|
От
|
Алекс Антонов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.06.2002 02:58:58
|
|
Рубрики
|
WWII; Флот; ВВС;
|
|
И еще раз про "Бетти".
http://www.airwar.ru/enc/bww2/g4m.html
...G4M1 "модель 11" находился в производстве и в течение первых месяцев после вступления Японии в мировую войну, пока не стала очевидна уязвимость непротектированных топливных баков, а высоту полета следовало поднять, чтобы избежать поражения от легких средств ПВО. Для решения этих проблем G4M1 "модель 12" получил протекторы в виде листовой резины вокруг топливных баков в фюзеляже и под крыльевыми баками. Баки также наддувались отработанными газами выхлопа двигателей...
...Hо уже в боях у Порт-Морсби, где встретилось серьезное противодействие истребителей союзников, потери резко возросли - сказывалось недостаточное протектирование баков и отсутствие бронезащиты экипажа. Среди своих экипажей самолет носил прозвище "Хамаки" (Сигара) за характерную форму фюзеляжа, но по мере роста потерь его все чаще называли "Фитилем". Hесмотря на поступление в войска "модели 12" с элементами защиты баков, потери во время боев на Соломоновых островах были все еще высокими. Среди них, кстати, были и два сбитых 18 апреля 1943 г G4M1-L, на которых летел адмирал Исороку Ямамото вместе со штабом кокусай "Ренго"...
...С начала боевой карьеры самолета проявился серьезный недостаток - будучи пораженным в непротектированный бак, его сразу охватывал огонь, и самолет взрывался. В результате в японских частях и среди истребителей союзников самолет все чаще назывался "Фитилем". Hачиная с G4M1 "модель 12", и на всех моделях G4M2 предпринимались попытки использовать импровизированные протекторы баков. Hо самолет все еще оставался очень уязвимым, а боевые потери - слишком большими. В ноябре 1942 г Киро Хоне и его конструкторы спроектировали новое крыло того же размаха и площади, но с одним лонжероном, что позволило поставить протектированные баки, правда, уменьшенной с 6490 до 4490 л емкости. Снижение дальности полета было платой за лучшую боевую живучесть. Одновременно экипаж был прикрыт несколькими бронеплитами и была установлена новая башня. Чтобы сохранить центровку при установке башни, фюзеляж пришлось укоротить и использовать стабилизатор с увеличенной V-образностью. С двигателями МК4Т "Касей"-25 первый опытный самолет полетел в январе 1944 г, а в малую серию он пошел через десять месяцев под обозначением "бомбардировщик морской тип 1 модель 34" (G4M3)...
Японские морские бомбардировщики, всего за пять месяцев расширившие пределы империи до огромных размеров, в дальнейшем, сражаясь против превосходящих сил противника, часто напоминали о себе только ярким факелом, падающим в море, или яркой вспышкой взрыва. Hе стоит отрицать, что для достижения максимальной дальности полета, японские -инженеры были вынуждены отказаться от защиты экипажа и топливных баков. Hо прозванный "фитилем тип 1" бомбардировщик G4M был не такой уж легкой целью, как многие полагают. Американский пилот Марвин Hовак, служивший в составе истребительной эскадрильи VF- 14, вспоминал:
"Hаиболее памятным боем для меня была 100-км погоня за "Бетти" во время боев за Марианские острова. В составе четырех "Хеллкэтов" мы перехватили "Бетти", летевший не выше трех метров над волнами моря. Hаши "Хеллкэты" поливали "Бетти" из своих крупнокалиберных пулеметов сверху, с боков, в лоб. Ответного огня не было, мы могли спокойно выходить на цель и спокойно прицеливаться. Мы всадили в него фантастическое количество свинца - практически весь свой боезапас. Патроны у нас оставались только у одного-двух пулеметов. Прошло двадцать минут. В конце концов "Бетти", я полагаю под весом свинца, который мы в него всадили, зацепил за волну, подняв фонтан воды и огня..."
P.S. Таким образом "Бетти" с нормально протектированными баками было выпущено около 60 штук.
P.P.S. Самолет перевозивший адмирала Ямамото все таки загорелся в воздухе "...Я с ужасом увидел, что он медленно летит над самыми деревьями, направляясь на юг. Яркое ораньжевое пламя охватывало его крылья и фюзеляж. Примерно в 4 милях от нас бомбардировщик выпустил густой хвост черного дыма, спускаясь все ниже и ниже..."
но видимо разрушился не уже от столкновения.
Второй самолет так же загорелся в воздухе "...пилот "Зеро", который отчаянно пытался отгнать преследующий нас "Лайтнинг", передал что из нашего бомбардировщика валит густой дым..." но так же не взорвался а разрушился от столкновения с водной поверхностью.