|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
Архив
|
|
Дата
|
21.06.2002 01:49:07
|
|
Рубрики
|
WWI; WWII; 1917-1939;
|
|
Re: "Военная тревога" 1927 года (перенос из архива)
Здравствуйте. Ветка ушла в архив, а я с запоздалыми своими соображениями.
>>конечно, она ["военная тревога" 1927 года] была надуманна (то есть реальной угрозы нападения на СССР в этом году не было), но субъекивно часть большевистской элиты в это, возможно, верила.
Мне кажется, что "военная тревога" была для внутреннего потребления. Надо было мобилизовать сограждан угрозой империалистической агрессии. А существовавший секретный доклад ОГПУ советскому руководству с утверждениями о скором начале такой агрессии, авторами которого были Меньжинский и Ягода, нужен был Сталину и его временным союзникам для решающей схватки за власть со Львом Давыдычем. Как иллюстрация того, что не надо лезть на рожон и заниматься международным хулиганством ради "мировой революции", главным героем которой намеревался стать Троцкий, а надо "строить социализм в отдельно взятой стране".
А вот пишет тов.Рю:
>С той, что угрозы нападения НА СССР не было. Но были ли реальные действия СССР, недопустимые в военное время или, по крайней мере, между невоюющими странами? Я бы не отвечал с ходу отрицательно на этот вопрос. В частности, в отношении Польши было и такое, и куда более крутое - фактически, партизанско-диверсионная война. Нет причин считать, что в отношении той же Англии это казалось недопустимым. Тогда объясняется и беспокойство советского руководства - уж им-то не знать было, у кого рыльце в пушку?
Тут немножко смещено время. Восстание на Волыни разведупром готовилось году в 25-м. Тогда как раз произошел дипломатический скандал с поляками, поскольку один из созданных там "партизанских отрядов", обложенный войсками, отказался соблюдать приличия, не счел нужным скрывать свою принадлежность и с боем прорвался из Польши в СССР. А письмо Зиновьева британской компартии датируется 1926 годом. К 1927 году главное направление советской экспансии уже развернулось на Восток. Быстренько это "теоретически обосновали", провели марксистско-ленинский анализ, объявили про "стабилизацию капитализма", буржуи, мол, избаловали рабочий класс за счет ограбления колоний, надо их подрывать оттуда. Но это уже было только по видимости нечто революционное, только вывеска была идеологическая, а по сути - стараю добрая борьба за сферы влияния, за геополитические интересы, поиск сторонников из местных кадров. То, чем всегда занимались державы.
>>И, думаю, неверно ее рассматривать как прелюдию коллективизации и Великого перелома - это задним числом так кажется. Скорее, это стало раздувалось как фон последней схватки за власть между группой Сталина и левыми.
Именно так. А на Западе в абсолют тогда возвели идеи пацифизма, дескать, после ужасов Великой войны главное - это сохранение мира, а остальное мелочи. Такой был штамп, трафарет общественного сознания. И его еще помогали "внедрять" по заказу сверху.
Просто по опыту WWI западные политические и деловые круги пришли к выводу, что война в современных условиях убыточна в том числе и для победителей. А с Советским Союзом можно было очень выгодно торговать, особенно тогда, когда началась великая депрессия. Поэтому всякие хулиганские выходки коминтерновцев оставлялись без последствий. И никаких воплей про "международный терроризм" или, Боже упаси, "санкций"! об этом и близко речи не заходило. Всякие британские ноты были чисто дипломатическим ходом, надо было немножко постучать пальцем на баловников, практического продолжения они никакого не имели. А от разного компромата типа всяких "писем Зиновьева" советское руководство с самым невинным видом отпиралось, объявляя все фальшивкой. Реальное "письмо", похоже, именно фальшивкой и было. Подрабатывали, знаете ли, некоторые русские эмигранты на хлеб таким образом. И всегда был готов убойный довод - Коминтерн и Советское правительство это разные епархии, ничего между собой общего не имеют. И за действия местных компартий СССР не отвечает. И ведь удовлетворялись проклятые империалисты такими объяснениями.
>Как косвенную прелюдию - вполне. Оказалось, что опора на "пятую колонну" в Англии фактически несостоятельна, а в случае, когда терпение кончится, крыть-то и нечем. Отсюда - милитаризация и индустриализация.
Какая там война с Англией. Иосиф Виссарионович тогда не исключал возможность войны с Польшей, он ее рассматривал. Больно уж задиристыми в то время были поляки. Но не был он авантюристом вроде своих до поры до времени товарищей. Ради сомнительных перспектив рисковать государством не собирался.
С уважением,
А.Рюмин