с таким образованием. Контр-адмирал Филатов, окончивший академию Генштаба, занимает должность начальника отделения МПВО объектов Главного штаба ВМФ со штатной категорией капитан 2 ранга. В Военной академии тыла и транспорта полковник Чубуков, окончивший ВПА им. Ленина и академию Генштаба, работает старшим помощником начальника учебного отдела академии. Аналогичные факты имеют место и в других видах Вооруженных Сил. Вряд ли оправдано назначение выпускников академии Генерального штаба заместителями командиров и начальниками штабов дивизий, начальниками служб корпусов.
Имеется немало фактов, когда на учебу зачисляются лица с низкими морально-политическими и деловыми качествами, плохим состоянием здоровья и слабой общеобразовательной подготовкой. Вследствие этого, а также недостатков в учебно-воспитательной работе из военноучебных заведений отчисляется большое количество курсантов и слушателей, что приводит к нерациональному расходованию государственных средств и невыполнению планов подготовки кадров.
Так, в 1962-1963 годах из высших общевойсковых командных училищ Сухопутных войск было отчислено 680 курсантов (около 13% от общего количества обучаемых), на обучение которых было израсходовано свыше 2-х миллионов рублей. За это же время с 1-3 курсов средних военно-учебных заведений Ленинградского военного округа было отчислено 372 человека. На их содержание израсходовано около 500 тыс. рублей. За последние 3 года из Высшего Ленинградского инженерно-технического училища отчислено 111 слушателей и из Военной академии связи — 67 слушателей. Только на выплату денежного содержания, питания и обмундирование отчисленных (без учета расходов на обучение) было израсходовано 555 тыс. рублей. Заслуживает внимания вопрос о стоимости подготовки военных кадров.
Наличие ряда родственных высших и средних военно-учебных заведений с небольшим контингентом обучающихся, большого количества малочисленных факультетов, отделений и групп, кафедр и лабораторий приводит к увеличению численности профессорско-преподавательского состава, управленческого и обслуживающего персонала и, как следствие этого, резко удорожает стоимость подготовки военных кадров.
По данным Министерства финансов СССР, численность профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала (без подразделений обслуживания) в расчет на одного обучаемого в высших военно-учебных заведениях в 2-4 раза больше, чем в ведущих гражданских высших технических учебных заведениях. На сто слушателей в Военной академии химзащиты приходится 152 человека постоянного состава, тогда как в Московском химико-технологическом институте имени Менделеева — 32, в Военной авиационной академии имени Жуковского — 140, а в Московском авиационном институте имени Орджоникидзе — 44.
За последние 10 лет количество слушателей в Военной академии им. Фрунзе сократилось более чем в 2 раза, а количество профессорско-преподавательского состава осталось неизменным.
Средняя стоимость подготовки одного военного специалиста с высшим образованием (без учета денежного содержания слушателей, стоимости обмундирования и питания курсантов) в 4-5 раз выше, чем в ведущих гражданских высших технических учебных заведениях. Даже в однотипных высших военных учебных заведениях стоимость подготовки кадров различная. Например, в академии имени М.В. Фрунзе затраты на подготовку одного слушателя в год почти на 2 000 рублей больше, чем в Военной бронетанковой академии, где, помимо командных кадров, готовятся и инженеры-танкисты; в Военной инженерной академии имени А.Ф. Можайского — на 1 000 рублей больше, чем в аналогичного профиля Военной инженерной академии им. Дзержинского. В Министерстве обороны нет единой методики определения стоимости подготовки офицеров и вопросу рационального расходования средств на подготовку военных кадров не уделяется должного внимания.
Опыт показывает, что система заочного обучения в вузах Вооруженных Сил себя оправдала. Однако организация заочного обучения требует дальнейшего совершенствования, прежде всего по линии расширения емкости заочных факультетов и отделений при ведущих вузах, полного укомплектования этих факультетов, обеспечения заочников хорошими учебно-методическими пособиями, улучшения работы и расширения сети консультационных пунктов в войсках, создания необходимых условий для офицеров, являющихся заочниками.
Существенные недостатки отмечаются в подготовке и в распределении научно-педагогических кадров. Вновь созданные высшие военно-учебные заведения не укреплены научно-педагогическими кадрами. Если в двух военных академиях Ракетных войск имеется свыше 60 докторов и около 770 кандидатов наук, то в 7 высших Ракетных командно-инженерных училищах, в которых готовятся специалисты тех же профилей, работает только 12 докторов и 350 кандидатов наук. В двух академиях и двух высших инженерных училищах войск ПВО страны имеется только 5 докторов наук. В то же время в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского имеется 51 доктор наук. Министерством высшего и среднего специального образования СССР практикуется командирование крупных специалистов на длительный срок из Москвы, Ленинграда и других центров на периферию, во вновь созданные вузы, для преподавания и оказания помощи в подготовке научно-педагогических кадров. Этот опыт следовало бы использовать и в военно-учебных заведениях.
Обращает на себя внимание, что большинство высших военно-учебных заведений Министерства обороны готовят научные кадры через адъюнктуры только для покрытия своих потребностей по всем специальностям. Есть случаи, когда в некоторых военных академиях готовятся научные кадры по тем специальностям, по которым имеются профилирующие учебные заведения, располагающие специальными кафедрами и крупными специалистами в данной области. Так, в Военной академии имени Фрунзе через адъюнктуру готовятся преподаватели по боевому применению ракетных войск и артиллерии, связи, атомному и химическому оружию, тактике инженерных войск, войсковому и армейскому тылу, в то время как по этим профилям имеются специальные военные академии, в которых можно было готовить этих специалистов более качественно и с меньшими затратами. В некоторых вузах созданы штатные адъюнктуры при отсутствии в них докторов наук и ученых советов.
В процессе изучения практики подготовки офицерских кадров многие командиры и работники военно-учебных заведений высказывали мнение о том, что следовало бы повысить роль и место военных академий в системе военно-учебных заведений. По их мнению, академии должны готовить руководящие командные, политические и инженерные кадры из числа офицеров, смеющих необходимый опыт работы в войсках, обладающих хорошими организаторскими способностями, любящих военное дело и командированных на учебу в порядке индивидуального отбора командованием и партийно-политическими органами. На наш взгляд, это предложение заслуживает внимания.
Имеющиеся существенные недостатки в планировании и организации подготовки военных кадров в значительной мере объясняются тем, что в Министерстве обороны руководство военно-учебными заведениями децентрализовано и находится в ведении главнокомандующих видами вооруженных сил и начальников родов войск, вследствие чего допускается ведомственный подход к подготовке кадров. Аппарат помощника министра обороны по высшим военно-учебным заведениям в его нынешней структуре существенного влияния на планирование и подготовку кадров не оказывает.
В связи с крупными изменениями, происшедшими за последние годы в вооружении, организационной структуре и методах подготовки Вооруженных Сил, возрастанием роли офицерского состава в решении задач, стоящих перед армией и флотом, по нашему мнению, назрела необходимость дальнейшего совершенствования планирования и системы подготовки военных кадров, имея в виду решение таких вопросов, как разработка научно обоснованных расчетов потребности в специалистах с высшим и средним образованием для всех видов Вооруженных Сил и родов войск с учетом перспектив их развития, устранения параллелизма и ведомственного подхода в подготовке кадров; сокращение сроков обучения на основе определения научно обоснованного объема знаний, необходимых специалисту; существенное удешевление подготовки офицерских кадров, повышение уровня научно-педагогической и воспитательной работы в военно-учебных заведениях.
Полагали бы целесообразным поручить Министерству обороны СССР рассмотреть вопросы, связанные с планированием и подготовкой офицерских кадров, и о принятых мерах доложить ЦК КПСС
Зав. Отделом административных
органов ЦК КПСС
Н. Миронов
Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. / Главный редактор С.В. Кудряшов. - В двух томах. - М.: Издательство «ИстЛит», 2018. - 480 с., вкл. цв. илл. Том 2
ignorare legis est lata culpa