|
От
|
Александр Жмодиков
|
|
К
|
sas
|
|
Дата
|
09.06.2024 13:17:49
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Армия;
|
|
Re: Один ответ...
>Вот когда вспомните, тогда и приходите. Пока что в данной книге находится цитата несколько иного рода:Так как Кутузов в Тарутине был на три или четыре перехода ближе к Смоленску, чем Наполеон в Москве, то последний полагал, что лучше будет, если он начнет свое отступление с своего рода наступательной операции и отбросит сперва Кутузова до Калуги с тем, чтобы потом какой-нибудь второстепенной дорогой, например, на Медынь и Юхнов, пройти в Дорогобуж.
А как же эта цитата:
>Мы никогда не могли понять тех, кто так упорно отстаивает мысль, будто Наполеону следовало избрать для своего обратного пути другую дорогу, а не ту, по которой он пришел. Откуда мог он довольствовать армию помимо заготовленных складов? Что могла дать неистощенная местность армии, которая не могла терять времени и была вынуждена постоянно располагаться биваками в крупных массах? Какой продовольственный комиссар согласился бы ехать впереди этой армии, чтобы реквизировать продовольствие, и какое русское учреждение стало бы исполнять его распоряжения? Ведь уже через неделю вся армия умирала бы с голода.
>Отступающий в неприятельской стране, как общее правило, нуждается в заранее подготовленной дороге; кто следует назад при весьма невыгодно складывающейся обстановке, вдвойне нуждается в таковой; а тот, кто собирается совершить по России обратный путь в 120 миль, нуждается в ней втройне. Под "подготовленной дорогой" мы разумеем дорогу, которая обеспечена соответственными гарнизонами и на которой устроены необходимые армии магазины.
>Марш Наполеона на Калугу являлся совершенно необходимым началом его отступления, но вовсе не означает, что Наполеон имел в виду избрать новый путь. От Тарутина, где находился Кутузов, до Смоленска на три перехода меньше, чем от Москвы, где располагался Наполеон; поэтому, прежде чем начать свое действительное отступление, Наполеону надо было потеснить русскую армию, чтобы уничтожить это ее преимущество. Конечно, ему было бы еще приятнее, если бы удалось маневрированием заставить Кутузова отойти к Калуге. Он надеялся достигнуть этого посредством внезапного перехода со старой дороги на новую, что создавало угрозу левому флангу Кутузова. Но так как ни этот маневр, ни попытка налета открытой силой у Малоярославца не удались, то он предпочел отказаться от этой задачи и решил, что теперь не время терять в общем сражении еще 20 000 человек из тех небольших сил, какие у него еще оставались, для того чтобы как-нибудь закончить кампанию отступлением.
>Неясно, конечно, на основании чего Клаузевиц сделал такие выводы (г-н Жмодиков, например, утверждает, что строгого плана у Наполеона вообще не было, кроме как как-то добарться до Смоленска), но тем не менее...
Клаузевиц не читал корреспонденцию Наполеона, она ещё не была издана. Он читал описания кампании, изданные в середине 1820-х годов: со стороны армии Наполеона - Шамбре, со стороны русской армии - Бутурлина (книга Бутурлина была написана и издана на французском языке, перевод на русский был издан позже). Те тоже многого не знали. Бутурлин, кстати, пишет, что отступление Кутузова после сражения при Малоярославце было серьёзный ошибкой, которая могла бы иметь очень опасные последствия, если бы противник вовремя заметил:
>Cette marche rétrograde, dont l'idée fut suggérée au maréchal par des inquiétudes peu fondées pour la route de Medynn à Kalouga, était une faute grave, qui aurait pu avoir les plus dangereuses conséquences, si les ennemis s'en étaient aperçus à temps.
- Re: Один ответ... - sas 10.06.2024 10:20:53 (51, 949 b)
- Ссылки - Александр Жмодиков 10.06.2024 00:17:59 (49, 894 b)