|
От
|
Nagel
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.07.2024 15:32:12
|
|
Рубрики
|
WWII; Армия; 1917-1939;
|
|
Рапорт начальника оперативного отделения 206й дивизии германской армии.
Рапорт начальника оперативного отделения 206й дивизии германской армии майора Нагеля, сентябрь 1939 г.
Перевод с немецкого
Копия
Майор Нагель
Начальник оперативного
отделения 206-й дивизии
КП дивизии Фридрихсхоф
26.09.39 г.
Содержание: наблюдения при контакте с русскими войсками.
1) 29.9 по приказу штаба 4-й А для установления связи выехал из Белостока в направлении г. Грудек:
а) В районе Песчаники встретил несколько танков (Кристи, 37-47 мм), со мной в машине ехал сов. старший лейтенант, чтобы искать штаб, деловой и сдержанный.
б) После напрасных поисков в Бжостовице, 10 км зап. Волковыск, встретился с 4 русскими комиссарами, офицерами, которые хотели сопровождать дальше. Поведение деловое, но сдержанное. После длительного ожидания у дороги в крестьянской хате в их сопровождении выехал в Волковыск.
в) в Волковыске посредничество принял на себя комиссар Рыков. На вопрос о подчинении не ответил. Поведение деловое, уверенное. Мою просьбу выслать офицера связи в германский армейский штаб. Якобы передал своей армии. Мое предложение выехать самому в русскую армию было отклонено со ссылкой на большое расстояние (4-5 часов). Утверждали, что не знают фамилии своего командующего армией. Говорили о штабе группы (между армией и корпусом). На последующие осторожные вопросы отвечали уклончиво. В остальном - обычная недоверчивость по отношению к иностранцу и боязнь выдать что-нибудь военное.
Полковой комиссар Рыков через некоторое время заявил, что уполномочен своей армией, принял переданный мною порядок вывода войск и согласился на следующий день выслать офицера связи в штаб 4-й А.
Беседы с несколькими офицерами и комиссарами во время ожидания показали:
- удивление по поводу стремительных германских побед, интерес к роли ВВС и танковых войск (даже офицер-сапер);
- радость по поводу неожиданно радушного приема (пролетарским) населением (везде почетные арки и красные флаги);
- величайшая сдержанность в разговорах о своей армии, никаких даже мельчайших данных.
г) Для поездки на 80 км по территории с остатками польской армии по приказу полкового комиссара (это звание) выделили прикрытие - два танка (т.н. скоростные танки "Кристи", которые по хорошему шоссе давали не более 40 км/час). Отношение ко мне офицера-танкиста - весьма воинское и дисциплинированное.
Наблюдения во время поездки:
- русская танковая часть (видел только известный средний тип 37-47 мм, развед. машины - только старый Броне Форд 2 мм) хорошо замаскированная в лесу; остальные колонны состояли из всевозможных грузовиков; легковые - только Форд; колонны подвоза ГСМ - цистерны и загруженные бочки, не единообразные; стрелки - тесно сидят на грузовиках по 16 чел. (4 ряда х4); машины в основном старые и изношенные, самые разнообразные; специальных военных автомобилей, как у нас, я вообще не видел.
2) 21.9 в Белостоке.
В 11.00 - прием русской комиссии у командующего армией генерала пехоты Штраус.
Полковник (артиллерист) Семенов, командир
Полковой комиссар Рыков
Майор
Весьма сердечное приветствие со стороны генерала Штрауса, присутствуют нач. штаб и нач. оперативного отделения.
Объявляется, что управление штаба 4й А остается в Ломже, туда приглашается русский офицер связи, который будет гостем германского штаба армии. Согласились передать это русскому командующему; и сейчас не дают данных о русских штабах и своей подчиненности, не предъявили письменных полномочий, не ответили на вопрос о фамилии своего командующего армией, пошли на это лишь после упоминания подписанной им листовки; в остальном - недоверие и сдержанность, несмотря на исключительное теплосердечное отношение германского командующего армией.
После короткого завтрака в моем сопровождении выехали к германской передовой линии.
Оценка: полковник Семенов сдержан, недоверчив, типичный пролетарий; полковой комиссар Рыков, 35 лет, типичный русский, хорошее впечатление, находчивый, уверенный.
3) 22.9 русский офицер связи не приехал.
Майор Нагель, по приказу армии, после отхода остался в Белостоке. С 12.00, как было согласовано, приезжают полиция и части для принятия административных функций, возглавляет полк. комиссар Рыков (не единообразные машины, маленькие грузовики Форд по 16 чел. стоя и сидя).
Мое предложение остаться в качестве офицера связи в Белостоке отклонено, более того, теперь полковник Семенов планирует появиться в Ломже, куда он потом привезет и решение по вопросу германского офицера связи. После этого я уехал. Несмотря на отказ, была выслана развед. машина для сопровождения (как сказал Семенов, для демонстрации жителям).
Поведение остальных присутствующих русских офицеров весьма сдержанное.
Прием русских войск в Белостоке с ликованием пролетарского населения; речи командиров и комиссаров.
4) 23.9.
Приказ штаба 4-й А вновь ехать в Белосток, чтобы, по возможности, попасть в штаб армии, т.к. русский офицер связи не появился.
Зап. Белостока натолкнулся на развед. машины (Броне-Форд) и несколько грузовых машин с солдатами. Сопровождает легковая машина, получает приказ -в штаб дивизии-замок.
В Белостоке наблюдал:
Танковое подразделение (рота?) 23 танка (37-47 мм) обоих известных средних типов, впереди - Броне-Форд, несколько грузовиков с солдатами, обоз из грузовиков всех типов, не единообразных, нет специальных военных типов, радиомашина: модель, вероятно, 1912 года с антеннами и т.д., весьма имповизированного вида; солдаты - молодые, с определенным воодушевлением махали жителям, обмундирование неаккуратное, дисциплина и внешний вид - не сравнить с нами.
В замок не пускает полковник (старший офицер, неплохое впечатление, уверенный, отрицательное отношение). Он спросил, что нужно, утверждал, что в Белостоке нет штаба и не будет пока, поэтому мне здесь нечего делать и я должен ехать назад, пока у нас не появится офицер связи от них (я слышал сказанное остальным: "Он не должен найти штаб").
В остальном отношение деловое, но чрезвычайно отрицательное, ясно чувствовалось желание не давать никаких сведений. Для обратной поездки выделили развед. машину сопровождения. В расположении германских передовых частей ожидал полковник Семенов, который хотел попасть в германский штаб в Ломже. Его туда сопроводили, он должен был сразу вернуться, а не оставаться. Он передал сообщение, якобы от русского командующего армией, что постоянный офицер связи ни в германский штаб направлен не будет, ни оттуда не требуется. Предлагалось во избежание недоразумений на главных маршрутах выделить посредников, которые могли бы непосредственно решать вопросы, возникающие в ходе отвода и выдвижения войск.
Чувствовалось желание избежать более тесных контактов. Полковник Семенов сразу настоял на возвращении. Его служебное положение выяснить было невозможно, он заявил, что работает в штабе.
Общее впечатление при контакте с русскими.
Сдержаны вплоть до замкнутости, не отвечают на вопросы с точно такой же вежливостью и открытостью, как и с нашей стороны, недоверчивы, скрывают свои планы и организационную структуру.
Войска. Личный состав - молод, обмундирование и поведение далеко не столь аккуратное и дисциплинированное, как у нас.
Техника, насколько я видел, несравнима с нашей.
Подписал
Майор Нагель
Рассчет рассылки
Штаб 4-й А-
4 экз.
21-й А.К.-
1 экз.
Группа Бранд-
1 экз.
М-р Нагель-
1 экз.
8 экз.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/10-iyulya-1987-goda-byl-vskryt-osobo-sekretnyy-paket-chto-skryvali-podlinniki-materialov-sovetsko-ge/