Зависит от общества и от целей, которые оно перед собой ставит
>чего то вы загибаете. В крупных компаних (по райне мере западных) активно обучают своих сотрудников от оборудования до методик.
Вы верно написали: "своих сотрудников". И даже с "развитием заказчика" (в отличие от "развития поставщиков" - большие проблемы. Вот я - инженер-испытатель. И выбить из серьёзного западного поставщика информацию о том, как именно он испытывал своё изделие - задача почти невозможная. Максимум - это до предела выхолощенный репорт, в котором напишут, что "всё хорошо". Возможность взаимного контроля напрочь исключена и я наблюдал серьёзнейшие проблемы по этой причине - когда невозможность проверить, как наши требования транслировались в программу испытаний приводила к массовым отказам.
>поэтому капитализм всех и побил. А всякие монополии на знания (включая цеха) - они проиграли.
Как раз сейчас занимаюсь анализом национальных (общедоступных) стандартов КНР по испытаниям и вижу, как руководство КНР целенаправленно разрушает ту самую монополию на знания. Только не цеховую а корпоративную. Приведу характерные примеры:
JB/T 9826-1999 - стандарт по испытаниям дифференциалов тяговых машин.
GB/T 11673-2013 - стандарт по испытаниям управляемых мостов.
T/NJ 1162-2020 - стандарт по испытаниям трансмиссий Power Shift (с переключением без разрыва потока мощности).
Причём в преамбуле этих стандартов - информация об авторах, среди которых вполне себе коммерческие (не государственные) китайские производители.
Я был бы вам (или всякому другому) признателен за примеры таких стандартов с противоположной стороны глобуса. А то всё, что я видел до того - это либо стандартизация требований к поставщикам компонентов (которая в интересах корпораций), либо требования по сертификации. Стандартов, в которых корпорации делились бы своим опытом со всем миром я не видел - с ними только промышленный шпионаж, по другому никак.